Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

Философия одного переулка

«Итак, – начал дядя Фредерик, – мы ничего не значим, потому что ничем не можем управлять».
Человек, который встречал их на платформе, Георгий Иванович Гурджиев, отпил из огромной рюмки, зажег сигарету и очень медленно ответил: «Смысл в том, где поставить ударение. Мы не можем управлять, потому что ещё не превратились в то, что может или могло бы управлять. Следовательно, мы и не должны этого делать. Каждый учитель учит, как может, а ученик – учится, как может.
Но не дело учителя управлять учеником, хотя тот может – то есть для него возможно научиться управлять по крайней мере самим собой. Реально управлять другим – значит быть сознательным орудием, инструментом судьбы другого».

Невысокая, худая и, несомненно, очень красивая девушка по имени Джоанна спросила: «А судьба, она у всех есть, да?» «Никак нет, – рассмеялся Фредерик, – судьба это – название, обозначение определенного уровня сознания; на уровнях более низких –так же как и более высоких – о ней невозможно говорить».
«А как я могу знать – могу я управлять или нет?» – неожиданно спросил Ника. Георгий Иванович поднял рюмку и спросил: «Ты знаешь, что я пью?» –«Нет. Но это,наверное, вино или портвейн». Все засмеялись, а Джоанна поцеловала Нику в затылок, отчего у того пот потек со лба прямо ручьем.
«Это –арманьяк, –торжествующе произнес Георгий Иванович, – но я не думаю, чтобы тебе было необходимо это знать до того, как я тебя об этом спросил. Теперь же, когда я тебе уже сказал, что я пью, тебе нет более нужды об этом знать, ибо мы уже зафиксировали это как бессознательный, объективный факт, о котором, как о таковом, и говорить больше нечего. Твой же вопрос об управлении относится к тому, что не может быть зафиксировано как бессознательный, объективный факт. Оттого – возможна нужда, или необходимость, в возвращении к нему, в повторении его снова и снова. Делая это, ты будешь фиксировать сознательный факт присутствия в тебе потенции управлений.
Но знать – ты не можешь, и в этом «не могу» ты фиксируешь сознательное «могу» и оттого подпадаешь под действие направленное – то есть, управление судьбы. Вопрос, который ты мне задал, надо задавать себе постоянно, и в это время, в момент задавания этого вопроса, ты не должен думать ни о чём другом.
Тогда появится первое основание, начальная опора для вспоминания себя (RECOLLECTION – он произнес слово по-английски). И пока ты будешь это
делать, никакая сила в мире не сможет превратить тебя в объективный, бессознательный факт, мой маленький лакей!».

Ника: А разве я – лакей?
Г. И.: Отучись спрашивать до того, как успел осознать всю ситуацию разговора, ибо твой вопрос есть пример реакции непонимания, а не попытки понимания.
Ты же не спросил меня, что такое арманьяк? Да?

Но вернемся к тому, что я пью. Я сказал уже, что к этому не надо возвращаться как к бессознательному факту. Однако каждый бессознательный факт может
заиметь смысл. Тогда, скажем, факт, что я пью армамьяк, а не мартель или полиньяк, может быть объяснен мною тебе в смысле сознания и, таким образом, сам превратится в факт сознания. Дальше. Подумай, ты – человек, но глупый, как бессознательная вещь, могущая тем не менее служить какой-то сознательной цели, ну, скажем, как ключ или лопата. Потом что-то происходит, и ты действительно начинаешь понимать, что ты – глупый, как ключ или лопата.
Это –твой первый шаг от бессознательной объективности к сознательной субъективности. Шаг, имеющий своим последствием то, что, даже оставаясь ещё глупым, ты уже более не можешь служить «разумной цели другого», то есть не можешь быть употребляемым объектом. Это – начало прекращения механической жизни.

Джоанна: А следующий шаг будет переходом от сознательной субъективности к объективности сознания, не правда ли?
Г. И.: Не «будет», а может быть. То есть это может случиться, а может и не случиться. Или это может случиться тогда, а может и «отложиться» до… другого случая. С «объективным идиотом» же ничего не может случиться, даже если тому случится быть талантом или гением. Им всё равно, будут отпирать двери или копать землю, а будет на то нужда, употребят его не по прямому назначению. Скажем, лопатой будут взламывать замки, а ключом бить по носу маленьких детей.

Джоанна: А что такое – «другой случай»? Другая реинкарнация – да?
Г. И.: Забудь, Бога ради, о реинкарнации, о метапсихозе. Эти термины – подножный корм для объективных идиотов. Эти термины могут только начинать употреблять те люди, которые не только перешли от бессознательной объективности к сознательной субъективности, но уже пробуют, пытаются отринуть свою сознательную субъективность и «перескочить» в объективность сознания. Что же касается «другого случая», то он является другим во времени
и месте, но для того же, что раньше было субъективным сознанием, не знавшим, что оно – объективное.

Фредерик: Тогда я позволю себе смиренно спросить учителя субъективных идиотов, а что значит «тогда»? Означает ли оно моё «сейчас» и «здесь»?
Г. И.: Да, но это – так, только если сейчас и здесь работает сознание, фиксирующее себя (а не «тебя»!) сейчас и здесь.
Фредерик: Но не могу ли я сделать из этого вывод, что без моего сознания сами «сейчас и здесь» не существуют?
Г. И.: Никак не можешь, ибо, чтобы быть временем и местом твоего сознания, «сейчас и здесь» должны и без твоего сознания существовать как модификации безличностной объективности сознания.
Нынешняя одержимость огромного числа людей «временем», «периодом», «историей» привела к тому, что Учители Сознания стали всё более и более подчеркивать, усиливать вне-временную сторону сознания.
А это, увы, привело к тому, что Учители Времени почти исчезли и знание о времени стало величайшей редкостью…

«Философия одного переулка», А.М.Пятигорский

https://alexanderpiatigorsky.com/ru/teksty/knigi/vse-izdannyie-knigi/filosofiya-odnogo-pereulka/
Tags: литературные чтения
Subscribe

  • Музыка стесненности

    Лауреатом Нобелевской премии по литературе в 2017 году стал британский писатель японского происхождения Кадзуо Исигуро — обладатель многочисленных…

  • Мир как супермаркет

    Мишель Уэльбек Абсурд как креативный фактор «Структура поэтического языка» удовлетворяет критериям серьезности, выдвигаемым университетской наукой;…

  • Новые люди

    «Нормальные люди» Салли Руни — идеальный пример того, как писать о любви в XXI веке. Рассказываем о самом обсуждаемом современном романе 29-летняя…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment