Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Буддизм VS Эскапизм

Принимая разные формы, появляясь, исчезая и меняя лица,
И пиля решетку уже лет, наверное, около семиста,
Из семнадцатой образцовой психиатрической больницы
Убегает сумасшедший по фамилии Пустота.
Времени для побега нет, и он про это знает.
Больше того, бежать некуда, и в это «некуда» нет пути.
Но все это пустяки по сравнению с тем, что того, кто убегает,
Нигде и никак не представляется возможным найти.
Можно сказать, что есть процесс пиления решетки,
А можно сказать, что никакого пиления решетки нет.
Поэтому сумасшедший Пустота носит на руке лиловые четки
И никогда не делает вида, что знает хоть один ответ.
Потому что в мире, который имеет свойство деваться непонятно куда,
Лучше ни в чем не клясться, а одновременно
говорить «Нет, нет» и «Да, да».

Чапаев и пустота © Виктор Пелевин


Мало в чем в жизни мы можем быть уверены, но в одном вряд ли можно сомневаться – в жизни много заблуждений. Можно даже сказать, что мир – одно большое недоразумение или даже ошибка. Мы заблуждаемся в себе, в мире, в котором живем и, конечно, друг в друге; на самом деле, мы не понимаем даже людей, которых, казалось бы, знаем довольно близко.

Одна из многих мишеней этой вездесущей склонности к заблуждению – и к критике того, где эти заблуждения достигают апогея, – то, что иногда называют духовной жизнью. Чаще всего духовную жизнь критикуют за то, что это эскапизм, а те, кто пытается практиковать что-то вроде буддизма, бегут от жизни. При этом люди подразумевают, вероятно, ситуацию, очень близкую определению эскапизма в словаре – «склонность искать отвлечения и отдыха от реальности». Как мы увидим, более далекого от реальности описания буддизма вряд ли отыщешь.

Но уход – «отказ, рывком или с помощью других сознательных усилий, разрыв, очищение или выход из-под стражи, освобождение от опасности, неудобства или чего-то иного, к примеру, побег из тюрьмы» – на самом деле довольно хорошее описание духовной жизни, по крайней мере, если рассматривать ее с определенной точки зрения. Возможно, эта истина о духовной жизни неполна, но это значительная ее часть. Когда человек решается вести духовную жизнь, он делает (или должен сделать) сознательное усилие, чтобы разорвать путы, освободиться, очиститься от всех запутанных моментов, затруднений, сложностей и мути. Или, если выразить это словами, человек пытается перейти с низших состояний сознания и бытия на высшие, пытается развиваться, пытается совершенствоваться. Именно в этом, по сути, заключается духовная жизнь.

Так почему мы пытаемся сделать это? Что заставляет нас жаждать побега, развиваться, подниматься с низшего на высший уровень бытия и сознания? Мы вынуждены, мы даже принуждены делать это, поскольку ощущаем, что наше текущее состояние ограничивает, стесняет, душит нас, ставит нам узкие рамки и не приносит удовлетворения, оно даже опасно. В текущем состоянии и обстоятельствах мы слишком часто ощущаем себя словно в тюрьме или даже в клетке, бегущими в бесконечном колесе. Естественно, мы жаждем вырваться, сломать оковы, если необходимо, чтобы остановиться и очиститься.

В палийском каноне есть отрывок, приписываемый Будде, в котором он пытается объяснить некоторым из своих учеников, что значит быть Просветленным. Естественно, им очень любопытно узнать, как это ощущается «изнутри». Каковобытьосвобожденным? КаковобытьБуддой? Пытаясь передать внутреннее содержание опыта, а не изобрести концептуальное объяснение, Будда решает воспользоваться тремя притчами1. Он говорит: предположим, что в жаркий и пыльный день вы на многие мили переносите огромную ношу. И после того, как вы брели с ней милю за милей, час за часом, вы, наконец, можете сбросить эту ношу с плеч и положить ее на землю, освободиться от этого огромного, гнетущего груза. Просветлениеподобноэтому. Выощущаете, чтословносбросиливсесвоитяготы. Большенечегонести, ничегонегнететвас. Вы легки и полны жизни, вы можете наслаждаться свободой.

Затем, говорит он, предположим, что вы занимаетесь торговлей и в результате своих дел – или потери дела – погрязли в огромных долгах. Вы должны много денег большому количеству людей и не имеете представления, как расплатиться с ними. Ваши кредиторы стучат в дверь, преследуют вас, требуют своих денег. Вам грозит тюрьма. Но однажды вы чудесным образом получаете большую сумму денег и можете избавиться от всех долгов. Наконец-то вы снова можете смотреть людям в глаза, освободиться от этого ужасного беспокойства. Обретение Просветления, говорит Будда, немного это напоминает.

Затем идет третий образ: стать Просветленным, говорит Будда, – словно освободиться из тюрьмы. Представьте, как чувствует себя узник, пребывающий в тюрьме долгие годы. Но однажды дверь открывается. Внезапно вы можете выйти на солнце и идти, куда пожелаете. Просветление подобно этому – вы сбегаете из тюрьмы, а тюрьма – мир.

Посредством этих трех притч Будда попытался выразить какую-то часть того, что значит ощущать себя Просветленным. Вы ощущаете легкость, живость, беспечность. Вы можете даже упрекнуть непросветленных в безответственности, в том, что они недостаточно серьезно относятся к жизни. Вас совершенно не заботит прошлое, потому что не осталось ничего, с чем вам пришлось бы сражаться, и равным образом не заботит будущее. И, прежде всего, вы ощущаете свободу, абсолютную свободу, потому что вы, наконец, вырвались на волю в самом полном смысле этого слова.

Следовательно, вполне уместно описывать духовную жизнь как побег, по крайней мере, с какой-то точки зрения. Что касается эскапизма, это нечто совершенно иное. Если беглец – тот, кто вырывается из тюрьмы, то эскапист – тот, кто просто пытается забыть, что он в тюрьме, пытается убедить себя, что тюрьма – на самом деле не тюрьма, а он в действительности свободен. В широком смысле этот вид эскапизма принимает две формы: нерелигиозную и религиозную. Нерелигиозный эскапизм, вероятно, более распространен в наши дни. Он заключается в попытках забыть о том, что мы в тюрьме, погружаясь в любую деятельность, которую можно вести в ее стенах. Религиозный эскапизм, с другой стороны, заключается в попытках забыть о том, что мы в тюрьме, погружаясь в книги о том, как сбежать из тюрьмы.

Конечно, нельзя совершить побег до тех пор, пока нет средства побега – лестницы или веревки, машины, которая увезет вас, – и места, куда можно бежать. На самом деле, это тема важного отрывка из «Уданы», книги «выдохнутых изречений», в которой Будда собирает учеников и говорит с ними в особой, благоговейной и покоряющей манере. Он говорит: «Существует, монахи, то, что не рождено, не становилось, не создано, не обусловлено. Потому что если бы не было, монахи, того, что не рождено, не становилось, не создано, не обусловлено, не узнали бы мы избавления от того, что рождено, что подвержено становлению, что сотворено и обусловлено. И поскольку существует, монахи, то, что не рождено, не становилось, не создано, не обусловлено, есть и избавление от того, что рождено, что подвержено становлению, что сотворено и обусловлено».

Тесно связана с идеей избавления в буддизме в целом и гораздо более известна идея «прибежища», что словарь определяет как «место или человека, которое (который) укрывает, защищает от опасности, беспокойства, бедствия и так далее, место, недоступное для врага». В буддизме прибежище – средство освобождения и место, где можно найти приют, – обеспечивается Тремя Драгоценностями или Тремя Прибежищами: Буддой, Просветленным учителем, Дхармой, учением, и Сангхой, более высокоразвитыми членами духовной общины. Три Прибежища в совокупности представляют собой не только средство освобождения из низших к высшим уровням сознания, они также представляют цель избавления, сами эти высшие состояния. Акт обращения к Прибежищу в Будде, Дхарме и Сангхе – центральный шаг всей жизни буддиста, именно обращение к Прибежищу делает нас буддистом. Следовательно, в буддийской традиции обращение к Прибежищу тождественно следованию самому духовному пути.

Все это находит отражение в самых ранних буддийских текстах, самый известный среди которых – «Дхаммапада». В ней, как утверждает писание, Будда ясно провел различия между тем, что можно назвать ложными прибежищами, и истинными прибежищами. Главная мысль в том, что ни одна мирская вещь не может дать абсолютного прибежища. Он говорит: «Многие люди, будучи охвачены страхом, ищут прибежища в священных горах, лесах, рощах, деревьях и храмах. Насамомделеэтоненадежноеприбежище. Насамомделеэтонелучшееприбежище. Бегство в такое прибежище не избавляет человека от всех страданий. Тот, кто обращается к прибежищу в Просветленном, в Истине и в Духовной Общине, кто видит с совершенной мудростью Четыре благородные истины – а именно, страдание, источник страдания, избавление от страдания и Благородный восьмичленный Путь, ведущий к прекращению страданий, – для него это безопасное прибежище, лучшее прибежище. Обратившись к такому прибежищу, он освобождается от всех страданий».

Чтобы прояснить возможные неверные толкования, нужно заметить, что идея обращения к Прибежищу как избавления от всего, что не приносит удовлетворения, не полностью воплощает идеалы и практику духовной жизни. Духовная жизнь также подразумевает, что мы посвящаем себя тому, что действительно приносит удовлетворение, а цель побега – дать вам свободу для осуществления подобной преданности. Нет ничего дурного в побеге, если есть от чего бежать, но побег – не самоцель, не конечная цель духовной жизни, как и в мирской жизни. Тот факт, что слово сарана, прибежище, столь глубоко укоренилось в буддийской традиции, подчеркивает необычайную важность необходимости позитивных выводов, иначе мы получим односторонне-негативную картину духовной жизни, словно это побег из бутона без упоминания цветка.
Tags: Чапаев и Пустота, буддизм
Subscribe

  • Манипуляции

    Нарисовать универсальный портрет манипулятора, увы, невозможно. По стилю воздействия манипуляторов можно разделить на четыре типа, каждый из которых…

  • О дружбе

    В старину дружбу считали самой полной и счастливой из человеческих связей. Нынешний мир ее лишен. Конечно, все согласятся, что кроме семьи мужчине…

  • Фокус - группа

    Помните этот рассказ В. Пелевина про Светящееся Существо? А персонажей? Какие прозвища им дало СС? Дама с собачкой Барби Дездемона Телепузик…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments