Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Алая - виджняна, сансара, зло.

Торчинов Е.А.

В раннем буддизме и в традиции Тхеравады проблема зла решалась очень просто. Зло воспринималось как «страдание» (духкха), которое в свою очередь рассматривалось как фундаментальное качесто бытия как такового (наряду с анитья — не вечность, непостоянство, не пребывание и анатма — бессущностьность, бессамостность, лишенность сущности / «эго»).

Говоря кратко, ранний буддизм лишь констатировал факт наличия зла как существенного атрибута любого сущего. Он также анализировал причину страдания и вовлеченности живых существ в циклическое существование мира рождений-смертей (сансара), и причиной этого вовлечения считались невежественная аффективность и желания, или омрачения (клеша). Более того, в абхидхармических текстах (см., например, главу третью «Лока нирдеша», «Учение о мире» знаменитого трактата буддийского мыслителя V века Васубандху «Абхидхармакоша») даже сам тройственный космос (трая локья) буддийской космологии рассматривался как объективация («материализация») совокупных следствий аффективной активности живых существ (карма) предшествующего космического цикла (кальпа). Не что иное, но клеши (аффекты и влечения в их тонкой латентной форме) производят материальное основание вселенной в начале каждого космического цикла. И этот универсум есть лишь выражение безначальных желаний / аффектов, затягивающих каждое существо в мучительное сансарическое существование в соответствии с законом причинно-зависимого происхождения (пратитья самутпада).
И этот «злой» характер сансары подтверждался доктринальными оснвоположениями буддизма — Четырьмя Благородными Истинами: 1. Всякое существование мучительно/неудовлетворительно; 2. Желания и привязанности — причина страданий; 3. Есть состояние, свободное от страданий (нирвана) 4. Есть Путь к освобождению от сансары и обретению нирваны (Благородный Восьмеричный Путь).

Но вопрос о возникновении самих омраченных неведением волений и аффектов не поднимался ранним буддизмом вообще. Более того, он рассматривался как некорректный из-за безначального характера циклического существования сансары. Эта позиция была тесно связана с эмпирическим подходом к проблеме сознания: ранний буддизм интересовался лишь анализом наличного содержания психики без попыток анализа корня, или источника сознания (виджняна) и его содержаний.

В Махаяне (буддизме так называемой Великой Колесницы) ситуация радикально изменилась. Махаянские школы буддизма (прежде всего, йогачара, или виджняптиматра) старались обнаружить корень и источник эмпирических форм сознания, равно как и всего сансарического существования. Йогачарины ввели понятие алая-виджняны (сознания-вместилища), которое и рассматривалось ими в качестве источника всего сансарического опыта. Важно отметить, что в классической йогачаре это базовое сознание никогда не понималось как субстанция или как субстрат эмпирического мира. Йогачарины часто использовали образ водного потока для описания алая-виджняны: это чистая длительность непостоянной или даже мгновенной природы. Тибетское слово для «алая-виджняна» семс кюн гжи / сем кюн жи, то есть «сознание — корень всего». Понятие алая-виджняны было очень удобно для объяснения природы сансары, но оно почти ничего не давало для объяснения природы окончательного освобождения, нирваны и просветления или, точнее, Пробуждения (бодхи) и обретения возвышенного состояния Будды.

Этот недостаток был во многом скорректирован доа'f2риной Татхагатагарбхи , рассмотрение которой имеет преимущественную важность для настоящего исследования.

Татхагата (Так Приходящий) — один из основных эпитетов Будды; в данном случае, это просто синоним слова «Будда». А слово «гарбха» полисемично, причем, по-видимому, именно поэтому и было выбрано неизвестными создателями этого термина. Во-первых, оно имеет значение «зародыш», «эмбрион». Во-вторых, оно обозначает то вместилище, в котором зародыш находится — матку, хорион, лоно. Таким образом, слово «Татхагатагарбха» может быть понято и как «Зародыш Будды», и как «Лоно Будды», «Вместилище Будды». Оба эти значения весьма существенны для теории гарбхи.

В первом значении гарбха понимается как зародыш состояния Будды в каждом живом существе. Другими словами, каждое живое существо потенциально наделено природой Буддой, или потенциально является Буддой. Этот тезис получил в традиции две достаточно отличающиеся друг от друга интерпретации. Согласно первой из них, гарбха должна пониматься сугубо метафорически, как некая возможность для каждого живого существа стать Буддой: в природе существ нет ничего, что могло бы помешать им стать Буддами. Не о какой сущности, или субстанции, которая могла бы называться «природой Будды» в данном случае речь не идет. Когда Будда в сутрах возвещал истину о том, что в каждом существе скрыт зародыш состояния Будды, он имел в виду лишь то, что каждое существо имеет возможность стать Буддой.

Вторая интерпретация предполагала, что в живых существах реально присутствует некая особая сущность, которая может быть названа «природой Будды». Если первая интерпретация теории гарбхи утверждала, что все существа могут стать Буддами, то вторая провозглашала, что все живые существа уже есть Будды, и им надо только реализовать свою потенциальную «буддовость». Некоторые последователи доктрины гарбхи шли еще дальше, говоря о том, что эту природу Будды не надо даже реализовывать, она и так вполне актуальна. Следует лишь осознать себя в качестве Будды, понять и прочувствовать, что ты уже здесь и сейчас являешься Буддой. Если первая интерпретация гарбхи получила распространение в основном в тибетской ветви Махаяны, то вторая безраздельно господствовала в китайско-дальневосточном буддизме, перерастя там в знаменитую теорию «изначального Пробуждения», утверждавшую, что живые существа изначально пробуждены, и сама природа ума (читта; синь ) есть Пробуждение, бодхи. присутствующее в любом актуальном акте сознания подобно тому, как влажность (природа воды) присутствует в любой волне: «Наш собственный ум (читта; семс /синь ) и есть Будда». Все живые существа суть Будды: живое существо — это Будда с аффективными омрачениями (клеша), Будда — это живое существо без аффективных омрачений.

Именно с этой второй интерпретацией гарбхи связано и понимание самого этого термина как вместилища, или лона: Татхагатагарбха есть не что иное, как синоним абсолютной реальности, понимаемой в качестве единого, или абсолютного Ума (экачитта ), порождающего как сансару, так и нирвану и являющегося субстратом и того, и другого. Этот Ум пуст (шунья) для нас, поскольку абсолютно трансцендентен различающему и конструирующему субъектно-объектную дихотомию сознанию, но не пуст (ашунья ) сам по себе, будучи наделен бесчисленными благими качествами и свойствами (гуна ), не отличающимися, однако, от самой субстанции Ума (в отличие от качеств субстанции брахманистских учений). И именно этот Ум (Татхагатагарбха как вместилище) присутствует в существах как их природа в качестве ростка состояния Будды (Татхагатагарбха как зародыш). Принципиальными атрибутами этого Ума являются Постоянство (нитья), Блаженство (сукха), Самость (атман) и Чистота (шубха). Нетрудно заметить, что эти атрибуты прямо противоположны фундаментальным качествам сансары, как их определял еще ранний буддизм: непостоянство (анитья), страдание (духкха), бессущностность, или бессамостность (анатма) и загрязненность (ашубха).

Проблема Просветления / Пробуждения оказалась решена: это всего лишь реализация нашей собственной исконной природы, которая и есть Природа Будды. Но теперь вопрос о происхождении сансары с ее непрерывной цепью страданий и неудовлетворенности обрел теперь новую актуальность. Если подлинная природа всякого существования (всех дхарм в буддийской терминологии) абсолютно совершенна, лучезарна и просветлена, каким же образом возможно существование сансары, пусть даже обусловленное и относительное? Каков источник и онтологическое основание сансарического существования и всех его зол? Короче говоря, махаянские буддийские мыслители также попали в капкан проблемы теодицеи.

Наиболее детальное и четкое изложение буддийской доктрины происхождения зла (и сансары) можно найти в тексте, известном как «Махаяна шраддхотпада шастра», или «Трактат о пробуждениии веры в Махаяну» .

С теоретической стороны этот текст представляет собой высшую точку развития теории Татхагатагарбхи и ее синтеза с некоторыми положениями философии йогачары, важнейшим из которых является доктрина алая-виджняны, сознания-вместилища. Таким образом, «Пробуждению веры» удалось сочетать сильные стороны обеих доктрин: йогачаринскую теорию происхождения сансары и учение доктрины Татхагатагарбхи о Пробуждении и природе Будды.

Здесь будет предпринята попытка рассмотреть характер этого доктринального синтеза и его содержания.

Важно отметить, что «Пробуждение веры» провозглашает исходное существование единой реальности (татхата — «таковость», истинная реальность, как она есть), которая есть не что иное, как Единый Ум (экачитта; и синь). Этот Абсолют пуст для нашего мышления, будучи своего рода трансцендентной реальностью, но не пуст в себе как плерома, полнота неизмеримых благих качеств. Тем не менее, именно эта самотождественная Реальность является источником как сансары со всеми ее страданиями, так и нирваны со всем ее блаженством. «Пробуждение веры» гласит:

«[Истинная реальность, как она есть ] не родилась прежде предела времен и не уничтожится после предела времен, будучи всецело вечной и постоянной. Она изначально по своей собственной природе преисполнена всеми благими качествами. Поэтому можно сказать, что она в своей субстанциальной сути наделена сияющим светом великой премудрости, освещающей собою все стороны дхармового универсума.
Ее истинная сущность —всесознающее сознание, покойное и чистое по своей собственной природе и характеризующееся как вечность, блаженство, истинное «я», чистота. Она подобна освежающей прохладе, будучи неизменной и абсолютно свободной. Она наделена таким количеством благих качеств, которое превосходит число песчинок в Ганге, и эти качества не отличны от нее, не существуют отдельно от нее, не разъединены с ней и не отличимы от непостижимой мыслью Дхармы Будды.
Эта сущность наделена всей полнотой этих качеств, не имеющих какого - либо недостатка, и называется Вместилищем Так Приходящего, а также ( Дхармовым Телом Так Приходящего» 20.
Текст утверждает, что Абсолютный Ум (истинная реальность, как она есть, «Таковость») имеет два аспекта: пробужденный (просветленный) и непробужденный (непросветленный).

Изначальное Просветление (Изначальное Пробуждение — бу цзюэ; дословно — «коренное Пробуждение») представляет собой субстанцию ума, свободную от концептуализирующего и различающего мышления. Она подобна безграничному пустому пространству, которое проницает собою все, и это она есть не что иное, как «Одно без второго» в качестве абсолютного «тела» Будды (дхармакая; фа шэнь).

Непробужденность также укоренена в изначальном Просветлении, но его природа — вторична и несубстанциальна. Тем не менее, оно эмпирически существует, что и делает необходимым для всех живых существ (здесь — людей) совершенствовать свой сердце-ум (синь) посредством созерцательных практик, медитации и других форм духовного делания, чтобы они могли реализовать свою субстанциальную исконно пробужденную природу. Просветление, достигаемое эмпирически в ходе психопрактики буддийской йоги (как Сиддхартха Гаутама под древом Бодхи) называется «Пробуждением, имеющим начало» (ши цзюэ).

«Что касается непробужденного сознания, то оно появляется по причине отсутствия должного и сущностного знания единства всех дхарм и истинной реальности как она есть. По этой причине непробужденное сознание возникает и имеет в себе различающую мысль.
Различающая мысль лишена собственных свойств и неотделима от изначальной пробужденности, подобно заблудившемуся человеку, потерявшему правильное направление. Если бы он освободился от направления, то нельзя было бы и заблудиться.
Таковы и все живые существа: опираясь на Пробуждение, они оказываются во власти заблуждения. Но если они освободятся от привязанности к пробужденной природе, то не будет и никакой непробужденности. Но поскольку их сознание непробуждено и охвачено ложными мыслительными актами, и говорится об истинном Пробуждении с учетом того, что отчетливо понимается смысл этого понятия.
Поэтому можно сказать, что, если освободиться от непробужденного сознания, то не будет и никакого самостоятельного, наделенного собственным свойством истинного Пробуждения» .
Этот непробужденный аспект выражает свою природу в препятствовании реализации единства с истинной природой реальности и формировании иллюзорного чувства независимости от нее. Так неведение дает начало различению и различающей мысли, после чего наступает черед субъектно-объектной дихотомии, привязанности иллюзорного субъекта к иллюзорным же объектам и вытекающим отсюда страстям, влечениям, вожделениям и, в конце концов, ко всем страданиям и бедствиям сансарического существования. Тем не менее, омраченные состояния сознания лишены субстанциальности и самодостаточного бытия. Поэтому они не существуют независимо от изначального Пробуждения. И комментаторы «Пробуждения веры», и буддийские мыслители, чьи учения были связаны с концепцией этого трактата часто графически изображали этот аспект Абсолюта как черную точку в центре белого круга изначального Пробуждения.

Текст также уделяет большое внимание проблеме соотношения между Пробуждением и не-пробуждения. Он рассматривает два вида такого взаимоотношения: тождество и различие.

Все феномены в своем основании не имеют иной субстанции, отличной от истинной реальности, как она есть (татхата) — подобно тому, как все виды керамики имеют лишь одну субстанцию, то есть, глину. Поэтому даже подобные магической иллюзии явления (майя; хуань) по своей внутренней изначально присущей им природе тождественны Абсолютному Уму и его реальности. Здесь автор «Пробуждения веры» ссылается на канонический текст некоей неотождествленной сутры:

«Опираясь на это содержание истинной реальности, все живые существа с безначальных времен вечно пребывают в Нирване. Дхарма Пробуждения не может быть обретена ни через совершенствование, ни через созидание. В конечном итоге она вообще не может быть обретена».
Аспект нетождественности вторичен и акцидентален по своему характеру; примером его могут служить различия между сделанными из глины произведениями керамики, имеющими различные формы и размеры. Отсюда берет начало эмпирическое существование иллюзий сансары. Различие между реальностью Таковости и иллюзорными феноменами сансары существует благодаря омраченному сознанию живых существ и их аффективному заблуждению относительно природы реальности.

И достаточно любопытным является то обстоятельство, что омраченное сознание живых существ имеет свое относительное несубстанциальное и призрачное существование лишь благодаря наличию непробужденного аспекта Единого Ума, который в свою очередь существует только для омраченного неведением сознания живых существ, будучи лишенным самодостаточного бытия.

Посмотрим теперь на механизм порождения (развертывания) феномена сансары благодаря действию непробужденного аспекта Единого Ума.

«Пробуждение веры» описывает три стадии порождения сансарического существования:

Благодаря существованию непробужденного аспекта Единого Ума, Ум активизируется и эта актвность суть деятельное проявление неведения (авидья, у мин). Ее результатом является страдание (тотальная фрустрация, или неудовлетворенная обеспокоенность — духкха, ку).
Эта активность, или возбуждение иллюзорно разрушает единство истинной реальности, как она есть (Таковости). В результате появляется эмпирический субъект.
Вслед за этим обретает свое призрачное существование мир эмпирических объектов, опирающийся на восприятие эмпирического субъекта и существующий лишь благодаря этой опоре на субъект. Без воспринимающего субъекта никаких объектов быть не может. Но и субъект, и объекты равным образом лишены собственной самодостаточной природы. Их бытие сугубо относительно и положено лишь в связи с несубстанциальным непробужденным аспектом Таковости и полностью обусловлено его искаженной природой. По своей собственной самодостаточной природе Ум спокоен, будучи трансцендентным всякой дихотомии «субъект — объект».
На третьей стадии ум приобретает зависимость, обусловленную природой объектов восприятия. На этой стадии он приобретает следующие шесть аспектов:

Завися от ложно воспринимаемого мира иллюзорных объектов, субъект приобретает интеллект, различающий объект влечения и отвращения, приятное и неприятное.
Теперь сознание наделяется способностью распознавать удовольствие и страдание в их отношении к миру объектов. Это распознавание становится непрерывно длящимся.
Различение и ментальное конструирование (викальпа, фэньбе): сознание, привязанное к объектам развивает аналитическую способность, ассоциирующуюся с процессом вербализации и языком, порождая слова и понятия, лишенные истинного смысла. Слова и понятия заменяют для омраченного сознания подлинную реальность.
Привязанность к ментальным конструктам—знакам (словам и понятиям) создает все многообразие кармы (е); сознание включается в циклическое существование рождений-смертей.
Сознание, страдающее от плодов кармы более не является свободным.
Таким образом, все омраченные состояния сознания порождены неведением, а неведение имеет свое иллюзорное существование, подобное миражу, благодаря непробужденному аспекту, представляющему собой относительный и условный аспект Таковости, истинной реальности, как она есть 26.

Описывая начало процесса возникновения сансары, «Пробуждение веры» использует слово васана (сюнь си ), представляющее собой технический термин философии йогачары. Здесь он означает влияния или воздействия влияния, которые обладают способностью проникать в нечто. В случае происхождения сансары можно сказать, что непробужденность, или омраченность, имеющая основание в изначальном Пробуждении Таковости (истинной реальности) производит неведение, являющееся первопричиной омраченных состояний и которая проникает в саму субстанцию Таковости. И это воздействие (васана) есть причина возникновения охваченного неведением сознания. Пока принцип таковости еще не реализован через актуальное «имеющее начало Пробуждение», омраченное сознание продолжает выделять иллюзорные чувственные и ментальные объекты. Эти объекты в свою очередь воздействуют на омраченное сознание, в которое «закладываются новые следы-впечатления, вследствие чего различающая мысль порождает все виды семян. Результатом этого являются бесчисленные физические и психические страдания» 27. Конец этому процессу может быть положен только актуальным Пробуждением, эмпирически данным как результат психопрактической трансформации сознания в ходе йогического духовного делания, но которое субстанциально тождественно изначальному Пробуждению (бэнь цзюэ) как природе Реальности как таковой.

Как же «Пробуждение веры» описывает освобождение пробужденного ума? Текст использует здесь достаточно популярные в буддийских сочинениях метафоры волн и ветра. Приведем достаточно важные цитаты из текста:

»Все свойства психики - сознания непросветлены. Однако и свойство непросветленности также неотделимо от пробужденной природы, поэтому оно не может быть ни уничтожено, ни не уничтожено. Это можно сравнить с водой великого моря. Когда дует ветер, то вздымаются волны. В таком случае свойства ветра и свойства воды неотделимы друг от друга.
Однако вода по своей собственной природе неподвижна, и когда ветер успокаивается, то и движение, как свойство воды, прекращается, а ее влажная природа остается неизменной.
Точно так же и собственной природой всех живых существ является изначально чистое и спокойное сознание, которое под воздействием ветра непросветленности приходит в движение. И сознание, и непросветленность лишены свойств своей собственной оформленности и не могут быть отделены друг от друга.
Однако сознание является неподвижным по своей собственной природе. Поэтому, когда непросветленность прекращается, длительность омраченных состояний сознания также заканчивается, а его собственная природа, являющаяся мудростью, остается неизменной[/i]».
Tags: Нирвана, Просветление, буддизм, сансара, сознание
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Интервью с Пелевиным

    Playboy: Интервью с Пелевиным 1998 «Playboy» Кто: Мастер. Возраст: 36. Где можно встретить: He’s a real Nowhere Man. Странная особенность:…

  • Манипуляции

    Нарисовать универсальный портрет манипулятора, увы, невозможно. По стилю воздействия манипуляторов можно разделить на четыре типа, каждый из которых…

  • Самострел. НВ без дна

    В новом романе Вл. Сорокина др. Гарин лечит лидеров государств разрядами тока. Как бы возвращает их на Землю. С Небес. Надо отдать должное Ничего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment