Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Если ударили по одной щеке – подставь другую

Поговорим о смирении. Кто как понимает?

Слова Иисуса Христа в Нагорной проповеди «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром.
Не око за око и не зуб за зуб - а иначе.

Призыв к непротивлению злому у многих привычно ассоциируется с необходимостью всепопустительства и бездействия перед проявлением всякого зла, а призыв к обращению другой щеки с унижением, малодушием и слабостью.

К таким негативным выводам можно прийти, если воспринять призыв Спасителя буквально, вне контекста Его жизни и учения.
И.Х. не говорит о физическом насилии, а лишь о том, что вас ударили по щеке, и конкретно по правой щеке.

Пощечина таким образом - символ оскорбления, унижения человека, скорее всего в словесной форме.
Кто-то назвал вас нехорошим словом, потроллил, оскорбил публично при всех. Очень обидно и чувствительно для нашего Я.

И вот вы или я не отвечаете в ответ тем же, вы в свое сердце не пускаете ненависть и злость, внутри себя остаетесь мирным и добрым человеком.
Поэтому фраза про щеку не означает, что при опасности или физическом насилии человеку не надо защищаться. Пожалуй, тема мести — это основное, о чем говорит Христос в этой части Нагорной проповеди. Он прямо не запрещает давать сдачи, защищать себя и свою семью, отечество.
Но в ответ на оскорбление - не надо мстить. ПОтому что это умножает зло и разрушает вашу душу, отдаляет ее от Бога.
“Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую”. Что значит: ударили в правую щеку, подставь и другую? Другая – это левая. Большинство людей правши. Как правше ударить в правую щеку? Это не удобно. Никто не задумывался над этим? Ты – праведник, и тебя начинают обвинять во всех твоих праведных делах… Им очень неудобно бить тебя, а ты подставь другую щеку и скажи: брат, я не совершенен, у меня есть еще и левая щека! Я не совершенен, прости меня! Просто по другому я не могу.

Преподобный Амвросий, оптинский старец: “Когда тебе досаждают – никогда не спрашивай зачем и почему, в Писании этого нигде нет. Там напротив сказано: “Если кто ударит тебя в правую ланиту, обрати ему и другую.” Это разуметь нужно так – если кто будет на тебя клеветать и безвинно чем досаждать, – это будет означать ударение в правую ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, то есть, вспомнив свои неправые дела. И если, может, теперь ты и невинен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания”. Какая мудрость, какое смирение!

Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании предостерегает от грубого понимания слов Спасителя и указывает на то, что призыв Иисуса Христа касается не только удара по щеке, но и любой полученной обиды: «Не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде».

Таким образом этими словами И. Х. предостерегает нас от таких грехов как гнев, зло, вражда, месть и ненависть.

Что же делать, если попытки смягчить озлобившегося кротостью приводят его к еще большему желанию творить начатое? Бывает ведь и такая подлость, что человек и на доброту разжигается и начинает более прежнего преуспевать в начатом. В этом и других подобных случаях, когда увещевание не дает своего плода, но может стать попустительством беззакония, долгом будет дать отпор обидчику и пресечь зло, чтобы не принесло большего горя. Однако совершаться это должно обязательно из любви, а не из жажды мести. Данную мысль прекрасно выразил святитель Филарет, митрополит Киевский: «И в личных оскорблениях частному человеку не запрещается судом наказывать оскорбителя, не из ненависти к нему и мщения, но для исправления его и других, ежели снисхождение и ненаказанность сделали бы ему самому больший вред, утвердив его в своей злости. Но в таковом случае потребно строгое безпристрастие и осмотрительность, дабы к огню не придать огня, и не маслом гасить его, а водою».
Tags: религия
Subscribe

  • Эпилог или роза ветровская

    Когда Порфирий Петрович оплакивал Мару на кладбище тамагочи в склепе Мары, в ее айфаке, на экране вдруг полплыли строки - это были стихи Роза…

  • Потакание злу

    Российское общество омерзительно, заявил писатель, сопредседатель партии «Справедливая Россия – За правду» Захар Прилепин на фоне съемок ток-шоу, на…

  • Премия "НОС"

    2 февраля в онлайн-формате состоялись финальные дебаты и награждение победителей 12-го сезона литературной премии «НОС (Новая словесность)». Гран-при…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments