Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

пустая и бессмысленная «Лампа Мафусаила»

«Лампа Мафусаила» — это не прежний Пелевин времен «Чапаева и Пустоты», но и определенно не Пелевин эпохи трескучих «Цукербринов» и идеально полого, безжизненного «Смотрителя». Нынешний роман — очень странное чтение, одновременно похожее на всенародно любимый бренд «пелевин» и в то же время иное: со сложной архитектурой, с внутренними рифмами и с неожиданной для этого автора обаятельной самоиронией.

Но сначала о потребительских характеристиках. Во-первых, читать «Лампу» непросто. Если вы помните курсивные философские вставки в «Generation П», то представьте, что теперь они еще более тяжеловесные, сфокусированы на финансах (о которых писатель говорит без всяких скидок на нашу неподготовленность) и расползлись на треть текста. Во-вторых, шутить и развлекать публику затейливой словесной игрой Пелевин не будет — почти все шутки сосредоточены в первой (из четырех) части романа, и они такого свойства, что повторять их как-то неловко. И в-третьих, упомянутая первая часть, озаглавленная «Золотой жук», не просто самая слабая в романе, но и настолько пустая и бессмысленная, что не списать после нее «Лампу Мафусаила» в утиль довольно сложно.

И все же не спешите с выводами. Конечно, история трейдера с порнографическим именем Кримпай (ближе к концу он сменит его на патриотичное «Крым»), гея и профессионального двурушника, попеременно пишущего аналитические обзоры то для «либералов», то для «ваты», едва ли впечатлит читателя, знакомого, скажем, с творчеством господина Минаева. А унылые кислотные трипы героя, внезапная смена им сексуальной ориентации на «дендрофилию» (непреодолимое влечение к древесине) и твердая вера в то, что все в мире зависит от «печенек Госдепа», заставят читателя с сожалением почувствовать себя гораздо умнее автора. Однако на 126-й странице «Золотой жук» закончится, несносный Кримпай будет забыт почти до самого конца, и начнутся вещи более увлекательные и неожиданные. Роман начнет раскладываться — или, вернее, складываться — внутрь себя, как матрешка (неслучайно именно матрешку Кримпай получит в подарок от своего «куратора» из ФСБ в самом конце романа), попутно обрастая новыми смыслами и оказываясь гораздо глубже и сложнее, чем представлялось поначалу.

Вторая часть — очерк о попытках изменить историю воздухоплавания для того, чтобы переломить отставание России от Запада — мягко стилизована под классическую русскую литературу. Из нее мы узнаем об извечном противостоянии двух начал — Цивилизации и Ваты, масонов и чекистов или, если нырнуть глубже, двух могущественных инопланетных рас — рептилоидов и бородачей (первые курируют Америку, вторые покровительствуют России). Третья часть, построенная на архетипах лагерной прозы ХХ века, повествует о специальном «Храмлаге» на Новой Земле, где в сталинское время репрессированные масоны в жутких условиях возводят Храм Соломона — по сути дела, мощный портал, делающий возможным явление божества в нашем мире. И, наконец, четвертый эпизод «Подвиг Капустина» (наиболее пелевинский из всех) изящно замыкает круг, выводя вечную «Большую игру» на новый виток — а заодно объясняя, почему же первая часть настолько неудачна и похожа на самопародию (спойлер: на самом деле это автобиографическое сочинение самого Кримпая, да еще и после суровой идейной и нравственной цензуры).

В «Лампе Мафусаила» есть много занятных, интуитивно убедительных наблюдений. Так, если верить Пелевину, у России великое прошлое и великое будущее, а вот с настоящим дело не ладится. И главным образом потому, что раса бородачей — космические кураторы нашей страны — изгнаны из настоящего конкурентами-рептилоидами и живут исключительно в прошлом и будущем. Есть моменты в книге — беспричинно волнующие, неявно отсылающие к самым чистым, самым магическим фрагментам из раннего Пелевина. Таков, к примеру, периодически всплывающий образ огромной темной равнины, на которой рядами висят тысячи круглых погремушек из расписной человеческой кожи (их звук пробуждает в сердце Высочайшего божества грозную и непонятную смертным радость). Есть вещи очевидно избыточные, мутные и словно недопридуманные — все же писать с такой скоростью (большой полноценный роман меньше, чем через год после предыдущего) не полезно никому, и Пелевин не исключение. Есть ощущение и какой-то новой оптики, позволяющей чуть иначе взглянуть на суть противостояния между миражными сущностями, которые мы привычно именуем «либералами» и «патриотами».

Однако главное, что есть в «Лампе Мафусаила» (и что начисто отсутствовало в последних пелевинских романах) — это легкий привкус волшебства и безумия, возникающий, когда текст не поддается деконструкции, не раскладывается без остатка на составные части. Когда сколько ни смотри, не поймешь, как сделано — что-то все равно ускользнет, выпадет из кадра, останется загадкой. Впервые после долгого перерыва Пелевин возвращается к нам в плаще колдуна, провидца и заклинателя реальности, в котором мы полюбили его четверть века назад. И это, как ни крути, лучшая новость наступившей осени.

Галина Юзефович

https://meduza.io/feature/2016/09/09/koldun-providets-i-zaklinatel-realnosti
Tags: Лампа Мафусаила. Рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments