Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

Ложное Я

С точки зрения традиции индо-тибетского буддизма у нас есть условное «я», которое представляет собой абстракцию, приписанную на основе постоянно изменяющегося потока пяти совокупностей (скандх), составляющих каждый момент нашего индивидуального субъективного восприятия. Условное «я» относится к совокупности прочих воздействующих переменных – обширной совокупности, включающей множество нестатичных явлений, в частности все эмоции. Условное «я» меняется от момента к моменту, оно изменчиво: «Сейчас я делаю это, сейчас я делаю то». Также оно может производить результаты: «Я могу постирать одежду, я могу обрадовать другого человека, я могу расстроить другого человека».

В некотором смысле, с махаянской точки зрения в каждом индивидууме есть что-то вечное. Однако оно не является постоянным, оно изменчиво. Важно понять, о чём идёт речь. Когда мы говорим «анатма», то есть «отсутствие личности», речь идёт об отсутствии очень определённого «я», а не об отсутствии любого «я». У «я», которого не существует, есть определение и конкретные качества.

На первом уровне мы отрицаем личность, ложное «я», атман с тремя характеристиками. Первая характеристика – неизменность, статичность. Это не то же самое, что вечность. Обычно эту характеристику переводят как «постоянство», но это сбивает с толку, особенно в данном контексте. Статичность означает, что атман не меняется от момента к моменту, на него ничто не влияет и он сам не производит результатов. То, что один плюс один равно двум, не меняется. Этот факт остаётся одним и тем же и ничего не делает. Наше «я» меняется от момента к моменту и в разные моменты делает разные вещи. Оно нестатично.

Вторая характеристика, которую мы отрицаем, – то, что личность представляет собой одну вещь, то есть она монолитна, лишена частей с точки зрения времени и каких бы то ни было аспектов и частей. В некотором смысле, это означает, что личность остаётся одной и той же вещью. «Я» в этой жизни – то же самое «я», что и в моих прошлых и будущих жизнях, и «я» в роли отца – то же самое, что и «я» в роли сына.

Третья характеристика, которую мы опровергаем, – что личность полностью отдельна, а значит, и отделима от любой группы совокупностей и после смерти или нирваны может покинуть совокупности и существовать самостоятельно. Из-за этой ложной концепции о самих себе мы чувствуем отчуждённость от собственного тела и чувств.

«Я», обладающее этими тремя характеристиками, не имеет ничего общего с реальностью.
________________________________________________________________________________________

Это звучит примерно так: «Я многому научилась, но я по-прежнему Астра. Просто я получила множество уроков и у меня был такой-то жизненный опыт». Как будто мы пришли на интересный аттракцион в парк развлечений, и существует «я», которое всё это переживает. У вас есть подобное чувство? Конечно, у разных людей оно разное. Важно на собственном опыте понять, что это значит для вас. Например, у меня есть чувство, что я в чём-то изменилась, но в остальном я тот же самый человек.
___________________________________________________________________________________________


Складывается впечатление, что за этим уровнем Я, есть даже более тонкие уровни «я», которые мы хотим защитить ещё больше – что-то очень и очень святое, о чём мы даже не хотим говорить.
Это ещё ближе к тому, о чём мы говорим: «Во мне есть что-то особенное, и я не хочу это испачкать. Я не хочу отношений с тобой, потому что не хочу пострадать». Не означает ли это, что мы видим в себе что-то неизменное?

В нашем условном «я» нет ничего неизменного. Существует только условное «я», и оно меняется от момента к моменту. Но даже если мы это видим, мы не хотим это принимать. Мы можем понять это и начать воспринимать всё с точки зрения постоянно меняющегося «я», но затем мы теряем памятование и снова видим всё иначе.

Почему-то нам кажется, что в любой ситуации мы всегда остаёмся чем-то одним и тем же, как будто мы лишённый частей монолит, не правда ли?
Если я потеряю руку, это буду «я»? Если я заболею болезнью Альцгеймера, потеряю память и личность, буду ли это «я»? Проблема возникает, если мы отождествляем «я» с тем или иным аспектом своего опыта, например со всем телом в целом или со всем умом в целом, а затем считаем «я» идентичным этой монолитной вещи. В конце концов, если «я» лишено частей, оно не может лишиться ни одной части.

Вот ещё один пример. Мы говорим: «Ты по-настоящему меня обидел», как будто человек прикоснулся к чему-то глубинному и болезненному внутри нас. Все ранее сказанные слова уже были весьма обидными, но сейчас он «по-настоящему нас достал». Вот о чём мы говорим. Мы негодуем: «Это моё особое, неприкосновенное “я”!»

То, что кажется нам в этой ситуации болезненным, – это наша сторона, на которую мы привыкли не смотреть, например невротичная сторона нашей личности, наша тень? Решилась бы эта проблема сама собой, если бы мы смогли ясно её увидеть?
Здесь важно быть аккуратными. Когда юнгианская психология говорит о тени – о негативной стороне, которая обычно остаётся неосознанной, – там по-прежнему считается, что тень реальна. С буддийской точки зрения ложное «я» нереально. Это большая разница. Кроме того, осознания неправильного восприятия самих себя и того, как мы существуем, недостаточно для избавления от этого неправильного восприятия, хотя это начало. Нужно осознать, что неправильное восприятие не соответствует действительности.

Если вы спрашиваете, что остаётся после отрицания ложного «я», – остаётся личность, которая всё время меняется.

А. Берзин
Tags: Пустота, Я, буддизм, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments