Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

Кувырок мышления

Помните, наверное, когда вышел роман "Смотритель" в прессе писали:

«Жанровая форма нового произведения, одновременно мистического и реалистичного, получила название «кувырок мышления» — прямая отсылка к литературным традициям Карлоса Кастанеды и его «Силы безмолвия».

И мы в Бездне не раз пытались понять, что за кувырок, цитировали Кастанеду и выдвигали свою версию.

Удивительно в произведениях Пелевина то, что как в духовной литературе, как в передаче Мастера Ученику своих прозрений, заложены в них сущностные моменты. И далеко не с первого раза их можно не только понять, а даже обнаружить.

У меня так. Беру первый том "Орден Желтого Флага", начинаю читать и нахожу то, что раньше не видела - читала, а не видела. Мое восприятие было как щель - пропускало лишь то, что улавливал мой глаз или ум. Узкая полоса восприятия.

Поэтому я переодически перечитываю книги Пелевина. Надеюсь, что все же у меня есть положительная динамика. Хотя и чувствую себя слабоскростной улиткой.

Попробую сейчас еще одну версию рассмотреть о кувырке.

Наш обычный опыт прочно и безопасно основан на субъектно-объектном дуализме. Все наше знание, все наше мышление имеет место внутри этой системы координат – субъект и объект, я и ты, «я здесь» и «мир вокруг меня». Но Просветленный ум, говорят нам, совершенно свободен от подобного дуализма.

Между опытом недвойственности и нашим обычным, повседневным двойственным сознанием, очевидно, пролегает глубокая пропасть, и переход от одного опыта к другому будет подразумевать полный и абсолютный переворот всех наших привычных представлений. Этот переворот, это великое изменение – можно даже сказать, эту великую смерть и перерождение – Йогачара называет параврити. Иногда параврити переводят как «отвращение», но эта интерпретация в действительности неверна, потому что подразумевает психологический процесс, а не духовный и метафизический. Гораздо лучше использовать буквальный перевод параврити – «переворот».

Объекты нашего восприятия - это не внешние объекты как таковые, не объекты в противовес нам самим, субъекту. Мы воспринимаем впечатления ума, вот и все. Значение этого понимания в том, что, если устранить понятие об объекте, мы, по сути, устраняем и понятие о субъекте. Таким образом, мы разрушаем привычное понимание «я», отдельного от мира, и остаемся наедине с «только умом». Этот «только ум» – это не ум в противовес материи, а совершенно иное представление об уме.

Мы уже встречались с учением о пяти скандхах, которое утверждает, что наш опыт можно свести к пяти совокупностям или агрегатам: форме (рупе), ощущению (ведане), опознаванию(самджне), волевым актам (самскарам) и сознанию (виджняне).

Поэтому, вместо того, чтобы проводить строгое различие между субъектом и объектом, можно на самом деле просто сказать, что существует «ситуация восприятия» (используя выражение Гюнтера), включающая два противоположных полюса. Один полюс – это опыт того, что я называю собой, вместе с тем, что находится под моим непосредственным контролем. Это «субъективное содержание» ситуации восприятия. А затем, на противоположном полюсе, есть все и всё, что не зависит от моего контроля – «объективное содержание» ситуации восприятия. Когда человек становится Просветленным, эта ситуация восприятия по-прежнему имеет место, но больше не происходит отождествления себя с субъективным содержанием, что означает, что ситуация восприятия в целом расширяется, проясняется, озаряется и просветляется.

Йогачара описывает процесс достижения Просветления как трансформацию того, что она называет восемью виджнянами, в пять джнян.
Общепринятый западный взгляд заключается в том, что мысли остаются частью человека как субъекта, противопоставленного отдельному миру объектов. Но это ограниченный взгляд на вещи. Это подобно тому, что Уильям Блейк называет «разумом чувств», расколовшимся разумом, представляющим собой процесс индукции из узкой сферы опыта: вы наблюдаете, вы классифицируете, вы обобщаете, исходят из ограниченной области чувственного опыта. Когда вы оглядываетесь вокруг себя, вы видите мир действительно существующих объектов, а, заглядывая вглубь себя, истолковываете себя как реально существующую самость. Блейк противопоставляет этот разум Воображению, которое основано на опыте целостной личности или является его выражением.

Другими словами, с буддийской точки зрения мысли считаются объектами восприятия наряду с другими объектами. Подобно тому, как объекты возникают в поле нашего зрения, так объекты возникают и в поле познания. Можно даже сказать, что в каком-то смысле наши мысли еще менее являются нашей частью, чем объекты других пяти чувств, потому что может показаться, что у нас гораздо меньше контроля, в общем и целом, над тем, что мы думаем, чем над тем, что мы видим, слышим, пробуем на вкус, обоняем и осязаем. Кажется неразумным отождествлять себя со сферой опыта, над которой у нас так мало контроля.

Ашрая-параврити, «поворот в глубочайшем вместилище сознания», согласно Йогачаре, производится путем накопления впечатлений – семян – в относительной алае. Посредством духовной практики в относительной алае собираются все более и более чистые семена, и по мере их накопления они вытесняют нечистые семена, пока, в конце концов, нечистые семена не будут изгнаны из алаи: именно в этом и заключается параврити. Когда происходит параврити, восемь виджнян, восемь модусов различающей осознанности, преображаются в пять джнян, пять модусов чистой, то есть неразличающей, осознанности или мудрости.

А теперь предлагаю вам перенестись в Айфак 10 и еще раз осмыслить инсталляцию "Хуй в плену у ФСБ". Разве не наш ум находится в плену сансары, в этой тюрьме, где нас кормят подачками и химерами?

А два полюса арт-объекта "Гармонический гипс"?
Первый полюс - наш омраченный ум - в плену, а второй - "Пизда на службе Мирового Океана".
И до второго полюса 20 тыс. км.))Надо сесть в карету в ЖБ и проделать путь от Кижа до Павла Великого. Стать Просветленным Буддой.

Мара, которую не пустили в эту карету из-за ее гендера бабы с яйцами, спросила
- А что там на другом полюсе?

- Мы не даем ответа на такие вопросы)) ответила консультант.
Экспрессионисткая скульптура из соленого красного льда.

Не знаю, как у вас , у меня в этом месте звучит песня, естественно, БГ

Tags: iphuck 10, В. Пелевин, Смотритель
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Анна

    В этот день (17 апреля) Лев Толстой закончил роман «Анна Каренина». Как вы относитесь к Анне Карениной? Это и правда тьма? так представили себе…

  • О дружбе

    В старину дружбу считали самой полной и счастливой из человеческих связей. Нынешний мир ее лишен. Конечно, все согласятся, что кроме семьи мужчине…

  • Скопинский герой

    Владислав Сурков, выросший в городе Скопине, по просьбе "Русского пионера" откликнулся на происходящие там нетривиальные события и неожиданно дал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Recent Posts from This Community

  • Анна

    В этот день (17 апреля) Лев Толстой закончил роман «Анна Каренина». Как вы относитесь к Анне Карениной? Это и правда тьма? так представили себе…

  • О дружбе

    В старину дружбу считали самой полной и счастливой из человеческих связей. Нынешний мир ее лишен. Конечно, все согласятся, что кроме семьи мужчине…

  • Скопинский герой

    Владислав Сурков, выросший в городе Скопине, по просьбе "Русского пионера" откликнулся на происходящие там нетривиальные события и неожиданно дал…