Category: психология

Category was added automatically. Read all entries about "психология".

ушанка
  • daosden

Искусные касания

Предложу версию своей расшифровки названия нового романа Виктора Олеговича.

Будда, проводя проповеди, давая ученикам свое учение, использовал искусные методы для того, чтобы привести ученика к Просветлению. Такие искусные методы в буддизме называются УПАЙЯ.

Часто этот термин используется совместно с термином «каушала» (санскр. कौशल्य, удобный). Упайя-каушала — это доктрина искусных средств. Термин буквально переводится как методологическое удобство или инструментальное умение, но хорошим переводом также является: проворность, умелость, хитрость, изобретательность. Упайя-каушала акцентирует внимание практикующего на собственных специфических техниках и методах прекращения страданий (в философском смысле) и вводит новые средства для приближения к освобождению от кармы. Смысл этого заключается в том, что техника, видение и проворность практикующего необязательно правильны с точки зрения «высшего» смысла, но все равно могут быть использованы для достижения «правильного» результата.


Знаменитая история из Лотосовой сутры часто преподносится как пример упайи. Один человек, вернувшись домой, обнаружил что дом его в огне, а дети его внутри играют со своими любимыми игрушками. Он начал кричать детям, чтобы они убегали из горящего дома, но дети не поверили в то, что дом горит, и продолжали играть внутри. Поразмыслив о том, как он может использовать подходящие средства для убеждения, человек сказал детям, что он принес позолоченую тележку и игрушечного быка для них, и эти игрушки ожидают их на улице. Услышав это, дети выбежали из горящего дома и были спасены.

Наиболее важное в концепции упайи — ясный ум и сострадание, преподаваемые специфическими уроками для ограниченной аудитории.



Алан Уотс

Collapse )
звезда

Нерожденный ум

Шамар ринпоче

Нерожденный ум

Ни один материальный объект не существует независимо, будь то мельчайшая частица или огромная гора. Все вещи взаимозависимы. Без левого не может быть правого, если нет горячего, нет и холодного, если нет длинного, то нет короткого, если нет «меня» – нет и «тебя». Ничто не существует само по себе.

Collapse )

Кулак в бархатной перчатке

Эмоциональные качельки с Питером Пэном

Человек с психической патологией – не обязательно маньяк с тесаком, иногда он может быть очень-очень милым и таким, знаете, особо ранимым. Вечным подростком, вечным мальчиком, Питером Пэном. Но этот милый мальчишечка способен устроить вам персональный ад, если вы позволите ему подобраться к вам слишком близко.

Питер Пэн вовсе не безобиден, он брат-близнец Нарца, отличие его в том, что боль он причиняет партнеру вроде как совсем-совсем не специально, просто оно вот так получилось, а сам он ни при чем. Поэтому его нужно принимать таким как есть, прощать, терпеть, подстраиваться и не обижаться. Потому что и обижаться-то смысла нет, он ведь даже не замечает, как причиняет боль, он вообще по большому счету никого, кроме себя и не замечает. Такая вот классика, помните фразу из сказки про Питера Пэна: «Он как прежде был маленьким мальчиком, а она – уже взрослой женщиной. Но он ничего не заметил, потому что был занят собой».

Питеров Пэнов стало так много, что психологи и психотерапевты всерьез взялись за изучение нежелающих взрослеть пациентов. Американский психолог Дэн Кейли ввел в широкий обиход термин «Синдром Питера Пэна». У этих пациентов есть сугубо свои специфические черты, но и тут не обходится без проявлений нарциссического расстройства личности.

Collapse )
сакура

Буддизм для западных практикующих

Джек Энглер — американский психотерапевт, психолог-супервизор Медицинской школы Гарварда, исследователь буддизма и учитель дзен. В этой статье из сборника “Буддизм и психотерапия” он пишет о том, почему одной медитации часто недостаточно; о десяти нездоровых мотивациях западных практикующих; а также о том, как практика может превратиться из пути освобождения в инструмент укрепления эго.

Накопив определённый опыт практики, в частности, в медитации, мы как западные буддийские практикующие сделали, хотя и неохотно, одно открытие. То, что привлекало, и, возможно, продолжает привлекать нас к буддизму, — это обещание освобождения от страданий и болезненного ощущения неполноценности и ограниченной удовлетворённости жизнью. Большинство из нас не были разочарованы. Мы действительно нашли в Дхарме Будды путь и освобождение, которых не могли найти больше нигде. Именно поэтому мы продолжаем практиковать. Однако со временем мы узнали о практике кое-что ещё: она не ограждена от влияния нашей личной истории, нашего характера, наших внутренних конфликтов и наших стилей защиты. Мы постепенно узнаём, что випассана, дзадзэн, нёндро, тонглен, метта — и вообще любая практика из арсенала буддизма, подобно психотерапии и другим вмешательствам, направленным на исцеление, — могут быть использованы прямо противоположно своему предназначению и замыслу.

Collapse )
звезда

О страдании

Создавая Жанну, как мы помним, команда Мары (Пелевин сознательно не хочет говорить кто эти МЫ) подключила к ней два уровня страданий, пригласив для этого консультанта - буддолога.

Попробуем и мы разобраться, о каких страданиях говорится.


Из учений Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче
Виды страдания и счастья

Collapse )
сакура

«Призрачная нить»: грибы под соусом психоанализа

«Призрачная нить» (англ. Phantom Thread) — американский драматический фильм режиссёра Пола Томаса Андерсона

Одной из важных особенностей режиссерского стиля Пола Томаса Андерсона является, по меткому выражению The New York Times, «несбалансированное понимание сути». Андерсона действительно можно назвать режиссером, который все показывает, но ничего не объясняет, оставляя зрителю пространство для свободной интерпретации. При этом он далек от откровенно сюрреалистических загадок и нагромождений необъяснимого, что характерно, например, для Дэвида Линча. С бытовой точки зрения действия всех персонажей Андерсона вполне очевидны, однако раскрытие их истинного психологического значения зачастую требует от зрителя дополнительных усилий. В итоге создается эдакий эффект смутной ясности, когда, вроде, все понятно, но кажется, что там в глубине есть что-то еще.

Погрузиться в эту глубину можно с помощью психологических теорий, которые, собственно, для этого и предназначены. Так что давайте призовем их на помощь для более детального понимания сути фильма «Призрачная нить» (алярм: далее следуют беспощадные спойлеры).

Collapse )
звезда

Мертвые матросы не спят

Сегодня в Бездне мы открываем цикл лекций для диалога и обсуждений таких важных для каждого человека событий, как жизнь и смерть, сновидение и сон.
Мы попробуем исследовать природу сознания, опираясь на материалы конференции «Ум и Жизнь», которую проводил Его Святейшество Далай Лама XIV с учеными разных направлений: нейробиологов, физиков, философов, психологов, психоаналитиков, лингвистов и пр. на основе когнитивистики — естественной отправной точкой контакта между буддизмом и современной наукой.

Я полагаю, что такие лекции помогут и читателям Виктора Пелевина глубже заглянуть в тайны Шлема Ужаса.

Лекция 1. Я, индивидуальность, личность

Чарльз Тейлор, известный философ и автор многих работ. В своей книге «Источник себя» он создал яркую и выразительную картину того, как на Западе понимают «личность».
Дадим ему слово.

— Я бы хотел поговорить о некоторых важнейших аспектах западного понимания собственной «личности», собственного «Я». Для этого необходимо видеть общую картину развития данного понятия. Думаю, что лучше бы было начать с самого слова «личность». В нашей истории это кое-что весьма новое, лишь последние пару столетий мы можем сказать «я есть личность». Раньше мы никогда не использовали возвратное местоимение self* ни с определенным, ни с неопределенным артиклем. Древние греки, римляне и люди Средневековья никогда не рассматривали это как описательное выражение. Сегодня мы можем сказать, что в комнате есть тридцать личностей, но наши предки так выразиться не могли. Они, возможно, сказали бы, что в комнате есть тридцать душ или использовали какое-либо другое описание, но они бы не использовали слово личность, я думаю, что это отражает кое-что фундаментальное в нашем понимании человеческого существа, нечто очень глубоко укоренившееся в западную культуру.

Collapse )
звезда

Первые впечатления

Поделюсь с Вами своими впечатлениями от романа В. Пелевина "iPhuck 10" .
Роман мне показался очень сложным для понимания, есть что-то в нем от "Шлема Ужаса" и "ЛКТЦБ".
Мой взгляд возможно покажется вам неубедительным или даже слишком революционным, но это только мое первичное прочтение, может быть что-то потом я переосмыслю.

Начну, пожалуй, с гипсового кластера. Можно сказать с конца романа. Этот кластер, или наша клетка или тюрьма - метафоры нашего нахождения в сансаре. И никто нас сюда не заточал, все гипсовые стены этого кластера построены нами самими, нашим умом.
И не зря от имени Порфирия автор восклицает:

Чего хочет от тебя сегодня твой гипсовый кластер? Чего хочешь от него ты? Отличаетесь ли вы друг от друга? Чей ум ты так привычно зовешь своим? Чей голос в твоей гипсовой голове объясняет, как обстоят дела?

Собственно -главный посыл романа - задуматься всем нам, как мы попали в этот кластер, почему отождествляем себя с ним? Кого считаем собой, своим "я"?

Немного для развития темы. Чогьям Трунгпа Ринпоче: «Фактически, понимание эго представляет собой основу буддизма. Следовательно, нам надо рассмотреть процесс развития «я».

Collapse )
Collapse )
ушанка
  • daosden

Как пасти быка

У человека ум – это как у казака лошадь. Все время вперед нас движет. Только господин барон говорят, что нынче у людей совсем другой коленкор пошел. Никто с этой своей лошадью совладеть не может, и поэтому она, можно сказать, удила закусила, и не всадник теперь ей управляет, а она его куда хочет, туда и несет. Так что всадник и думать забыл, что он куда-то попасть хотел. Куда лошадь выбредет, там и едет.
В. Пелевин. Чапаев и Пустота


Оригинал взят у nendl в Чогьям Трунгпа - Как пасти быка

10 картинок о том, как пасти быка



Я решил включить сюда широко известные дзен изображения о тренировке ума - 10 картинок о том, как пасти быка - которое настолько основополагающе, что его можно считать фундаментальным по отношению ко всем школам буддизма. Данное представление можно рассматривать более глубоким образом, то есть как этапы духовного развития от шравакаяны до маха ати. В тибетской традиции есть аналогия со слоном, но она, в большинстве своем, применима только к практике шаматхи, так как её символизм не выходит за пределы езды верхом на слоне. Эволюционный процесс приручения быка, изображенный в 10 картинках, очень близок к воззрению ваджраяны касательно трансформации энергии. В частности, возвращение в мир, как выражение сочувствия нирманакайи, показывает, что окончательная реализация дзен автоматически ведет к мудрости маха ати.



Collapse )



(с) иллюстрации Tomikichiro Tokuriki из "Zen Flesh, Zen Bones"

(с) перевод с английского "Chogyam Trungpa - Mudra: Early Songs and Poems"