Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

Суть романа ПВО "Смотритель"

В "Смотрителе" Алекс занимается тем, что очищает свою алайю от загрязнений. Для этого он использует тантрические практики, едет на Алмазной колеснице, что иначе зовется Ваджраяной.

Коротко , что это за практики?

Это медитации и визуализации.
Под медитацией следует понимать ряд психотехнических практик, направленных на изменение сознания и производимых на различных уровнях развертывания сознания. На санскрите «медитация» обозначается словом «дхьяна» (в китайском буддизме «чань», «чаньна»). Именно созерцание, а не догматические определения или философские концепции составляли стержень буддийской Дхармы. Медитативная практика открывает, что наша природа полностью совершенна и завершена. Чтобы раскрыть эту завершенность, чрезвычайно важно работать с умом, телом и речью. В буддизме эти три аспекта называются тремя дверьми. Если ум принимает что-то, тело и речь следуют за ним. Если ум не удовлетворен, тело и речь тоже отвергнут эту вещь, какой бы привлекательной она не выглядела снаружи .

В Махаяне и Хинаяне использовались техники изменения сознания работающие с тонким и поверхностным слоем психики, который характерен именно для человека и тесно связан с типом цивилизационного развития того или иного общества и с его уровнем. И только постепенно просветляющее воздействие махаянских методов затрагивает более глубокие слои и пласты психики, преобразуя их. В Хинаяне признаются два типа медитации: один ведет к безмятежности (самадхи), другой - к прозрению (випассана). Этимология слова «самадхи» восходит к «связыванию или сведению воедино», что позволяет переводить его словами «сосредоточение» или «концентрация» . При этом слово «самадхи» чаще используется для обозначения конечного результата медитативной практики, а не ее процесса и означает «приостановление», «прекращение» волнения сознания, его максимальное успокоение и сосредоточение. «Випассана» означает аналитическое созерцание, осуществляемое после достижения цели самадхи и параллельно с нею, и предполагает рассмотрение природы сознания для избавления от иллюзии «я» и коренящихся в ней аффектов.

В Махаяне и Тантрическом буддизме медитативные практики наиболее разнообразны и уникальны, чем в Хинаяне, отличающейся своей практической сдержанностью и приверженностью к старым традициям. Наиполнейшим образом глубина тантры выявляется в теории и практике тантр высшей йоги. Тибетская школа ньингма-па (Древняя школа) называла аннугара-йогу - Великой йогой (маха-йога) и дополняла классификацию еще двумя типами йоги: ану-йога (Изначальная йога), предполагавшая работу с психофизиологическими центрами тела (чакры, нади), и ати-йога (Превосходная йога), или дзогчен .

Ваджраяна прямо начинала работать с мрачными пучинами подсознательного и бессознательного, используя его безумные сюрреалистические образы для быстрого выкорчевывания самих корней аффектов: страстей, влечений (порой патологических), привязанностей, - которые могли и не осознаваться самим практикующим. Затем только приходила очередь сознания, преображающегося вслед за очищением темных глубин подсознательного. Большую роль в определении гуру конкретной практики для каждого ученика играло выяснение базового для его психики аффекта (клеши). Поэтому тексты Алмазной Колесницы неустанно повторяют, что аффекты должны не подавляться и уничтожаться, а осознаваться и трансформироваться, пресуществляться в пробужденное сознание подобно тому, как в процессе алхимической трансмутации алхимик превращает железо и свинец в золото и серебро. Таким образом, тантрический йогин сам оказывается таким алхимиком, исцеляющим психику превращением скверны и страстей в чистую мудрость будды. И если основой трансмутации металлов является некая первоматерия, образующая природу и железа, и золота, то основой претворения страстей и влечений в мудрость будды является природа будды, которая есть природа психики как таковой и которая присутствует в любом, даже самом низменном психическом акте подобно тому, как вода составляет природу и морской волны, и любого, даже самого загаженного водоема: ведь эта грязь не имеет никакого отношения к природе самой воды, всегда чистой и прозрачной.

Кроме приемов медитативной практики, используемых для усиления осознания пустоты и бодхичитты, в этой системе также применяются некоторые более совершенные приемы использования в медитативной практике различных элементов физического тела. Такой уровень мастерства возможен благодаря выполнению сложных йогических упражнений, которые главным образом характеризуются сознательным проникновением в важные точки внутри тела, т.е. туда, где расположены энергетические центры тела, или чакры. С помощью такой тонкой координации ума и тела практикующий способен ускорить процесс нахождения корня неведения и полностью преодолеть его следствия и установки, т.е. довести этот процесс до полного пробуждения. Эта особенность, т.е. выполнение медитативных упражнений путем тонкой координации ментальных и физиологических элементов организма практикующего, присуща лишь тантрической колеснице.

Основные методы, предлагаемые первыми тремя классами тантр, могут быть сведены к совершению особых, имеющих сложное символическое значение ритуалов_литургий и к практике мантр, технике визуализации (мысленного воспроизведения образов) божеств и созерцанию мандал. Практика чтения мантр имеет в Ваджраяне столь большое значение, что ее часто даже называют Мантраяной - Колесницей Мантр .
Tags: Просветление, Смотритель, буддизм, дзогчен, сознание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments