Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Living is Dying

Есть ли что-нибудь, что поможет в момент смерти?

Все, что мы, человеческие существа, делаем, думаем и чувствуем, пока мы живем, побуждается невежеством, эмоцией и кармой. Именно наши невежество, эмоции и карма сговорились, чтобы убедиться, что мы проживем и рождение, и смерть в абсолютном одиночестве. У нас нет выбора. Раз уж мы родились, то ничто и никто не сможет предотвратить нашу смерть.

Неизбежность смерти заложена в самом рождении, и мы не в силах этому противостоять.
Если вы не хотите испытывать беспомощность и одиночество смерти и перерождения, тогда необходимо собрать причины и условия для того, чтобы не рождаться снова, пока вы все еще живы.

В момент смерти вы, возможно, обнаружите себя, окруженным родственниками и друзьями, но вряд ли вам будет от них какая-либо польза - более того, они могут ухудшить ситуацию. Что, если в момент своего последнего выдоха, вы вдруг поймете что, подобно коршунам, ваши жадные родственники уже дерутся, выясняя что кому достанется. И что еще до того, как остынет ваше тело, они уже будут разбирать по частям ваш красивый дом и его драгоценности, взламывая вашу электронную почту и вскрывая сейфы. Находясь у вашего смертного одра, они могут затеять распрю, кому достанется ваш бесценный письменный стол работы Луи Квинза, и ваш никчемный племянник, возможно, будет пролистывать одно из ваших драгоценных первых изданий. Проще говоря, присутствие тех, кого вы любите, и кто любит вас, рядом с вами в момент вашего ухода, может превратить боль разлуки в невыносимую.

Грубый человеческий ум имеет склонность думать о смерти, как о конечном отделении тела от сознания. Более точным описанием является то, что смерть знаменует конец периода времени. На протяжении всей, так называемой «жизни», мы соответственно переживаем постоянный поток «смерти». Смерть смерти - это рождение; смерть рождения - это пребывание; смерть пребывания - это рождение смерти. Все, что мы испытываем - это одновременно смерть и рождение, и если вы подвержены влиянию явления под названием «время», то вы также будете подвержены смерти.

То, что мы обычно имеем в виду под словом «жизнь» или «проживание» полно случайности, но смерть, которая возможно наиболее значимое из всех событий жизни, есть нечто противоположное. Если бы вам пришлось умереть сегодня, вы бы потеряли свою идентификацию и все, что вам принадлежит, и ни один из ваших планов не воплотился бы. Вот почему смерть является таким таким большим делом. Для большей части из нас, рождение вызывает намного меньше волнений, и , уж точно, ничего похожего на ужас, как в случае смерти.

На самом деле, мы любим рождения. Когда рождается ребенок, мы поздравляем родителей, и затем беспрестанно отмечаем его день рождения всю его оставшуюся жизнь. В наши дни целая индустрия посвящена обслуживанию дней рождения: праздничные торты, сюрпризы и, конечно же, поздравительные открытки, доступные одним нажатием кнопки. Даже пальцем не придется пошевелить, как социальные сети напоминают нам про дни рождения всех и каждого - даже кота.
В отличие от нас, великие мастера Махаяны думали о рождении, как о большем препятствии для преодоления, нежели смерть. Нагарджуна, великий индийский ученый и махасиддха, сказал своему другу, царю, что для духовного человека рождение является намного более беспокоящим и значительно большей проблемой, нежели смерть, какой бы она ни была.

Итак, почему же духовные люди ценят смерть выше жизни? Рождение - это то событие в жизни, которое мы никак не способны контролировать. Мы выскакиваем из тел наших матерей без лишних вопросов. Мы не можем решать, где нам родиться, кто будут наши родители, в какой и день и час мы будем рождены, и хотим ли мы рождаться вообще. Каждый из этих аспектов не в нашей власти.

Знание того, что мы были рождены не приносит нам никакой пользы ни в один период жизни, в то время как осознание того, что смерть - неизбежна, постоянно побуждает нас ценить то, что у нас есть в данный момент. Знание того, что мы должны умереть, помогает нам взять от жизни всё. Знание того, что смерть - неминуема и несомненна делает нас способными любить и оставаться в здравом уме. Оно также не дает нам сделаться бесчувственными и оглушенными мирской жизнью. Большую часть из нас нас жизнь опьяняет; размышление и о смерти - это, возможно, единственный доступный способ, который может по-настоящему нас отрезвить.

Если вы родились, вам придется умереть; и если вы находитесь на грани смерти, то вам придется переродиться. Как же нам прервать эту цикличную игру жизни и смерти? Достигнув состояния пробуждения. Как только вы достигаете «пробуждения» и становитесь «просветленным», вы перестаете накапливать причины и условия, которые приводят к смерти и перерождению. Но до тех пор вы будете перерождаться и вы будете умирать - снова, снова, и снова.

Так как жизнь и смерть неразделимы, мы должны скорбеть о рождении, точно так же, как мы оплакиваем смерть. Особенно в эти дни. Только подумайте на секунду, через что придется пройти вашим детям, когда они повзрослеют. Однажды, ваша дочь войдет в универмаг и будет околдована всеми видами пленительных явлений - одна лишь блестящая красная помада уже будет крайне завораживающей, что говорить, про отдел канцелярских товаров. Вслед за этим, неизбежными станут мир гурманского кофе и Старбакс, мода и оздоровительные курорты, сумма на банковском счету и само понятие денег. Вау! У неё будет сложная жизнь.

Существует ли позитивная сторона смерти?

Свидетельствуя смерть, мы таким образом, начинаем ценить то, что значит быть живым, но едва ли кто так думает в наши дни. Большинство современных людей живут слепо, полностью игнорируя неизбежность и непредсказуемость смерти.

Природа Будды

Согласно буддадхарме, смерть учит нас одной исключительно положительной истине: тому, что природа ума всех и каждого живого существа является Буддой; тому, что природа моего ума и природа вашего ума является Буддой.
Природа Будды не является какой-то там экзотической теорией Нью Эйджа или оккультным явлением. Поскольку вы обладаете природой Будды, чтобы вы не делали, кем вы не были, сущность вашего ума - Будда.

Почувствуйте на ощупь поверхность книги или электронного устройства, которое вы держите, послушайте, что происходит вокруг вас, почувствуйте мягкость подушки под вашими ягодицами или вес вашего тела на подошвах ваших ног. Подумайте о словах, которые вы читаете: сущность вашего ума - Будда.
Ум, который делает все, что я сейчас назвал - ваш собственный обычный ум - это Будда. Не только ваш ум является Буддой, но и обычный ум каждого живого существа, которое осознает, читает, ведет, слышит, пробует на вкус, и так далее, также является Буддой.

Подумайте о стакане грязной воды. Хотя вода сама по себе является чистой и прозрачной, если её взболтать, она смешается с грязью, и в итоге, мы видим грязную воду. Таким же образом, наш основной недостаток осознанности и внимательности взбалтывает все виды мыслей и эмоций так, что в итоге, смешиваясь, они загрязняют наш чистый, прозрачный ум.

Следи за своим умом

Вы можете ощутить, как это работает, прямо сейчас. На три минуты прекратите чтение и посмотрите в свой ум.
Теперь спросите себя:
Как давно эта мысль возникла в вашем уме?
Как давно вы начали думать об этой мысли?
И как давно вы полностью потерялись в этих мыслях?

Процесс того, как одна мысль ведет к другой, является знакомым для нас. Представьте, вы ждете друга, который должен заехать за вами и отвезти на вечеринку. Вы начинаете испытывать возбуждение момент, когда слышите гудок машины. Кто будет на вечеринке? Какая там будет еда? Будут ли там развлекательные игры? Будет ли там весело? И еще до того, как вы ступили за порог вашей входной двери, не говоря уже о прибытии на вечеринку, вы уже потерялись в мыслях.

Большинству из нас не достает осознанности в какой-либо форме, и поэтому мы никогда не видим, как наш ум запутывается в эмоциях и в грубой озабоченности нашего тела по поводу друзей, семьи, ценностей, философии, политической системы, денег, собственности и отношений. На протяжении всей нашей жизни осознание, которое есть наша природа будды, ослеплено, размыто, озадачено, замутнено и притуплено ничем не задерживаемыми мыслями до тех пор, пока нас окончательно не засасывает в болото чувств, смущений, ожиданий и осложнений, и кажется, что природы ума не существовало.

В момент смерти, будь вы сезонный практикующий буддист или исполнительный директор компании Гугл, трейдер с Уолл стрит или любого рода материалист, естественный процесс умирания принудит ваш ум расстаться со всем, что вам было когда-либо известно. Очевидно, это означает расставание со своими друзьями, семьей, домом, парки и спортивным залом, но это также означает расставание с тем единственным, которое было с вами на протяжении всей жизни, 24 часа в день, семь дней в неделю, даже когда вы спали: с вашим телом.
Когда вы умрете Когда вы умрете, всё ваше тело, включающего самые тонкие элементы (землю, воду, огонь, воду и пространство) и чувства придется оставить позади.

Пока вы живы , всё, что вы думаете, вы видите, слышите, чувствуете на вкус, трогаете, и так далее, проходит через фильтр ваших чувств - через ваши глаза, уши, язык, тело, и так далее. К моменту, когда ваш ум переживает восприятие, оно не только проходит через ваши органы чувств и сознание, оно также обуславливается вашим образованием и культурой. Это процесс фильтрации делает возможной большую часть этой жизни.

Представьте, вы просыпаетесь однажды утром и обнаруживаете себя в странном месте. Прямо напротив вас находится стена кремового цвета с двумя нарисованными на ней черными полукругами и двумя кругами. Мгновенно, основываясь на своем образование и знании рекламы, ваш ум интерпретирует то, что видит, как «Сосо» (Коко). (Особенно, если вы «нувориш» и ничего не знаете о духах. И ни разу не слышав о «Д.С. и Дурга», вы, возможно, еще верите в то, что Коко Шанель - лучшие духи в мире).

Пока мы живы все, что мы воспринимаем, интерпретируется нашей обусловленностью и образованием - или недостатком их. Именно поэтому мы можем различить знакомые нам запахи, как то сандаловое дерево, лаванда или запах застоявшейся мочи в общественном туалете. Это про то, как мы идентифицируем вещи. Если засохшие дубовые листья покрошить так, чтобы они выглядели как чай, и упаковать в коробочки с этикетками Фортнум и Мейсон каким-нибудь экзотическим названием на них, многие люди побегут их покупать, даже не беспокоясь о том, каков он на вкус.

В момент смерти природные законы пресекают наши физические чувства, и ум остается обнаженным и в полном одиночестве. Так как у вас больше нет глаз, сделанных их плоти и крови, все, что вы воспринимаете является сырым и неочищенным. Без глаз которые фильтруют ваше восприятие, «СОСО» на кремовой стене будет выглядеть несколько иначе.

Буддизм говорит нам, что для духовного практика этот момент полной обнаженности - момент смерти - крайне ценен. В момент смерти, силы природы вообще-то помогают нам оценить, распознать ухватиться за изначальную природу, которая всегда была с нами - природу Будды. Момент смерти особенно ценен, если практикующий уже представлен природе ума. Поэтому буддисты развивают навыки и способности, которые им понадобятся, чтобы использовать максимум возможности, которые дает смерть своим естественным образом, пока они все еще живы.

Особенно решающим момент смерти является для тантриков, потому что, даже если вам не удалось достичь просветления при жизни, вы приобрели навыки, которые понадобятся, чтобы достичь успеха в момент смерти.

Определенность и неопределенность смерти

Хорошо ли это, плохо ли, раз уж, проходя процесс под названием «рождение», мы вдруг очутились в «жизни», то единственное, в чем мы можем быть уверены - это наша смерть. Но то, чего никто из нас не знает наверняка, - это когда именно она случится, и именно подобное беспокоящее соседство делает размышления о смерти настолько захватывающими.

Определенность того, что мы умрем, уже есть нечто плохое само по себе, но неопределенность того, когда мы умрем, гораздо хуже - это как, покупая дорогое ожерелье от Тиффани, не знать, будет ли у вас возможность его надеть.

Как ни парадоксально, но именно неопределенность во времени смерти является тем, что заставляет нас делать планы. Именно потому, что мы так неуверенны и нам так некомфортно, мы стараемся заполнить свои дни различными встречами. Но как бы тщательно мы не планировали, нет никакой гарантии, что все это на самом деле произойдет. Просто решение встретиться с другом в Лондоне в пятницу, совсем не означает, что эта встреча состоится - всякого рода непредсказуемости могут послужить препятствием. Ни один из ваших планов, скорее всего, не исполнится в точности так, как вы ожидаете; ни будущее ваших детей, ни пенсия ваших бабушки и дедушки, ни ваша новая квартира, или та идеальная бизнес сделка, или отпуск вашей мечты. Они могут полностью провалиться или с успехом воплотиться, причем так, что вы о таком даже во сне мечтать не могли - и вообще, неожиданное совсем не обязательно должно быть плохим.

Суть в следующем: что бы вы не делали, сколько бы вы не вкладывали в это усилий, вы никогда не сможете быть уверенными, что всё запланированное воплотится. Какой бы не была сильной ваша слепая вера в то, что все всегда складывается наилучшим образом, на самом деле, такое редко случается. Соответственно, страдания, которые вы испытываете при крушении планов, вы создаете сами.

Строить планы и назначать встречи - это также очень эффективный способ потреблять свое будущее. Только подумайте. Каждая минута, которую вы отложили на встречу или некую активность, использована еще задолго до того, как она наступила. И назначая эту встречу, у вас тут же появляется дополнительное страдание того, чтобы быть уверенным, что этот план осуществится.

Одна из главных причин, почему мы практикуем Дхарму - это подготовить себя к неминуемой смерти. Для некоторых, это является единственной причиной, из-за которой они практикуют, однако сама по себе причина делает их практику Дхармы стоящей.
В наши дни различные аспекты Дхармы, как например, осознанность, становятся всё больше и больше популярны, но это точно не подготовка к смерти и, уж тем более, не подготовка к тому, что находится за ней.

Современные люди медитируют, руководствуясь какими угодно мотивами, за исключением самого главного. Как много студентов курса випассаны занимаются медитацией, чтобы подготовиться к смерти? Как много людей практикуют, потому что хотят прекратить этот цикл смерти и перерождения навсегда? Большинство людей медитируют, потому что они хотят стать лучшими менеджерами или найти партнеров или стать счастливее или потому что они стремятся к спокойным и свободным от стресса сознанию или жизни. Для них медитация является подготовкой к жизни, а не к смерти и, поэтому, не менее мирской, чем их другие обычные стремления, подобные шоппингу, походу в ресторан, спортивный зал или выходу в общество.

Если всё, что вас волнует - это научиться расслабляться и разряжаться, то медитация, возможно, не лучшее из предложений. Лучше покурите сигару - это намного более быстрый и эффективный способ расслабиться, нежели медитация. Налейте себе стаканчик односолодового виски или пройдитесь по страницам своей социальной сети. Сидеть, скрестив ноги с прямой спиной и в то же время наблюдать за своими вдохами и выдохами - это не только крайне скучно, но и, для многих из нас быстро становится физически болезненным. Большая часть «медитирующих» в итоге тратят больше времени, беспокоясь о том, по-настоящему ли они осознанны, чем реально практикуя. И все эти беспокойства очень вредны для вашего кровяного давления, не так ли?

Жизнь полна сюрпризов. Если вы читаете эту книгу, чтобы подготовиться к смерти вашего смертельно больного возлюбленного, как бы вы ни были молоды и здоровы, нет гарантий того, что вы не умрете первым. Так что ваша лучшая ставка - это готовность ко всему и полное осознавание реалий самсары. Но, если вы, напротив, цепляетесь за свои слепые ожидания и предположения, если вы по-прежнему игнорируете то, каким все является на самом деле, если вы жадны, глупо вальяжны или вы продолжаете полагаться на то, что ваши мирские планы увенчаются успехом, когда случится худшее, страдания ваши будут мучительны и вы будете не способны с этим что-либо поделать.

Приготовление к смерти и к тому что за ней

Будда сказал, что наивысшая осознанность - помнить о том, что жизнь непостоянна, а смерть неизбежна. Из всех возможных отпечатков стоп - величайшие у слона, из всех медитаций осознанности - наивысшая медитация на смерть.

Некоторые люди знают интуитивно, что их жизнь подходит к концу. Даже если они здоровы и молоды и нет логической причины для смерти, они чувствуют её близость. Другие знают, что умрут потому, что им был поставлен диагноз неизлечимой смертельной болезни. И, если они не являются духовными практиками, то в такой момент большинство людей впадают в панику, депрессию и теряют надежду. Но, вместо паники, большинство духовно практикующих распознают в смерти свой большой шанс перейти на новый уровень, усилить практику Дхармы и приостановить всю бессмысленную деятельность, которая наполняла их мирскую жизнь.

Быть может, вы знаете, что вам осталось жить всего несколько месяцев, или вы думаете, что у вас еще целая жизнь впереди - неважно, смерть - это реальность, с которой рано или поздно придется столкнуться. С точки зрения буддийских учений - чем раньше вы это признаете, тем лучше.

Признание факта того, что вы умрете

Смерть уничтожает человека: идея смерти спасает его.
~ Е.М. Фостер

Первое, что нужно сделать - это убедить себя, что даже если вы не имеете понятия, когда это случится - вы умрете.
Люди умирают каждый день. Мы все оказываемся у смертного одра наших любимых в какой-то момент нашей жизни. И все же, сколько нас, тех, кто на самом деле верит в то, что смерть наступит?

Узнав о том, что вот-вот умрем, - мы обычно испытываем чувство, что нас обманули и с трудом воспринимаем это известие. Подсознательно мы думаем: «Почему это происходит со мной? И почему сейчас? Я еще молод, мне же не 99 лет! Если бы я был стар, тогда понятно, очевидно, пора было бы умереть. Но почему сейчас? Моя жизнь только началась!»

Поэтому первое, что вы делаете готовясь к смерти, это убеждаете себя в том, что даже если вы не знаете, когда она случится, всё же абсолютно определенно - вы умрете.
Во-вторых, вы - не единственный человек, кому когда-либо довелось признать смерть. Нам всем придется умереть, так что в этом нет ничего несправедливого.

“… когда бы вы ни думали: «Я умираю!», представляйте Гуру, Господина Ищущих, на макушке вашей головы и зарождайте сильнейшую веру. Затем думайте так: «Не только я. Все живые существа подчиняются закону смерти, никто не свободен от этого. Хотя мы постоянно переживали бесчисленные рождения и смерти здесь в самсаре, все, что мы когда-либо знали, - это страдания смерти, и все эти рождения были полностью лишены смысла. Нынче же, я постараюсь, чтобы эта моя смерть была осмысленной!”
~Дилго Кьенце Ринпоче

Процесс умирания начинается в момент нашего рождения. Никто не ожидает того, что ребенок, лишь выйдя из чрева матери, составит завещание. Но с годами - возможно, в 50, а еще лучше в 40 - вам нужно хорошенько подумать о том, что вы хотите сделать и чего достигнуть к моменту своей смерти.

Живите полной жизнью

Постарайтесь наслаждаться своей жизнью. Поезжайте на Мачу Пикчу, или на Мадагаскар, или туда, куда вы всегда мечтали поехать. Будьте реалистичны в том, что вам нужно купить или чем хотелось бы владеть. Спросите себя, нужен ли вам действительно еще один Феррари? Вам действительно нужно так много денег на счете в банке? Напомните себе, что забота об этих дорогих игрушках, о банковских счетах зачастую приносит больше стресса, чем радости - если только вам не доставляет большого удовольствия филантропия, и вы планируете вложить излишки своей наличности в благое дело.
Начинайте смотреть на все и относиться ко всем вещам и людям вокруг вас, как-будто видите их в последний раз.
Займитесь всеми насущными проблемами и разногласиями в вашей семье и среди друзей. Сейчас пришло время разобраться с любыми недопонимания и разрешить давнишние обиды.
Помимо всего этого, лучший способ подготовиться к смерти - это жить полной жизнью. Наслаждайтесь самым изысканным чаем в мире, заваренным надлежащим образом и налитым не в пластиковый стакан. Носите одежду, которую вам всегда хотелось носить. Читайте книги, которые вам всегда хотелось прочесть. Делайте всё, что вам когда-либо хотелось сделать, каким бы вопиющим или несносным оно не было. И делайте это сейчас, потому что другого шанса может и не быть.

Покупайте осознанно и составьте завещание

Мы, человеческие существа, любим созданный нами комфорт, и каждый из нас хочет быть счастливым. Наверное, поэтому мы вкладываем столько усилий в накопление денег и материальных ценностей. Не правда ли, как иронично то, что всё, что мы делаем во благо комфорта и покоя, в итоге становится источником бесконечного стресса и сердечной боли.
Если вы владеете деньгами и собственностью, решите, как это должно будет использовано после вашей смерти. Уладьте все свои финансовые дела и составьте завещание. Возможно, вы могли бы оставить свои мирские блага и дом своим детям, или племянникам, или двоюродным братьям и сестрам? Или фонду спасения леопардов? Или отдать на исследования раковых заболеваний?
Постарайтесь действовать более осознанно. Когда вы делаете покупки, сохраняйте ясность голове. Перестаньте покупать и складировать бесполезные предметы - не уподобляйтесь барахольщику. Если вы хотите планировать и делать долгосрочные вклады, делайте это с полным осознанием того, что вы возможно умрете до того, как эти вложения принесут прибыль.

Семейные узы

Многим из нас семейные отношения доставляют множество проблем, особенно, когда мы приближаемся к смерти. В таких местах, как Китай, семья продолжает быть играющей очень важную роль ячейкой общества. По сегодняшний день традиционные идеи о роли семьи сохранили ограниченные и часто репрессивные культурные и социальные ожидания. Отцы должны всегда выполнять обязанности, которые китайские отцы всегда выполняли, а дети должны жить так, как всегда жили китайские дети, чтобы доставить удовольствие своим родителям. Но какая польза от подобных семейных связей?

Считается, что родители должны обеспечивать детей, не смотря ни на что. Но является ли навязчивая родительская преданность тем, в чем нуждаются дети? Приносит ли она им благо? Посвятив по крайней мере два десятка лет воспитанию детей, многим китайским родителям приходится иметь дело с другим уровнем семейных связей в тот момент, когда появляются внуки. Может же быть окончание срока годности у такой целиком поглощающей семейной жизни?
Китайским детям приходится жить под давлением социальных ожиданий точно также, как и их родителям, включая принятие ответственности за своих родителей, по мере их старения. Но, на самом деле, любой, кто стремится быть достойным человеком должен добровольно делать все возможное, чтобы позаботиться о своих родителях семье и друзьях.

Конечно, существует масса причин, чтобы наслаждаться семейной жизнью, но в рамках подготовки к смерти, постарайтесь участвовать в ней осознанно. Всегда помните, что рано или поздно, вы умрете, и, в свете этого, попробуйте понаблюдать за собой в том, как вы управляете семейной жизнью.
Если этот «наблюдатель» постоянно осознает то, как вы себя ведете, думаете и поступаете, ваши семейные обязанности и привязанности будут менее ограничивающими.

Что бы вы не делали, всегда помните, что смерть, которая непредсказуема, но определена, где-то рядом за углом, и что когда вы умрете, вы умрете в одиночестве. Поэтому постарайтесь использовать «наблюдателя», чтобы не быть затянутым в слишком запутанные и эмоциональные семейные сложности.
Tags: жизнь и смерть
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments