Category: психология

Category was added automatically. Read all entries about "психология".

ушанка
  • daosden

(no subject)

В тюрьме Кхенпо Мюнсел Ринпоче учил меня: «Степень твоей реализации станет понятной, когда ты столкнешься с трудными обстоятельствами. Ты не узнаешь ее, когда все хорошо». Когда вы оказываетесь в неприятной ситуации - испытывая огромную боль, возникновение сильных эмоций, только тогда вы узнаете, где находитесь в своей практике. Он добавлял: «Неблагоприятные обстоятельства выявят твои скрытые недостатки». Если вы в состоянии во время таких событий непоколебимо поддерживать осознанность, и, таким образом, не унесены силой эмоции, это будет показателем того, что вы приобрели опыт в практике.

Если бы вы с большим усердием практиковали бдительное осознавание всего один месяц; если бы вы, в это время, распознавали даже самую тонкую мысль и не позволяли бы своему уму теряться в иллюзиях, то даже через такой короткий срок стали бы... свидетелем больших перемен! Получив личный опыт наблюдения иллюзорной игры, вы более не были бы так сильно расстроены свирепыми горестями. В действительности, существует лишь одно лекарство – бдительное осознавание. Это единственная эффективная защита, которая трансформирует как внешние трудности, так и внутренние.

Кьябдже Гарчен Ринпоче
звезда

О страдании

Создавая Жанну, как мы помним, команда Мары (Пелевин сознательно не хочет говорить кто эти МЫ) подключила к ней два уровня страданий, пригласив для этого консультанта - буддолога.

Попробуем и мы разобраться, о каких страданиях говорится.


Из учений Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче
Виды страдания и счастья

Collapse )
сакура

«Призрачная нить»: грибы под соусом психоанализа

«Призрачная нить» (англ. Phantom Thread) — американский драматический фильм режиссёра Пола Томаса Андерсона

Одной из важных особенностей режиссерского стиля Пола Томаса Андерсона является, по меткому выражению The New York Times, «несбалансированное понимание сути». Андерсона действительно можно назвать режиссером, который все показывает, но ничего не объясняет, оставляя зрителю пространство для свободной интерпретации. При этом он далек от откровенно сюрреалистических загадок и нагромождений необъяснимого, что характерно, например, для Дэвида Линча. С бытовой точки зрения действия всех персонажей Андерсона вполне очевидны, однако раскрытие их истинного психологического значения зачастую требует от зрителя дополнительных усилий. В итоге создается эдакий эффект смутной ясности, когда, вроде, все понятно, но кажется, что там в глубине есть что-то еще.

Погрузиться в эту глубину можно с помощью психологических теорий, которые, собственно, для этого и предназначены. Так что давайте призовем их на помощь для более детального понимания сути фильма «Призрачная нить» (алярм: далее следуют беспощадные спойлеры).

Collapse )
звезда

Мертвые матросы не спят

Сегодня в Бездне мы открываем цикл лекций для диалога и обсуждений таких важных для каждого человека событий, как жизнь и смерть, сновидение и сон.
Мы попробуем исследовать природу сознания, опираясь на материалы конференции «Ум и Жизнь», которую проводил Его Святейшество Далай Лама XIV с учеными разных направлений: нейробиологов, физиков, философов, психологов, психоаналитиков, лингвистов и пр. на основе когнитивистики — естественной отправной точкой контакта между буддизмом и современной наукой.

Я полагаю, что такие лекции помогут и читателям Виктора Пелевина глубже заглянуть в тайны Шлема Ужаса.

Лекция 1. Я, индивидуальность, личность

Чарльз Тейлор, известный философ и автор многих работ. В своей книге «Источник себя» он создал яркую и выразительную картину того, как на Западе понимают «личность».
Дадим ему слово.

— Я бы хотел поговорить о некоторых важнейших аспектах западного понимания собственной «личности», собственного «Я». Для этого необходимо видеть общую картину развития данного понятия. Думаю, что лучше бы было начать с самого слова «личность». В нашей истории это кое-что весьма новое, лишь последние пару столетий мы можем сказать «я есть личность». Раньше мы никогда не использовали возвратное местоимение self* ни с определенным, ни с неопределенным артиклем. Древние греки, римляне и люди Средневековья никогда не рассматривали это как описательное выражение. Сегодня мы можем сказать, что в комнате есть тридцать личностей, но наши предки так выразиться не могли. Они, возможно, сказали бы, что в комнате есть тридцать душ или использовали какое-либо другое описание, но они бы не использовали слово личность, я думаю, что это отражает кое-что фундаментальное в нашем понимании человеческого существа, нечто очень глубоко укоренившееся в западную культуру.

Collapse )
звезда

Первые впечатления

Поделюсь с Вами своими впечатлениями от романа В. Пелевина "iPhuck 10" .
Роман мне показался очень сложным для понимания, есть что-то в нем от "Шлема Ужаса" и "ЛКТЦБ".
Мой взгляд возможно покажется вам неубедительным или даже слишком революционным, но это только мое первичное прочтение, может быть что-то потом я переосмыслю.

Начну, пожалуй, с гипсового кластера. Можно сказать с конца романа. Этот кластер, или наша клетка или тюрьма - метафоры нашего нахождения в сансаре. И никто нас сюда не заточал, все гипсовые стены этого кластера построены нами самими, нашим умом.
И не зря от имени Порфирия автор восклицает:

Чего хочет от тебя сегодня твой гипсовый кластер? Чего хочешь от него ты? Отличаетесь ли вы друг от друга? Чей ум ты так привычно зовешь своим? Чей голос в твоей гипсовой голове объясняет, как обстоят дела?

Собственно -главный посыл романа - задуматься всем нам, как мы попали в этот кластер, почему отождествляем себя с ним? Кого считаем собой, своим "я"?

Немного для развития темы. Чогьям Трунгпа Ринпоче: «Фактически, понимание эго представляет собой основу буддизма. Следовательно, нам надо рассмотреть процесс развития «я».

Collapse )
Collapse )
ушанка
  • daosden

Как пасти быка

У человека ум – это как у казака лошадь. Все время вперед нас движет. Только господин барон говорят, что нынче у людей совсем другой коленкор пошел. Никто с этой своей лошадью совладеть не может, и поэтому она, можно сказать, удила закусила, и не всадник теперь ей управляет, а она его куда хочет, туда и несет. Так что всадник и думать забыл, что он куда-то попасть хотел. Куда лошадь выбредет, там и едет.
В. Пелевин. Чапаев и Пустота


Оригинал взят у nendl в Чогьям Трунгпа - Как пасти быка

10 картинок о том, как пасти быка



Я решил включить сюда широко известные дзен изображения о тренировке ума - 10 картинок о том, как пасти быка - которое настолько основополагающе, что его можно считать фундаментальным по отношению ко всем школам буддизма. Данное представление можно рассматривать более глубоким образом, то есть как этапы духовного развития от шравакаяны до маха ати. В тибетской традиции есть аналогия со слоном, но она, в большинстве своем, применима только к практике шаматхи, так как её символизм не выходит за пределы езды верхом на слоне. Эволюционный процесс приручения быка, изображенный в 10 картинках, очень близок к воззрению ваджраяны касательно трансформации энергии. В частности, возвращение в мир, как выражение сочувствия нирманакайи, показывает, что окончательная реализация дзен автоматически ведет к мудрости маха ати.



Collapse )



(с) иллюстрации Tomikichiro Tokuriki из "Zen Flesh, Zen Bones"

(с) перевод с английского "Chogyam Trungpa - Mudra: Early Songs and Poems"

звезда

Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел

Это сущностное наставление я запостила для моего ученика Джокера.
В нем много букв про привязанности и учение Будды, не каждый его осилит. Но я знаю, Джокер сможет прочесть и поймёт суть.

Гендюн Ринпоче. Мир как сон

Если есть желание практиковать учение Будды, вначале необходимо развить мотивацию действовать на благо всех существ, всех без исключения. Развив мотивацию, мы затем начинаем применять полученные учения на практике, реально стремясь действовать на благо всех и занимаясь медитацией. Мотивация очень важна:
она - изначальный импульс, ориентирующий нас на то, чтобы приносить пользу другим. Когда развита правильная мотивация, мы сосредоточиваем на этом всё наше внимание, всю энергию тела, речи и ума. Развитие намерения без действия само по себе никому помочь не может.

Когда мы практикуем Дхарму, нашей целью является освобождение от страданий либо на относительном уровне в повседневной жизни, либо на абсолютном уровне - избавление от цикла смертей и перерождений. Испытываемое сегодня страдание мы стараемся трансформировать в счастье, как временное, так и постоянное.
Какой бы ни была наша жизнь, мы постоянно оказываемся в неприятных условиях или болеем, что является результатом наших прошлых негативных действий. Мы обнаруживаем, что страдание - это просто созревшая карма, результат прошлых действий, совершённых под влиянием неведения. Неведение, или отсутствие сознательности и незнание нашей истинной природы, заставляет нас верить в существование "я", эго, или собственной личности. Эта крепость эго создаёт запутанность в нашем уме, а точнее - пять мешающих эмоций, которые отравляют все наши действия. Эти действия становятся негативными, в результате чего испытывается личное страдание.


Collapse )
звезда

Дао Песдын. Девяносто два. О женском сердце

Из пизды кверху поднимается сок, а через глаза залетает мирская тщета и движется вниз. Встречаются в середине груди, вскипают и соединяются в черную субстанцию, которая есть корень женского естества. От него в мире вся злоба и сучество, боль сердца, мракодушие и тоска. И не избыть того никак, ибо женщина влечет к себе через неправду, а если рассеять обман, то сразу видно, что она и вовсе не нужна, а без нее намного лучше. Этой ясности ей не пережить, и узреть истину мужчине не даст, поскольку охотиться сама не может. Потому все время врет и сучествует, и сама понимает, как завралась, но сделать ничего не в силах, и в глазах у нее тоска и страх. А если припереть к стене и долго бить по морде, то сознается во всем, но скажет, что без той хитрости иссякнет жизнь. Истинно так. Потому мудрые говорят, что жизнь есть надувательство и черный обман.

Под текстом было приписано от руки — видимо, для воинского гадания: «Если завтра в бой, знай, что сердце пидараса подобно женскому».
— Все так, — прошептал Грым и закрыл «Дао Песдын».

В. Пелевин,S.N.U.F.F.

Я изложу свою трактовку этого гадания. Напомню лишь, что воины гадали перед боем, то есть перед возможной смертью.
Как и остальные Дао Песдын в этом романе, в этих отрывках зашифрован иной смысл, не тот, что читается явно, буквально.


Collapse )
ушанка
  • daosden

Ошо. Пустая лодка

Каждая форма означает эго: даже у петуха есть свое эго, и у человека есть свое. Любая форма сосредоточивается в эго. Бесформенность означает отсутствие эго; тогда вы не сконцентрированы в эго, тогда ваш центр, ваше средоточие, ваша основа — повсюду и нигде. Это возможно, это, кажущееся почти невероятным, — это возможно, и что именно это произошло со мной. И когда я говорю с вами об этом, то я говорю, исходя из своего опыта.

Collapse )