daosden (daosden) wrote in orden_bezdna,
daosden
daosden
orden_bezdna

Category:

Перевернутые воззрения

Бодхисаттва не пребывает в форме, восприятии или ощущении,
В воле или в сознании, ни в одной из дхарм.
Он пребывает лишь в подлинной природе Дхармы.
Такова его практика мудрости, высочайшего совершенства.

Мы уже встречались с этой идеей, но выраженной несколько другими словами. Вместо того, чтобы «следовать пути», Бодхисаттва теперь «пребывает». Слово предполагает уверенность в своем положении: пребывая в скандхах, вы действительно стоите на этом самом льду, и он все время тает, однако вы стоите на месте и остаетесь неподвижны. Такие ли образы нам следует вынести из этой строфы? Вообще-то нет, потому на самом деле выражение иное: вы не стоите «на» чем-то, вы пребываете «в» чем-то. Это выражение касается корней.

Из «Дхаммапады» мы должны быть знакомы с образом дерева с неглубокими или слабыми корнями, которое легко может вырвать ветер. Если мы не укоренены в духовной жизни, мы коренимся в маломощной, каменистой, рыхлой и зыбучей почве, возможно, даже в песке. Мы коренимся в реальности явлений, и нас может унести Мара. Так что, если мы не являемся Бодхисаттвами, наше положение очень не надежно. Но если мы укоренены в реальности, наши корни простираются гораздо глубже, мы черпаем питательные вещества из гораздо более глубокого уровня и, следовательно, укреплены гораздо лучше и вырастаем намного сильнее. Бодхисаттва пребывает в подлинной природе Дхармы в том смысле, что он укоренен в ней, и корни уходят очень глубоко – столь же глубоко, можно сказать, как и само существование, и даже глубже.

Теперь последняя строфа – «Такова его практика мудрости, высочайшего совершенства» – становится более понятной. Если вы укоренены в реальности, вам не нужно думать о том, чтобы практиковать что-либо. Конечно, есть усилие в значении вирьи, но это не вопрос воли, это не эгоистические усилия, которые мы обычно принимаем. Точно так же, как жизненные соки текут по дереву совершенно спонтанно и естественно, так и сила, необходимая для практики мудрости, спонтанно истекает из существа Бодхисаттвы, которое укоренено в абсолютной реальности. Запуская корни еще глубже в Дхарму, Бодхисаттва позволяет энергии течь еще более свободно и обильно. Но, точно так же как дерево лишь внешне отдельно от соков, которые текут сквозь него, так нет и различения между Бодхисаттвой и энергией, которая берет начало в источнике абсолютной реальности. Когда вы полностью погружены в какую-нибудь творческую деятельность, вы и энергия едины. Так действия Бодхисаттвы на основе этой абсолютной реальности становятся «практикой мудрости, высочайшего совершенства».

Когда вы живете, исходя из глубочайшего уровня реальности, это и есть ваша практика мудрости. Практика – это то, как вы живете. Вся ваша жизнь – выражение того, в чем вы укоренены, точно так же, как листья и цветы дерева – выражение жизненного сока, который берет начало в земле. Эта строфа говорит: «Не черпайте питательные вещества из какого бы то ни было аспекта обусловленного существования. Идите глубже. Берите их из глубин «Необусловленного, берите их из подлинной природы Дхармы, которая в каком-то смысле является и вашей собственной подлинной природой». Если вы будете делать так, все ваши слова, поступки и мысли будут вашей «практикой мудрости, высочайшего совершенства».

Такое видение Бодхисаттвы – как глубоко укорененного дерева – дает нам более верное представление о природе Бодхисаттвы или жизни Бодхисаттвы, чем какое угодно абстрактное или обобщенное понятие. Абстрактные идеи полезны для передачи информации и выдачи инструкций, но они не могут дать нам представления о реальности как таковой (и, говоря это, я использую абстракции и, следовательно, не передаю понятия реальности). Если мы считаем по-другому, в действительности мы глубоко заблуждаемся. Нам нужно вернуться к частному, к конкретному, к уникальному, к индивидуальному.

Абстракция – это общая идея, которая не соответствует ничему, с чем вы на самом деле встречаетесь и что вы на самом деле переживаете, будь это опыт духовный или чувственный. Так, «истина» – это абстракция, «реальность» – это абстракция. Когда вы вообще встречаетесь с чем-то, что вы можете назвать «реальностью»? Это понятие, это ваша мысль. Вы когда-либо видели универсальное качество голубизны отдельно от реальных голубых объектов. Вы можете вывести идею кругообразности, но существует ли кругообразность отдельно от круглых предметов?

Когда вы имеете дело с Совершенной Мудростью, важно отстраниться от концептуального выражения, в которое она облекается, столь неподходящего и чуждого тому, какое значение она несет. Нам нужно перевести его в более конкретные термины, как это сделали китайцы. Но если китайцы перевели его главным образом в то, что мы называем Чань, или – в японской форме – Дзэн, мы, с другой стороны, обретем более прочную почву под ногами, если переведем его в образы, мифы, символы и метафоры. Тогда мы, возможно, оживим учение. В метафоре язык начинает выходить за свои пределы. Метафора предлагает нам ключ к разгадке природы реальности. Она передает своего рода смешение – возможно, не субъекта и объекта, но, по крайней мере, одного объекта с другим. И это и есть общение. Если бы существовала непреодолимая преграда между субъектом и объектом, между одним человеком и другим, общения не могло бы существовать.

Где бы в текстах Совершенной Мудрости ни говорилось о Бодхисаттве, проникающем в мудрость – праджня женского рода, – практика терпения требует «женственного» положения перед лицом реальности. Одна из четырех функций состояния Будды, согласно Тантре, – соблазнять, очаровывать, и хотя эта идея была гораздо полнее развита в индуизме (с фигурой Кришны и его гопи), она присутствует и в буддизме. На самом деле, практика метта-бхаваны подразумевает, что мы видим все, как сукха, чистую красоту. Так почему бы не соблазниться реальностью? Вы должны открыть двери возможностям получения опыта, которого никогда ранее не предвидели. Может быть, реальность очарует вас.

Если это так, нам не обязательно принимать наши, менее выдающиеся достижения столь серьезно. Если наша духовная практика идет хорошо – медитация сильна, энергия течет – прекрасно. Не стоит слишком упиваться этим или трубить повсюду, как будто мы действительно чего-то достигли. Чувство юмора может помочь нам вывести на чистую воду неуместность эго, заявляющего о своих правах.

Если кого-то не потрясают учения Совершенной Мудрости, это, вероятно, происходит потому, что он их не понял, он совершенно непроницаем для этих учений. Но если вы чуть более осознанны и умны, если вы искренне стараетесь развиваться, они не могут вас не потрясти. Они идут вразрез со всеми вашими предположениями, они бросают вызов всему вашему обусловленному существованию. Иногда вы читаете или слышите что-то, будь это текст Совершенства Мудрости или нечто совсем иное, и это оказывает на вас подобное экзистенциальное влияние, и вы изменяетесь навсегда. Неприятное, даже болезненное сотрясение всего вашего мировоззрения предшествует возможности полного осознания этих учений, настолько глубокого, чтобы они перестали быть для вас потрясением и ударом.
Tags: буддизм
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Доктор Гарин. Фрагмент

    Вдруг сверху послышался вой. Но это был не вой снарядов. Вой летящей машины. Гарин остановился, поднял голову. Это был вой самолёта. И он нарастал,…

  • Анна

    В этот день (17 апреля) Лев Толстой закончил роман «Анна Каренина». Как вы относитесь к Анне Карениной? Это и правда тьма? так представили себе…

  • О дружбе

    В старину дружбу считали самой полной и счастливой из человеческих связей. Нынешний мир ее лишен. Конечно, все согласятся, что кроме семьи мужчине…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments