Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Пиздокрюки

Я сейчас изложу свою трактовку романа Пелевина "Тайные виды на гору Фудзи".

Вернее коснусь понятия "пиздокрюк".
Как вы помните, Таня закидывала такой крюк в карму Феде и наматывала потом как нить Федину жизнь.

Я встречала подобную аналогию в текстах по буддисткой философии.

О чем вобще может идти речь в романе? Определить надо главное.
О нашей способности вновь и вновь попадать в колесо сансары. На какие же крюки мы попадаемся? Почему не можем соскочить с поезда ЖС?

Я уже постила в соо картину - Колесо Сансары, которое держит в лапах Мара - дьявол Смерти.

На внешней окружности колеса можно разглядеть 12 картинок.
Символически на них изображены 12 звеньев цепи, которые нас и цепляют.

Вот смотрим, красота какая)






Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения

Как омрачения и карма привязывают нас к сансаре

“Вначале возникает мысль, которая просто навешивает на совокупности ярлык “я”; затем возникает видимость того, что это “я” существует с собственной стороны, и как только мысль верит в подлинность этой видимости, мысль эта становится невежеством. Это ошибочное представление, поскольку объект в реальности не существует. Именно поэтому объект является галлюцинацией; невежество, которое мотивирует карму, является галлюцинацией относительно природы “я”.
Кьябдже Сопа Ринпоче

Еще один – помимо четырех благородных истин – способ понять исполненную страданий природу сансары – медитировать на поэтапной эволюции двенадцати взаимозависиых звеньев в соответствии с тем, как они показаны Буддой Шакьямуни. Их представляют символические изображения колеса жизни, также называемые двенадцатью взаимозависимыми звеньями порождения. Колесо это держит в своей пасти Владыка Смерти, что показывает, что все существа, живущие в шести царствах сансары, находятся под контролем непостоянства и смерти. Колесо также поддерживают его руки и стопы, что символизирует пребывание в ловушке подлинных страданий и подлинной причины страданий – омрачений и кармы.

1. Невежество: сознание, полагающее неотъемлемое существование.
Слепец, изображенный на колесе жизни, символизирует невежественного человека, который не ведает, куда идет, где переродится, от чего страдал или от чего будет страдать в перерождении. Невежество – коренная причина всех омрачений.

2. Формирующие действия, или карма
Невежество порождает составные действия.
Это символизирует человек, делающий глиняные горшки. Подобно тому, как глиняному горшку можно придать множество размеров и форм, создание различных карм приносит различные результаты.
Карма может быть добродетельной, недобродетельной или “неколеблющейся”.

3. Сознание
Формирующие действия порождают сознание; символизирует это обезьяна, держащая в руках плод и прыгающая с дерево на дерево, что показывает, что сознание, перенося кармические отпечатки, соединяет прошлое с настоящим, а настоящее с будущим.

4. Имя и форма – умственные и физические совокупности
Сознание порождает имя и форму.
Это символизирует человек, который гребет в лодке. Лодка символизирует совокупность формы, а человек в ней – совокупности чувств, различения, формирующих факторов и сознания, находящиеся в оплодотворенной яйцеклетке.

5. Шесть сфер чувств, силы чувств
Имя и форма порождают шесть чувственных сил.
Символизирует это пустой дом. Поскольку это звено относится к эмбриону в утробе, оно показывает, что чувственные силы формируются, но пока не встретились с соответствующими им объектами.
Шести сферам чувств также соответствуют шесть внешних объектов и шесть сознаний.

6. Контакт
Шесть сфер чувств порождают контакт.
Это символизирует контакт мужчины и женщины, встреча чувственных сфер с их объектами.
Контакт распознает объекты как привлекательные, непривлекательные или нейтральные, и возникает при соприкосновении чувственной силы, сознания и соответствующего объекта.

7. Чувство
Контакт порождает чувство.
Это символизирует человек, который – с пронзенными стрелой глазом – страдает из-за своего соприкосновения с объектом. Без контакта нет чувства; таким образом, если мой ум не контролируем, мне лучше избегать контактов с объектами, которые приводят к увеличению жадности и дальнейшим страданиям. Именно поэтому Гуру Шакьямуни с великим состраданием установил правило о том, что нужно поддерживать удовлетворенность и владеть малым числом вещей.
Также существуют три вида чувств: удовольствие, боль и нейтральные переживания.

8. Страстное желание
Чувство порождает страсть.
Ее символизирует человек, пьющий вино. Подобно тому, как жажда человека никогда не будет утолена, человек, омраченный жадностью, никогда не удовлетворяется и жаждет все больше и больше.
Это страсть нежелания расставаться с удовольствиями и страсть желания удалиться от боли.

9. Цепляние
Страстное желание порождает цепляние.
Его символизирует мартышка, срывающая с дерева фрукт. Попробовав один фрукт, она цепляется за дерево, чтобы срывать все больше и больше. Цепляние порождается страстным желанием и продолжает существование, подобному тому как люди цепляются и держатся за свои физические тела.

Четыре вида цепляния: (а) исполненное желания цепляние – желание, подразумевающее сильную привязанность к видимым формам, звукам, ароматам, вкусам и ощутимым объектам; (б) цепляние за омраченные воззрения; (в) цепляние за дурные нравственность и поведение; (г) цепляние за “я”.

10. Существование
Цепляние за тело порождает существование.
Символизирует это беременная женщина. В этот момент карма, ведущая ко следующему перерождению, уже готова проявиться, подобно тому как женщина на позднем этапе беременности носит в своей утробе полностью развитого ребенка.
Существование – это полностью проявившая свой потенциал карма.

11. Рождение
Существование порождает перерождение.
Символизирует это женщина, переживающая роды.

12. Старение и смерть
Рождение порождает старение и смерть.
Это символизирует старик, идущий с клюкой и несущий труп. Таким образом смерть завершает жизнь и колесо существования делает еще один поворот.

Таким образом возникает то, что является лишь совокупностями страдания.

Эти совокупности, принимаемые в силу загрязненных действий и омрачающих эмоций и наделенные природой лишь страданий, прекращаются посредством пресечения невежества.









Еще немного об этой цепи в более близких к роману терминах тхеравады

Зависимое возникновение – это сердце, самая суть учения Будды. В Маджхима Никае 28 сказано: «Тот, кто видит зависимое возникновение – тот видит Дхамму. Кто видит Дхамму, тот видит зависимое возникновение», а в Ваккали сутте из Саньютта Никаи Будда говорит: «Тот, кто видит Дхамму, тот видит меня».

Пробуждение Будды по сути состоит в открытии Зависимого Возникновения. Это понимание того, что любой феномен мира существует только благодаря наличию другого феномена, и эта бесконечно сложная паутина охватывает всё прошлое, настоящее и будущее.

Другими словами – что-то всегда зависит от чего-то. Человеческое существование в любой момент времени зависит от внешних и внутренних условий. Всё во вселенной взаимосвязано паутиной причин и следствий таким образом, что и целое и части этого целого зависят друг от друга. Характер и состояние какого-либо феномена в каждый миг времени связаны с характером и состоянием других феноменов, даже если внешне кажется, что никакой связи между ними нет.

Поскольку все вещи обусловлены, они являются непостоянными (аничча), и потому в них не содержится какой-то неизменной сущности (анатта). Можно сказать, что в абсолютном смысле ни одна вещь не существует подлинно, хотя обычному человеку всегда кажется, что вещи существуют сами по себе. Поскольку в вещах нет неизменной сущности, они являются «пустыми» (шунья). Мудрецы, которые видят вещи в истинном свете, обретают глубокую мудрость и отбрасывают привязанность и жажду к вещам, к миру, к существованию, и так становятся буддами или арахантами.

Общая формулировка зависимого возникновения многократно встречается в различных суттах Палийского Канона и выглядит так:

«Когда есть это, есть то.
С возникновение этого, происходит возникновение того.
Когда этого нет, то нет и того.
С прекращением этого, наступает прекращение того».

Когда человек до определённой глубины постиг эту истину, он становится вступившим в поток, не может более родиться в низших мирах и в течение максимум 7 жизней обретёт полное просветление.
Tags: Тайные виды на гору Фудзи
Subscribe

  • Люстра

    Казалось бы, какая разница мне, о чем пишет НВ в своем журнале. Но я вот не могу пройти мимо. Мне очень жаль космосвина и лену иванову, которые все…

  • Интервью с Пелевиным

    Playboy: Интервью с Пелевиным 1998 «Playboy» Кто: Мастер. Возраст: 36. Где можно встретить: He’s a real Nowhere Man. Странная особенность:…

  • Манипуляции

    Нарисовать универсальный портрет манипулятора, увы, невозможно. По стилю воздействия манипуляторов можно разделить на четыре типа, каждый из которых…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments

  • Люстра

    Казалось бы, какая разница мне, о чем пишет НВ в своем журнале. Но я вот не могу пройти мимо. Мне очень жаль космосвина и лену иванову, которые все…

  • Интервью с Пелевиным

    Playboy: Интервью с Пелевиным 1998 «Playboy» Кто: Мастер. Возраст: 36. Где можно встретить: He’s a real Nowhere Man. Странная особенность:…

  • Манипуляции

    Нарисовать универсальный портрет манипулятора, увы, невозможно. По стилю воздействия манипуляторов можно разделить на четыре типа, каждый из которых…