Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

УРАЛ

- Эх, Петька, - сказал Чапаев, - объясняешь тебе, объясняешь. Любая
форма - это пустота. Но что это значит?
- Что?
- А то значит, что пустота - это любая форма. Закрой глаза. А теперь
открой.
Не знаю, как описать словами эту секунду.
То, что я увидел, было подобием светящегося всеми цветами радуги
потока, неизмеримо широкой реки, начинавшейся где-то в бесконечности и
уходящей в такую же бесконечность. Она простиралась вокруг нашего острова
во все стороны насколько хватало зрения, но все же это было не море, а
именно река, поток, потому что у него было явственно заметное течение.
Свет, которым он заливал нас троих, был очень ярким, но в нем не было
ничего ослепляющего или страшного, потому что он в то же самое время был
милостью, счастьем и любовью бесконечной силы - собственно говоря, эти три
слова, опохабленные литературой и искусством, совершенно не в состоянии
ничего передать. Просто глядеть на эти постоянно возникающие разноцветные
огни и искры было уже достаточно, потому что все, о чем я только мог
подумать или мечтать, было частью этого радужного потока, а еще точнее -
этот радужный поток и был всем тем, что я только мог подумать или
испытать, всем тем, что только могло быть или не быть, - и он, я это знал
наверное, не был чем-то отличным от меня. Он был мною, а я был им. Я
всегда был им, и больше ничем.
- Что это? - спросил я.
- Ничего, - ответил Чапаев.
- Да нет, я не в том смысле, - сказал я. - Как это называется?
- По-разному, - ответил Чапаев. - Я называю его условной рекой
абсолютной любви. Если сокращенно - Урал. Мы то становимся им, то
принимаем формы, но на самом деле нет ни форм, ни нас, ни даже Урала.
Поэтому и говорят - мы, формы, Урал.

В. Пелевин. Чапаев и Пустота




Понять, что такое бодхичитта на самом деле, очень важно. Ведь я уверен, первое, что приходит в голову многим из вас, когда вы слышите слово "бодхичитта", это человеколюбивый, сострадательный, добрый, такой, знаете ли, толерантный тип ума. Иногда мы называем кого-то бодхисаттвой за то, что этот человек никогда не выходит из себя, не скандалит, и только поэтому мы считаем его или её бодхисаттвой. Считается, что бодхисаттва всегда добр, улыбчив и никогда не злится.
Также я думаю, когда обычно мы говорим о религии вообще, религиозной практике, мы склонны говорить о любви, сострадании, всепрощении. Это касается и западных религий, во многих западных религиях, таких как Христианство, есть подобные представления. И таким образом, как только мы говорим о бодхичитте, люди думают, что это что-то связанное с любовью, состраданием, добротой.
Конечно, я не говорю, что это не так. Но бодхичитта на этом не заканчивается! На самом деле, основная часть бодхичитты – это недвойственность. Если вы упускаете недвойственный аспект бодхичитты, забываете о нём, вы теряете 99,99% бодхичитты. Это почти всё! Может быть, у нас остаётся чуть-чуть этой улыбающейся, трогательной, чувствительной ... не знаю... бодхичитты, типа "будь хорошим". Да, но если нет недвойственности, бОльшая часть бодхичитты пропала.
Повторяю, если потеряется недвойственность и если буддизм действительно будет придавать большее значение только морали, - очень опасный подход. Потому что о практикующем будут судить исходя из того, насколько он правильный и хороший с точки зрения морали. И это очень опасно. Потому что мы знаем, что с точки зрения морали, человек может быть безупречным, но совершенно лишенным сострадания, не имеющим никакого понятия об истине. А так как понимания истины в этом случае нет, то и сострадание отсутствует, и мораль становится опорой для наших гордыни и высокомерия. И таким образом, уничтожается сам смысл морали.

~
Дзонгсар Кхьенце Ринпоче
учения в Брайтоне, Англия 2010
Tags: Чапаев и Пустота, буддизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments