daosden (daosden) wrote in orden_bezdna,
daosden
daosden
orden_bezdna

Categories:

Око мудрости

Есть два понятия, которые составляют сердце Дхармы. Первое - это понятие «не-я». Не существует никакой независимой «я»-сущности, самобытия. Не существует самобытия нас самих, нет его и в окружающем нас мире явлений. Существует только обусловленное существование. Чувство «самости», испытываемое нами, составлено из пяти скандх, пяти состояний материн, пли психофизических ощущений. Это: форма, чувственное восприятие, ощущение, мотивация и сознание. Первые три - процессы инстинктивные; последние два - волевые. Динамичное взаимодействие этих пяти, а не некое неизменное «я», дает нам ощущение себя. С точки зрения буддизма, проблема человека — его запутанность, то, что он хватается за это чувство «я», как за некую реальную сущность, вместо того чтобы переживать постоянно изменяющиеся проявления существования. Пять взаимодействующих составляющих бытия описываются как пять стихий: земля, огонь, вода, воздух и пространство.

Поскольку все внешние и внутренние явления лишены независимого самобытия, мир и его проявления следует понимать как иллюзию, мираж.

Как звезды, наваждение, светильник,

обман или росу, или пузырь,

как сон, как вспышку молнии, как тучу —

так видеть мы должны все то, что есть.

Другим основополагающим понятием является доктрина взаимозависимого происхождения. Взаимозависимое возникновение — одно из базисных положений буддизма. Речь идет о том, что ни одно явление или объект не существуют «сами по себе», а вызваны совпадением каких-либо условий, которые привели к их появлению. То, что мы считаем реальным, — иллюзии, совпадение различных условии.

Поворот вспять вышеперечисленных связей, или процесса взаимозависимого происхождения, и есть практика Дхармы, ведущая к Нирване. Тройственная природа буддийской практики есть развитие нравственности, сосредоточения и мудрости, а главной опорой этих практик является развитие осознанности. Основой буддийской нравственности является развитие любви, доброты и сострадания. Смысл этого в том, чтобы никогда не причинять вреда или страдания другим существам, а пытаться помочь им и нести им счастье.

Основой буддийского сосредоточения и созерцания является контроль над умом. Развив сосредоточение и осознование, мы можем управлять необузданными мыслями и эмоциями, которые порождают страдания и карму. Суть всего описывается следующим образом:

Беспокойство вызывается главным образом тремя причинами: чувствами, страстями, нуждами и желаниями и беспорядочным мышлением . Для того, чтобы одолеть этих врагов духовной безмятежности, необходимо, следовательно, отдалить чувства от их объектов, подобно тому как черепаха убирает свои конечности, перестать хотеть чего бы-то ни было и пресечь беспорядочное мышление.

Развитие мудрости означает интеллектуальное и созерцательное понимание взаимозависимого возникновения и реальное осознование отсутствия «самости».

Объясняются эти основные доктрины буддизма с тибетской точки зрения или точки зрения ваджраяны.

Источником всякого болезненного обусловленного проявленного существования, т.е. сансары, являются наши действия в состоянии «неведения». Оно вызвано нашим исходным неведением, или неосознанностью. Основа всего по сути пуста и обладает ясностью, недоступной нашему пониманию и лежащей за пределами рождения и смерти. Будучи названной, она именуется Сутью Просветления, или Природой Будды. Существа, не распознающие эту изначальную чистоту, пустое ясное безграничное пространство, впадают в заблуждение вследствие неведения. Из-за кармы прошлых устремлений, привычек и деяний в пустоте возникает движение сознания. В тумане неосознанности, хватаясь за «я», хотя и не существующее, человек хватается за эти движения с жадностью или ненавистью и творит таким образом иллюзию того, что они наделены независимым существованием.

Из этих двух причин - тонких кармических сил и внутреннего хватания за «я» - начинают разворачиваться полномасштабные внешние деяния, осознаваемые через врата пяти чувств и восьми сознаний.

Не видя того, что движение сознания, чувство разделенности на «себя» и «другого» невещественно и неотделимо по своей природе от пустоты, человек хватается за это как за нечто реальное и тем самым создает видимость разделенности и двойственности субъекта и объекта. Таким образом, благодаря трем основным умственным загрязнениям — невежеству, желанию и ненависти, - сознание само загоняет себя в ловушку, и мы впадаем в состояние неудовлетворенности.

Эти негативные эмоции - корень, из которого произрастают все физические и душевные заболевания и страдания. Источником болезней и зависимости от эмоций является недостаточный контроль над умом. Избавиться от страдания можно единственным путем - искоренить неведение и неосознанность, вызвавшие наше заблуждение, и в конечном счете - страдания.

Для того чтобы лучше понять, как возникает это болезненное состояние, беспокойство по поводу существования, используется одна из начальных практик, в которой мы пытаемся обнаружить, где же все-таки находится «я». Посредством анализа выясняется, что «я» нигде нельзя найти: ни в теле, ни в чувствах, ни в уме. Становится понятно, что момент, когда мысли появляются и воспринимаются как независимые от самого себя, и является моментом возникновения понятия «я». Одновременно с этим следует присвоение. Так появляется понимание, что именно эта возникающая от изначальной неосознанности двойственность, т.е. разделение на субъект и объект, создает карму и закрепляет наше заблуждение и страдание.

Этот опыт помогает рассеять наше судорожное хватание за самих себя и за окружающий мир как за нечто твердое, постоянное, наделенное собственным бытием. Освободившись от ощущения себя мы можем начать глубже проникать в природу ума и переживать неподвижность и пустоту.

В медитативном состоянии следует просто наблюдать за тем, как мысли и чувства возникают в сознании, не хватаясь и не реагируя на них. Таким образом распознаются невротические душевные модели и эмоции, и их хватка ослабляется. Начинается освобождение от их воздействия. Развивается подлинное сосредоточение и контроль над сознанием; появляется осознование неподвижности, существующей в перерывах между мыслями.

Все деяния тела, речи и ума, которые мы совершаем в состоянии неосознанности, имеют в соответствии с законом кармы причину и следствие. Так образуется вселенная вообще и наши личные обстоятельства в частности. Мы никогда не сталкиваемся с ситуациями, не являющимися следствием кармы, плохой или хорошей. Достаточно или недостаточно полное осознование нынешней ситуации (вызванной прошлой кармой) порождает новую карму, определяющую наше будущее. Поэтому наши нынешние обстоятельства являются в высшей степени созидательными, а отнюдь не фатальными. Мы можем быть хозяевами своей мотивации и состояния сознания в данный момент, мы сами решаем, чему происходить. Однако чаще мы склонны действовать и реагировать неосознанно, силой кармы закрепляя несознательные привычки, ввергающие нас в круги бытия.

Полное устранение наших душевных недостатков и прекращение кармы приходит с просветлением. Пребывая в абсолютной неподвижности, или пустоте, открываемой в промежутках между мыслями, обнаруживается, что и все происходящее в уме, и осознование этого неотделимо от пустоты. В созерцании ни мысли о прошлом и будущем, ни мысли о настоящем не отвлекают тебя. Ты пребываешь в настоящем чистом осозновании пустоты. Через абсолютное и непосредственное осознование пустоты и изначальной чистоты, подобной природе Будды, можно достичь просветления.

Для того чтобы практиковать Дхарму, встать на путь искоренения нашего неведения, болезней и страдания, необходимы три вещи. Первое - достичь непоколебимости ума и развить преданность; второе - быть непосредственным и свободным от намерения обмануть; третье - стать добрым.

Терри Клиффорд

https://www.e-reading.club/bookreader.php/1036268/Klifford_-_Demony_nashego_uma__almaz_isceleniya.html
Tags: Нирвана, буддизм, сансара, ум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments