Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Making the world a better place

Илья Розовский

Чтобы продать что-то современному человеку, мало найти существующую потребность и удовлетворить ее. Прогрессивный мир давно перестал быть тем местом, где люди выражено страдают от объективной неудовлетворенности базовых потребностей. Сегодня, когда люди в целом обеспечены кровом, едой, безопасностью и здравоохранением, потребность нужно сначала создать.

Сложность однако в том, что создание потребности подразумевает необходимость изменить человека. В конечном счете, уникальность личности определяется решениями, принятыми на основе потребностей. Человек с новой потребностью — это новый человек.

Чтобы лучше понять, как именно приземленные потребности связаны с личной самостью, достаточно взглянуть на историю iPhone. Первый такой телефон был анонсирован в 2007 году. Событие было масштабным. Думаю, большинство согласится, что с появлением этого устройства жизнь в целом довольно сильно изменилась. Предположим, что изменилась к лучшему. Сам Джобс на презентации устройства заявлял, что iPhone – это «вся жизнь в кармане». Оглядываясь назад, это звучит в равной степени правдиво — и невероятно. А теперь сравните себя сегодняшнего и себя двенадцатилетней давности. Вы ощущаете, что нынче ваша жизнь стала как-то потрясающе хороша, или что до эпохи умных телефонов она была как-то особо невыносима? Думаю, вряд ли.

При всей невероятной значимости, со временем потрясающий эффект этой важнейшей инновации как-то смазывается. Причина в том, что iPhone безусловно здорово справляется с удовлетворением потребности, которую сам же и создает. Потребность в постоянном мобильном присутствии в глобальной сети сегодня настолько явно выражена, что лишение такого подключения приводит к реальным страданиям и даже серьезным психологическим травмам. При этом, на выходе уровень общей удовлетворенности жизнью практически не изменился.

Мы просто адаптировались к новой реальности, в которой больше не нужно договариваться о встрече у памятника Ленину ровно в половину шестого, не нужно возить с собой в путешествия разговорники, не нужно запоминать адреса и телефоны, не нужно считать, сколько осталось фотопленки в фотоаппарате и не нужно с волнением ждать, что же получится после проявки фотографий. Мы отбросили потребность в стационарных устройствах, как хвост, и на двух ногах вошли в эру мобильной цифры.

Любая компания мечтает, чтобы эффект от её продукта был столь же значителен. Но люди все еще остаются людьми, и мы не очень любим меняться. Чтобы убедить кого-то принять новые ценности, нужны сильные аргументы. Для этого продвинутые компании придумывают свою версию будущего — в которой, по плану, и должен захотеть жить их клиент. И это делает не только Apple, но и Intel, и Microsoft. Для этого типа контента есть даже свое название – future vision. По сути, это реклама эволюции.



Почти все современные технологические компании производят платформы, ограничивающие наше влияние на каждую персональную договоренность, каждый частный выбор, каждую отдельно взятую сделку. Виртуальные ассистенты и голосовые помощники, рекомендательные сервисы и биржевые боты, персонализированные подписки на индивидуальное питание и носимые устройства мониторинга настроения. Все это агенты глобальных идеологических систем, предлагающих разрешить когнитивные диссонансы нашей, порой абсурдной жизни, потому их капитализация и взлетает до заоблачных, многомиллиардных высот. Это капитализация скорее религиозной организации, нежели просто бизнеса, а все попытки свести бизнес к банальной жадности всегда оканчивались быстрым и тотальным крахом.

Apple рассказывает о будущем высокотехнологичных красот, где на ведущих ролях врачи, учителя, дизайнеры, предприниматели, ученые и активисты. Схожее видение можно встретить у многих в Долине. Разнятся детали. Microsoft, например, долгое время была больше про инженеров, чем про дизайнеров. В обмен на миф мы соглашаемся погрузиться в проприетарный мир платформы, где по любому вопросу решения принимают модераторы. Это они решают, достаточно ли хорошо чтобы то ни было для права существовать в этом чудесном новом мире. Не будем указывать пальцами, но некоторые CEO социальных сетей говорят об этом прямым текстом.

Google традиционно показывает будущее творческих сверхлюдей-программистов, путешествующих и работающих по всему миру в комфортабельных офисах-городах, где все бесплатно, вкусно и разнообразно. Еще недавно считалось, что в этом будущем можно будет тратить 20% рабочего времени на собственные проекты внутри компании. В обмен нужно лишь доверить корпорации эксклюзивное право отвечать на все твои вопросы и давать советы, попутно узнавая о тебе всё больше информации, чтобы еще лучше принимать решения за тебя.

Дальше всех на сегодняшний день пошел, пожалуй, Илон Маск, который решил расширить горизонты и отправить нас с голубой цветущей планеты, бережно неся крупицы нашей изобретательной цивилизации на Марс. Сегодня за это его называют, ни больше ни меньше, пророком.

Многим сегодня кажется, что порядок вещей, при котором будущее нам рисуют бренды, ведет нас к власти страшных бездушных корпораций, управляемых авторитарным искусственным интеллектом. Вот и киберпанк, с его непринятием иллюзий фантастов о счастье для всех, через развитие технологий снова в моде и как никогда актуален. Меня же лично больше заботит то, что за всеми большими компаниями, за всеми их большими идеями стоят выдающиеся, но все же обыкновенные люди. В своем роде философы, они — мечтатели, порой закрывающие глаза на противоречия и частные случаи. Визионеры сегодня особенно востребованы широкими массами, однако сами они порой не различают в толпе отдельных людей.

Если на мгновение постараться сбросить морок ярких образов, которые нам предлагают, мы поймем, что в этих сценах будущего на самом-то деле не так много ответов.

Мы все идем, завороженные, на звуки дудочки Гамельнского крысолова. И крысолову мы готовы доверять больше, чем другим «крысам», идущим сейчас рядом — ведь мы достоверно знаем, что в других обстоятельствах наши собратья будут готовы легко обмануть и обделить нас.



И вот, уже вся бизнес-модель AirBnB построена не на сервисе краткосрочной аренды, а на новом восприятии гостеприимства, опирающегося с одной стороны на жадность, но с другой — на смену представлений о собственном жилье как неприступной крепости. В результате, развитие бизнеса компании стоимостью порядка тридцати миллиардов долларов — это кропотливая работа по размыванию грани между своим и чужим жилым пространством. И не без участия компании в языке формируется понятие digital nomad. Человек без постоянного места жительства в хорошем смысле.

Facebook вслед за онлайн-дневниками вроде Live Journal предлагает новый для нас тип публичной откровенности, изменяя значение слова друг, или по крайней мере вводя новую градацию типа знакомств, которую в русском языке принято называть англицизмом «френд», или характеризовать специфическим фразеологизмом «у меня в друзьях».

https://discours.io/articles/social/chto-skryvaetsya-za-vyveskoy-make-the-world-a-better-place?fbclid=IwAR3mjHLwGV5Y-MgNexx6wUwlIrAQtH4usEbLnjaxRHgeCZQatCpCjM1TQDA
Tags: сингулярность
Subscribe

  • Волки и вороны

    Борис Гребенщиков представил архивную версию песни «Волки и вороны». В архивной версии композиция длиннее на 30 секунд и содержит на 2 куплета…

  • Сыну космосвину

    Не знаю, понял ты или нет, но тот путь, который выбрал Нв - ведет в тупик. Там нет ни любви ни дружбы. Он ничего не может дать ни тебе , ни Лене.…

  • Дегустация в Бездне

    Святое вино! Кагор с горы \\Афон монастырское и т.д. Греческое не понравилось

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • Волки и вороны

    Борис Гребенщиков представил архивную версию песни «Волки и вороны». В архивной версии композиция длиннее на 30 секунд и содержит на 2 куплета…

  • Сыну космосвину

    Не знаю, понял ты или нет, но тот путь, который выбрал Нв - ведет в тупик. Там нет ни любви ни дружбы. Он ничего не может дать ни тебе , ни Лене.…

  • Дегустация в Бездне

    Святое вино! Кагор с горы \\Афон монастырское и т.д. Греческое не понравилось