Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

ИЛК

Рецензия Николая Подосокорского

Масонские мемовирусы, химеры соцсетей и братство Сатурна в «Искусстве лёгких касаний» Виктора Пелевина

Новая книга Виктора Пелевина «Искусство лёгких касаний» (для удобства будем называть ее романом, как назвал свой одноименный бестселлер и пелевинский герой ‒ писатель и историк масонства Константин Голгофский, а сокращенно ‒ ИЛК) оставляет по прочтении привкус свинца во рту, будто посмотрел сериал HBO «Чернобыль» и ментально облучился вместе с незадачливыми работниками советской Атомной электростанции, а также несчастными пожарными и жителями Припяти. Выжить после этого можно, но восстанавливаться придётся долго – слишком уж реалистичными получились развёрстые бездны ада и насквозь пропитанные ядом явления общественной жизни, одухотворённые воображением писателя.

Свинец – алхимический металл Сатурна, под знаком которого написан роман, ‒ и он символизирует, в том числе, плотного, нездорового, невозрождённого человека, которого требуется трансформировать и трансмутировать, провести через огонь очищения и свет познания, чтобы он стал благородным, чистым и всепонимающим. Именно при помощи копья с наконечником из свинца греческий герой Беллерофонт убил ужасную трёхглавую Химеру, опустошавшую страну и губившую скот. Но подлинные мифы отличаются тем, что рассказанное в них, как о событиях древности, имеет шанс повториться с нами, здесь и сейчас, причем проигравший в мгновение ока может обернуться победителем и наоборот. В песне «Химера» из одноименного альбома рок-группы «Ария», выпущенного в 2001 году и рядом текстов отсылающего к творчеству Пелевина (песня «Горящая стрела» была, к примеру, написана по мотивам пелевинской повести «Жёлтая стрела»), есть и такие строки:

Знаки новой эры ‒ Вера и Террор ‒ смесь дьявольской силы.
Ты быстрей пантеры, и как змея хитер: весь мир у края могилы.
Дешево стоит чужая боль, ночью героин, утром гексоген.
Скоро на таймере вспыхнет «ноль» и покроет всё серый пепел и тлен.
Пепел и тлен. Взрыв и вой сирен!

Ты уходишь от погонь сквозь кордоны, сквозь огонь.
Свет в глаза, рычаг в ладонь, но цель твоя ‒ химера.

Эти апокалиптические возглашения достойны стать эпиграфом к «Искусству лёгких касаний», так как в них хорошо передан дух книги. Первая часть романа, озаглавленная «Сатурн почти не виден» и занимающая почти девяносто процентов текста, только при самом внешнем взгляде может восприниматься как две не связанных одна с другой новеллы. На самом деле оба текста органично дополняют друг друга и раскрывают разные стороны магической картины мира писателя, где есть место Древнему Египту и Карфагену, масонству и оккультизму Третьего рейха, тайному правительству и войне спецслужб.

В сюрреалистическом шедевре чилийского режиссера Алехандро Ходоровского «Священная гора» (1973) главное занятие Сатурна состояло в массовом производстве детских игрушек для войны: в специальный компьютер, запрограммированный на политику правительства, Сатурн закладывает данные о будущих войнах и революциях, и машина заблаговременно подсказывает – какие именно игрушки надо разработать и начать выпускать, чтобы подготовить детей разных стран к предстоящему кровопролитию и посеять в них ненависть к ещё только зарождающемуся врагу.

Социальные сети, которые тринадцать лет назад многими воспринималось как исключительно развлечение для подростков, то есть как те самые детские игрушки, сегодня всё чаще называют «Большим братом» ‒ инструментом тотальной слежки за гражданами и гибридной войны мировых держав. Согласно различным конспирологическим теориям, при их помощи можно формировать общественное мнение в какую угодно сторону и даже оказывать решающее влияние на президентские выборы США. Пелевин строит свой роман на этих страхах, и в этом он созвучен английскому фантасту Нилу Гейману, обыгравшему в «Американских богах» (2001) мнимое соперничество старых богов с новыми (Технологией, Медиа и др.). Как справедливо замечает в «Искусстве лёгких касаний» масон высокого градуса и специалист по средневековому колдовству Жерар Бонье: «Война идёт не только между землей и Небом, но и между разными небесами. Небо остается Небом, оно всегда висит над человеком, но небесные администрации меняются. Узнать, кто именно занимается нами в любой исторический момент, на самом деле просто – достаточно посмотреть, во что мы верим».

Пелевин как первоклассный писатель верит, прежде всего, в силу слова, поэтому самым мощным оружием Третьей мировой войны считает специальные заклинания, заряженные волей оператора и способные вселить в людей веру или неверие в политику, медиа и будущее. Вообще эта его книга должна быть прочитана профессиональными пиарщиками, журналистами, политтехнологами, маркетологами и экспертами по соцсетям, которые стремятся манипулировать общественным мнением и вбрасывать в него новые идеи. Автор ИЛК подробно описывает соответствующую колдовскую кухню, на которой изготавливаются химеры (главным топливом здесь служит гаввах – излучение страдания живого существа – термин из «Розы мира» Даниила Андреева, имя которого специально упоминается масоном Марголиным при рассказе о «дýхах эпохи» и «гуле времени»). Как сообщается: «Химеры во всем похожи на гаргойлей – это такие же сгустки чужой воли, принимаемой за свою: незримые указы, проецируемые на человеческое сознание. Но они приходят не с высших планов бытия, а создаются людьми – особыми оккультными организациями, контролирующими развитие человечества…»

Одной из таких организаций, к которой отсылает ИЛК, является «Братство Сатурна» ‒ немецкий магический орден, учрежденный в Берлине на Пасху 1928 года и существующий по сей день, члены которого занимаются «изучением эзотеризма, мистицизма и магии в космическом смысле». По сути эта одна из оккультных парамасонских организаций, которая, наряду с Обществом восточных тамплиеров, пытается воздействовать на реальность путём различных темных ритуалов и взаимодействия с демонами подсознания. В основе учения «Братства Сатурна» лежит представление о наступлении эры Сатурна (по аналогии с эрой Водолея ‒ зодиакального знака, традиционным управителем которого в астрологии считается Сатурн). Как сообщает об этом Ордене Энциклопедия Телемы: «Магическая система Братства сочетала в себе элементы астрологической магии, гностической философии (проявлявшейся в почитании Сатаны как эдемского Змея, вручившего человеку дар гнозиса, и Люцифера как героя-мятежника, принесшего свет разума во тьму материи), псевдомасонских ритуалов, тантры и восточных практик медитации и чтения мантр, а также вызывания демонов посредством техник церемониальной и сексуальной магии. Высшей духовной сущностью в этой системе считался эгрегор ГОТОС ‒ демон, занимавший в религиозно-магической системе Сатурнова Братства то же место, которое у тамплиеров отводилось Бафомету».

В романе Пелевина, однако, больше говорится не о Сатурновом братстве напрямую, а о его предшественниках, давно и успешно производящих различные мемовирусы (синоним химер) человечества ‒ масонах – хотя и с оговоркой, что это не более чем понятная большинству или «общепринятая» терминология. В этом вообще заключается одна из особенностей авторского метода Пелевина – говорить о серьёзном и малопонятном через юмор и как бы общеизвестное, постепенно разворачивая свои размышления, переживания и прозрения о дне текущем и будущем. Наблюдая за активностью большинства пользователей социальных сетей, их интеллектуальными запросами и эстетическими предпочтениями, нелегко сразу поверить конфиденту масонов и чекистов Голгофскому, неожиданно открывшему для себя, что миром правит бог Разум. Однако в книге оговаривается, что Разум, как и Сатурн, «почти не виден» и что он, как и всякий Бог, раскрывает свои тайны лишь верным адептам.

«Конспирологи шепчутся о власти тайного правительства, но реальность куда чудесней: мы со всех сторон окружены мертвыми религиями, до сих пор делающими вид, что они есть – а управляет нами воля тайного, могучего и очень реального божества, которое делает вид, что его нет. Ибо один из главных постулатов культа Разума в том, что бога нет, а есть… Разум. Так спрятаться на самом виду надо, конечно, уметь… Но сущность эта скрыта только от черни, от тех послушных безропотных бедняг, которых сплавляют в смерть на айфонах. Ее видели мистики разных направлений, часто далеких от европейской мысли. И они рисуют довольно грозную картину… Да…»

ИЛК напрямую связано с рядом предыдущих романов писателя, из которых наиболее очевидны «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами» (2016) и «Тайные виды на гору Фудзи» (2018) – соответственно роман о войне спецслужб и роман о человеческом счастье. Здесь мы видим развитие тех же тем и новые размышления о дальнейшей судьбе России. Впрочем, автор на этот раз предостерегает от буквального понимания любых его «пророчеств»: «Попытки критического анализа романа, мелькавшие в печати, были малоуспешны. Это одна из тех книг, которые ставят наших критиков в тупик, и причину определил сам Голгофский: «Российский филолог сталкивается здесь с непростой задачей написать политический донос на текст, которого он не понимает в принципе». Наш автор не любит критиков. Как литературный критик я вполне понимаю автора, ибо сам не люблю занудных критиков, которые не способны вчитаться в текст дальше поверхностного сюжета и строчат рецензии на бегу, стремясь успеть написать о своих сомнительных эмоциях (кому они вообще интересны?) как можно быстрее. Тем не менее, с претензией писателя по отношению к филологам не всё так просто – о каком «политическом доносе» вообще идёт речь?

Достаточно сказать, что роман Голгофского завершается тем, что Россия и США всё же ввязались в Третью мировую войну, которая «прошла быстро, беззвучно – и в ней не осталось ни победителей, ни проигравших». Взаимный обмен ударами самого мощного оружия – царь-химер – в одночасье изменил всю культурную и общественную ситуацию в обоих государствах, после чего все разом оказались… «в жопе». Причиной нарушения мирового соглашения и здесь стала агрессивная самодеятельность российских высокопоставленных силовиков, не считающихся ни с какими жертвами и последствиями ради отстаивания своих корпоративных интересов.

Запустивший разработанное в недрах ГРУ супероружие Голгофский с грустью замечает: «…Мне не слишком охота жить – хотел сказать “на руинах мечты”, но выражусь прозаичнее – в этой эпохальной жопе, где каждое утро надо гадать, какую заботу несет мне новый дырявый день… Ибо – говорю уже как историк – что есть жопа в научном смысле? Жопа есть то, что нельзя пройти насквозь, отрезок пути, который придется перематывать назад, и чем глубже уходит в неё наш голубой вагон (а хоть бы и бронепоезд – толку-то что?), тем дольше потом придётся пятиться к свету, что был когда-то в начале тоннеля… А в конце этой жопы никакого света нет».

Впрочем, в другом своем романе – «iPhuck 10» (2017) – «упёртый либерал» Пелевин (так он иронически о себе отозвался в ИЛК) предсказал, что и в будущем Россия обречена не только на авторитаризм, но и на восстановление монархии (это якобы должно произойти в конце тридцатых годов XXI века). Однако за два десятилетия, что разделяют нынешний авторитаризм и предсказанную писателем монархию, у общества должны в полной мере открыться глаза на ту самую «жопу», которая, вдруг, станет не только видна, но и навязчиво заметна во всей окружающей и, казалось бы, давно привычной и неизменной действительности. Это-то и будет печальным следствием ответного удара боевой американской суперхимеры «MOAS» – «кумулятивного гипер-пенетратора однофакторного действия» невероятной мощности.

Третья новелла ИЛК, составляющая вторую часть романа и по объему занимающая примерно десятую его часть (ровно столько Пелевин оставил и на пересказ многостраничного романа Голгофского), недаром называется «Столыпин». Столыпин ‒ это отнюдь не только т. н. «столыпинский вагон», в котором можно увидеть аллегорию тюрьмы как страны, вполне в духе трагедии Шекспира «Гамлет», главный герой которой считал Данию не просто «тюрьмой», но и «одной из худших» тюрем. Столыпин – это, в первую очередь, фамилия харизматичного председателя Совета министров царской России, с убийством которого в 1911 году в консервативном лагере обычно связывают крушение надежд на сохранение империи. Через три года после устранения Столыпина началась Первая мировая война, а менее чем через шесть лет грянула революция.

В самом финале романа «Искусство лёгких касаний» один олигарх делится с другим случаем, который произошёл в его «столыпине»: «Да ехал на соседней полке один мужик – такой типа честный фраер. Всю дорогу мне мозги штукатурил своей конспирологией. Мол, Путин Абрамовича уже раз пять арестовывал и отправлял по этапу – а до конца задавить не может. Абрамовича к самой зоне уже подвозят, и тут жиды с масонами приезжают в Кремль, подступают к Путину с компроматом и говорят: «Отпусти немедленно нашего Абрамовича, а то все счета твои тайные раскроем». И Путин прямо с этапа отпускает. Злится, чуть не плачет – а поделать ничего не может. Так до зоны ни разу и не довезли.
– Крепко.
– И, главное, арестант, который мне это втирал – по типу канонический русский мужик духовного плана. Глаза синие как небо. Чистый Платон Каратаев – такие раньше разных тургеньевых на парижские запои вдохновляли. Мол, придёт день, и сокровенная правда через такого мужика на самом верху прогремит…
– Ну вот, считай, и прогремела, – усмехнулся Ринат Мусаевич. – Расскажу теперь всем за коньячком.
– Боже, как грустна наша Россия, – вздохнул Федор Семенович…»

Безусловно, подобные политически сомнительные разговоры персонажей лишь часть художественного вымысла писателя, и их мнения никак нельзя напрямую приписывать автору. Вместе с тем, на фоне событий нынешнего года, связанных с политизацией разных групп россиян и, в том числе, молодежи, роман ИЛК воспринимается особенно злободневно. Впрочем, в первой его новелле ‒ «Иакинф» ‒ доходчиво показано, как Сатурн поглощает четверых молодых людей, которые называют себя «моделью Новой России». По Пелевину получается, что от этой «Новой России» не осталось и следа, кроме царапин на священном кавказском камне.

http://literratura.org/issue_criticism/3416-nikolay-podosokorskiy-masonskie-memovirusy-himery-socsetey-i-bratstvo-saturna-v-iskusstve-legkih-kasaniy-viktora-pelevina.html
Tags: Искусство легких касаний, рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments