Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Living is Dying/ Жить значит умирать

Глава из книги Living is Dying/ Жить значит умирать

Дзонгсар Джамьянг Кхьенце

Как быть с умирающими

Что мы можем сделать для наших умирающих близких, особенно, если они не являются или не были духовно развитыми людьми, не говоря уже про буддизм? Поможет ли в таком случае призвание умирающего принять прибежище или зародить бодхичитту? И может ли человек, не являющийся буддистом, по-настоящему понять учения о бардо? Это очень хорошие вопросы.

Уверенность и мотивация
Прежде всего, тот факт, что вы хотите помочь умирающему человеку - что вы думаете о нем, показывает, что между вами существует духовная или кармическая связь.
Сколько людей, животных и насекомых умирают в этот данный момент? Разве мы думаем обо всех них? Нет. И, хотя предполагается, что будучи хорошими бодхисаттвами, мы заботимся обо всех живых существах, на практике так редко получается. Мы имеем склонность думать только о тех, кто близок нам.
Независимо от того, осознают они что-либо или нет, но у каждого, с кем у вас есть отношения, должен иметь связь с дхармой. Факт того, что вы хотите помочь им, означает, что они накопили достаточно заслуги. Поэтому ваш умирающий друг, не буддист, имеет непрямую связь с дхармой через вас - связь, которая по-настоящему ему поможет. Вот так работает связь.
Вы можете быть бедным и не обладающим властью человеком с мирской точки зрения, но в момент смерти богатый, известный, могущественный человек, не имеющий понятия о духовности, ничем не сможет быть полезным вашему другу, как бы не пытался. Ваше беспокойство о благополучии вашего умирающего друга и желание поддерживать его и заботиться о нём - это лучшее, что для него или неё вообще может быть. Возможно, вы являетесь единственным знакомым ему человеком, связанным с дхармой и способным дать ему информацию, необходимую, чтобы пройти процесс смерти и того, что после нее, сделав соответствующие практики. Поэтому ваши благие устремления, ведение и посвящение являются единственной по-настоящему полезной помощью, которая может быть ему предложена. Ему невероятно повезло быть знакомым с вами.
С правильной мотивацией, вы можете быть уверенными в любой своей помощи. Даже если вы выходите из себя из-за переутомления или растерянности, это не имеет большого значения. И, ко всему прочему, кто знает, что по-настоящему помогает, а что нет? Все ведь разные, так что такое невозможно сказать наверняка. Всё, что вы можете сделать - это предложить ту помощь, которая на ваш взгляд, будет наиболее эффективной.

Создайте спокойную и мирную атмосферу
Если умирающий человек страдает от боли и напуган, но при этом не желает терпеть дискуссии на духовные темы или практики, не пытайтесь применять в его отношении любые из ваших буддистских идей и методов. Просто создайте гармоничную и мирную окружающую среду и всегда будьте честны и прямолинейны.
Чем спокойнее человек приходит к смерти, тем лучше. Это значит, что отношение, поведение и язык тела друзей, членов семьи и ухаживающих за умирающим важны, потому что именно от них зависит создание спокойной и любящей атмосферы. Самым важным из всего является ваша мотивация. Держите это в уме в момент, когда эмоции будут вас захлестывать - вместо того, чтобы срываться, попытайтесь сконцентрироваться на спокойном и мягком воплощении добра и сострадания.
Вы, наверное, удивитесь, но не буддисты зачастую переносят смерть в более спокойном состоянии ума, нежели многие буддисты. Только то, что человек является буддистом, не означает, что он автоматически спокоен.
Тот, кто непоседлив и возбужден, взволнован и вертляв, подвержен навязчивым идеям и неспособен отпускать что-либо по жизни, не станет вдруг спокойным и неподвижным только потому, что он находится при смерти.
При этом, имейте в виду, что физическая нервозность и возбуждение не обязательно означают то, что умирающий человек не сконцентрирован, или он не знает, что ему необходимо делать. Поэтому не пытайтесь навязывать им свои интерпретации их состояния ума.
Если умирающий человек практикует Шравакаяну, он будет стараться пребывать в состоянии отсутствия эго или думать о Будде, дхарма и сангхе.
Если этот человек является буддистом, практикующим Махаяну, он будет стараться пребывать в воззрении Шуньяты.
Практикующий Тантру будет думать о своем Гуру во время смерти или об именах и формах будды Амитабхи, будды Шакьямуни, будды Акшобхьи, Авалокитешваре, Гуру Ринпоче Падмасамбхаве, Манджушри, Арья Таре и так далее. В момент смерти он будет думать о своем личном божестве - о своем «йидаме».

Всегда говори правду

До сих пор
я думал , что только
другие умирают -
что такое счастье выпадет и мне!
Рьото

Как бы ни было тяжело услышать правду, всегда лучше всего быть честным с умирающим человеком. Многие из нас скорее всего попытались избежать необходимости сообщить любимому человеку о том, что он скоро умрёт, даже если это абсолютно очевидно. Зачастую мы врем, потому что мы не хотим признаться себе в том, что любимый нами человек скоро покинет нас. Надежда заставляет нас скрывать факты как от себя, так и от наших близких.
Люди, никогда не имевшие опыта духовной жизни, порой думают, что они единственные, кто когда-либо испытывал страдания смерти. Очевидно, что это не так, поэтому напоминайте им, что никто на земле не имеет выбора в том, что касается смерти: каждый должен умереть, и они - не исключение. Также стоит указать на то, что нигде не сказано о том, кто из вас умрет первым. Ваш возлюбленный, возможно, находится в процессе умирания, но бывают несчастные случаи, и, так как никто из нас не знает когда и как мы умрем, нет никаких гарантий, что вы не умрете раньше.

Могу ли я действительно помочь?
Не будучи просветленным, невозможно быть уверенным в том, что всё, что вы делаете, может действительно помочь умирающему человеку или, по той же причине, живому. С наилучшими пожеланиями вы можете воодушевлять больного друга принять определенные лекарства, но вы никогда не можете знать, помогут ли они или, наоборот, усугубят. Может оказаться, что здоровье вашего друга стремительно улучшится, но впоследствии побочные эффекты могут оказаться разрушительными - или наоборот.
Но, как я уже говорил, самым важным в той помощи, которую вы предлагаете, является мотивация. Если у вас доброе сердце и приятная улыбка, если вы теплы, вежливы и скромны, и если вы по-настоящему желаете улучшить жизнь или смерть другого человека, не зависимо от того агностик вы, атеист, или абсолютно чужой человек, он оценит всё, что вы для него делаете. На самом деле, он, возможно оценит вашу помощь больше, чем помощь, которую ему предложат те близкие, что руководствуются долгом, а не любовью.

Должны ли мы говорить о смерти?
Будда говорил, что из всех медитаций на осознанность, медитация на смерть является самой важной, и поэтому обсуждение смерти всегда является благоприятным. На самом деле, нам всем нужно говорить об этом намного больше, нежели мы делаем. Нам всем придется умереть, поэтому смерть не является предметом обсуждения лишь умирающих или стариков. Я думаю, мы должны побуждать людей думать и говорить о смерти намного больше, чем они делают. Возможно, нам нужно стать спонсорами гигантских билбордов в больших городах и в станциях метро, сообщающих следующее: «Ваша жизнь утекает» и «Каждая секунда делает вас ближе к смерти». И не должно ли празднование дня рождения включать в себя напоминание о том, что смерть теперь стала на год ближе?
Если вы живете среди материалистов, считающих всё, связанное с духовностью, лишь разновидностью суеверия, вам необходимо быть достаточно искусным в том, как представить смерть в разговоре. В этом человеческом царстве существует тенденция игнорировать или отрицать сложные для понимания темы, поэтому, поднимая тему смерти слишком прямолинейно и непосредственно, вы рискуете отпугнуть тех, кому пытаетесь помочь.
Вместо этого, сосредоточьтесь на том, как мягко и ненавязчиво дать немного общей информации о непостоянстве. Укажите на то, что непостоянство и перемены - это не обязательно нечто негативное. На самом деле, непостоянство - это то, что делает возможным улучшения и перемены. Скажите им, что благодаря непостоянству, мы можем изменить наши жизни к лучшему. Но, перед тем, как совершить какие-либо улучшения, мы сначала должны понять и принять непостоянную природу явлений. После этого вы можете постепенно представить факт того, что жизнь сама по себе непостоянна.
Конечно же, ваш подход к теме смерти будет зависеть от человека, которому вы пытаетесь помочь. Люди материалистичных взглядов имеют склонность заботиться лишь о своих деньгах, мирской силе и положении, и о том, как их связи и знакомства могут принести еще больше денег и власти. Подобные люди даже не пытаются ходить в музеи, потому что для них это напрасная трата времени, а время - это деньги. Они никогда бы не подумали о том, чтобы встать пораньше и насладиться рассветом, или изменить свои планы, чтобы посмотреть закат - разве только чтобы произвести впечатление на другого богатого человека и использовать закат в качестве фона для селфи. Поэтому, заговорить о смерти или о чем-либо духовном с таким человеком крайне непросто. Если вы не можете поговорить о поэзии или философии с кем-либо, только потому, что на этом невозможном заработать денег, что тут говорить о смерти? Все, что вы можете сделать для материалистичных людей - это молиться о них.
Сказав так, многие люди, казавшиеся убежденными материалистами, могут быть на удивление духовными, они просто не осознают этого. Настолько хорошо познав мир в погоне за удовлетворением материальных потребностей - они были везде, сделали всё, ели во всех лучших ресторанах мира, и так далее - когда отъявленным материалистам надоедает эта светская жизнь, у них есть гораздо больше шансов стать по-настоящему духовными, чем у многих самопровозглашенных буддистов, христиан или индуистов. Зачастую люди, заявляющие о собственной «духовности», являются немногим больше, чем духовными материалистами, проводящие жизнь, обманывая себя и других. И с ними сложнее всего иметь дело, когда речь заходит о смерти или любой другой подлинной духовной практике.
И, хотя ваши друзья и семья могут утверждать о том, что они далеки от духовности, всё же, если они получают удовольствие от магических и мистических занятий, как то поэзия или философия, или они достаточно сентиментальны и романтичны, чтобы любоваться закатом, представляя, что это может быть их последний, то возможно у них есть способность услышать правду. Поэтому попробуйте предложить им послушать немного информации о дхарме, но только не выливайте её на них! Самый ценный дар, который вы можете дать своим друзьям, детям и семье - это Дхарма! Старайтесь вливать им в уши понемногу, но не перестарайтесь. И никогда не аргументируйте дхармой, пытаясь исправлять их поведение. Гораздо лучше подождать, пока кто-нибудь не сделает что-то достойное восхищения, мотивированное альтруизмом, и уже тогда представить соответствующий аспект дхармы, как способ согласиться с ними и ободрить. Никогда не навязывайте то, во что вы верите, другим - это не поможет.
Tags: жизнь и смерть
Subscribe

  • Карма

    Пояснение к роману "Тайные виды на гору Фудзи" В. Пелевина На счет кармы в нашем современном западном представлении существует много мифов и…

  • ЕС Далай лама

  • Анонс

    Т.Черниговская: Лидеры уровня Далай-ламы помогают нам понять, кто мы и зачем живем «Мы оказались на сломе цивилизации, наша природа под угрозой, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments