Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Living is Dying

Друзья! Начинаем публикацию (перепост) переводов новой книги Дзонгсара Кхьенце Ринпоче "Жить значит умирать" (Living is Daying), которую волонтеры с разрешения Ринпоче переводят на русский язык и выкладывают на одноименной странице в фейсбуке.


Как подготовиться к умиранию, смерти и тому, что за ней.
ВВЕДЕНИЕ

Смерть - не есть что-то противоположное жизни, она - её часть.
~Харуки Мураками

Наставления, даваемые буддистам в процессе умирания, в момент смерти и после смерти - одинаковы, независимо умирает ли человек мирно во сне в довольно старом возрасте или внезапно, потому что причины и условия, которые привели к неожиданной смерти, созрели.
Информация об умирании, смерти и тем, что за ней, которая представлена в этой книге, является очень простым изложением одной особой и древней традиции буддистских учений. Хотя многие другие буддистские традиции дают по сути своей такой же совет, но так как каждая из них разработала свою собственную терминологию и язык, то некоторые детали могут отличаться. Пожалуйста, не считайте эти вариации противоречиями.
Эти учения о смерти и состояниях бардо передавались в долгой линии передачи блестящих буддистских мыслителей, каждый из которых проделал большой путь в исследовании процесса, в поминутных подробностях и в каждом ракурсе. Их совет может быть особенно полезен буддистам или тем, кого привлекают учения Будды. Даже те из вас, кто ничего не знает об учениях Будды, но обладает открытым взглядом на вещи, любопытен и, возможно, задумывается о собственной смерти или смерти своих любимых, также может найти на этих страницах что-то полезное.
Все, что происходит с нами в жизни и смерти, полностью зависит от причин и условий, которые мы накопили. Поэтому каждый человек будет переживать физическую смерть и растворения элементов тела достаточно по-разному. Каждое из наших путешествий через промежуточные состояния бардо также будет уникальным. Таким образом любые описания умирания, смерти или состояний бардо могут быть лишь обобщениями. Тем не менее, когда процесс умирания начинается, даже грубое представление о том, что происходит, не только ослабит наши худшие страхи, но также поможет нам встретить смерть спокойно и с равностным отношением.
Тем из вас, кто замечает подобные детали, я должен сообщить о не совпадении санскритского написания и диакритических знаков в этой книге. Обычно, когда слова санскрит пишутся латинскими буквами вместо девангари, используются диакритические знаки, чтобы помочь читателю правильно произнести слово. В наши дни, когда изучение санскрита стало достаточно редким, совсем немногие из нас способны прочитать диакритические знаки, а для некоторых один вид всех этих загогулин и точек лишь добавляет еще больше путаницы. Поэтому в основной части текста к санскритским терминам, которые здесь появляются, не применялись диакритические знаки, а также в именах божеств и бодхисаттв, и т.д., но были сохранены в цитируемых частях текста. Точно также, в тех местах, где приведенные цитаты содержат тибетское написание санскритских слов - например, ХУНГ вместо ХУМ - такое написание было сохранено.
Пусть это прозвучит иронично, и хотя нынче я всегда так занят, но в глубине души я, как никогда, ленив. Попытка жонглировать этими двумя крайностями сама по себе является вызовом, поэтому в итоге я написал большую часть этой книги в приложении социальной сети. Благодаря Джанин Шульц, Саре К.С. Вилкинсон, Чиме Меток, Пеме Майя и Саре А. Вилкинсон, мой английский можно по крайней мере прочесть.
Структура этой книги была создана, как ответ на список из почти сотни очень хороших вопросов о смерти, которые были собраны моими различными друзьями. Я бы хотел в особенности поблагодарить моих китайских друзей Дженнифер Ки, Джейн Уи, и Долли Ви. Ти.; Филлип Филлипу и Команду духовной заботы из Сукхавати в Бад Саару, Германия; Криса Вайтсайда и Команду духовной заботы из Дзогчен Биара; Мириам Покору из хосписа Бодхичарья в Берлине; всех тех, кто пришел на учения в Шлосс Лангенбург.
Я также хотел бы поблагодарить Оргьена Тобгьяла Ринпоче, Пему Чодрон, Кенпо Сонама Таши, Кенпо Сонама Пунцока, Тангтонга Тулку и Яна Деворсина за то, что они поделились своим экспертным мнением; Адама Перси, Эрика Пема Кунсанга, Джона Канти и Ларри Мермельштайна за то, что щедро поделились своими переводами; Джейн Уи. Чу Су-чинги Вера Хо, Флоренс Ко, Крис Яо, Парави Вонгчирачаи, Шейко Сакураги, Руки Фар Сараева за их помощь и совет; Сесиль Хоэнлоэ и её семью, Вир Сингх и каждого из Вана за их радушную и щедрую гостеприимность; Андреаса Шульца за дизайн и верстку Жить значить умереть; и художников Аржуна Кайкера и Тару ди Гесу за чудесные иллюстрации, которые они даровали.

УМРУ ЛИ Я?

Первые три десятка лет своей жизни принц Сиддхартха провел в идиллическом существовании за стенами огромного дворца своего отца. Окруженный вселенской любовью и восхищением, прекрасный принц женился на красавице принцессе, у них родился сын, и все были счастливы. Но за все это время принц даже однажды не ступил за ворота дворца.
Будучи за тридцать, Сиддхартха попросил своего преданного возничего Чанну провезти его по великому городу своего отца, и тогда, впервые, принц увидел мертвое тело. Он испытал ужасный шок.
«И со мной случиться то же, что случилось с тем человеком?», - спросил он Чанну. «И я тоже умру?»
«Да, Ваше Величество, - ответил Чанна. - Все умирают. Даже принцы.»
«Разворачивай колесницу, Чанна, - приказал принц. - Отвези меня домой.»
Вернувшись во дворец, принц Сиддхартха задумался о том, что только что увидел. Какой смысл быть царем, когда не только своей семье, но каждому на этой земле приходилось жить, омраченным страхом смерти. В тот момент и в том самом месте принц принял решение, что ради всех и каждого, он посвятит свою жизнь поиску того, каким образом все человеческие существа смогут выйти за пределы жизни и смерти.
Эта очень известная история содержит огромное количество учений. Просто факт того, что принц Сиддхартха спросил : «Умру ли я?» - это непросто трогательная невинность, но также примечательно смелый поступок. Умру ли я? Должен ли могущественный Сиддхартха, будущий царь Шакьев, судьба которого быть Правителем Вселенной, умереть?» Как многие из нас, начиная с особ королевских кровей и заканчивая обыкновенными людьми, подобными нам с вами, задаются подобным вопросом?
Вопрос был смелым, но реакция принца: «Отвези меня домой!», звучит на его фоне несколько по-детски. Разве не должны взрослые справляться с огорчающими новостями более зрелым образом. Но в таком случае, как многие из взрослых задались бы вопросом: «Умру ли я?» А сколькие отсекут свой интерес ко внешнему для того, чтобы изучать и размышлять над вопросом?
Мы, человеческие существа, думаем, что мы очень умные. Посмотрите на все системы и сети, которые мы создали. Большая часть из нас имеет адрес, куда могут быть отправлены письма и посылки, и банковские счета, где можно безопасно хранить деньги. Человеческое существо изобрела наручные часы, чтобы все остальные могли следить за временем; и другое человеческое существо изобрело айфон, чтобы мы могли поддерживать связь со всей нашей сетью друзей, знакомых, бизнес партнеров и семьей.
Человеческие существа также разработали системы, которые помогают поддерживать согласованный порядок управления обществом: полиция устанавливает общественный порядок, светофоры контролируют поток дорожного движения, а правительства обеспечивают благосостояния общества и системы защиты.
В то же время, хоть мы, человеческие существа, положили жизни пытаясь организовать, разработать и структурировать каждый аспект нашего мира, но как многие из нас были достаточно любопытны и решительны, чтобы спросить «Умру ли я?» Не должны ли мы все попробовать поразмышлять о неизбежности нашей собственной смерти как минимум раз в жизни? В особенности, тот факт, что каждый из нас умрет - уже сама по себе крайне важная информация. Не правда ли, имеет смысл приложить немного усилия к перевариванию неизбежного факта нашей собственной смерти?
А когда мы умрем, что случиться со всеми нашими адресами, домами, бизнесами домами отдыха? Что случиться с наручными часами, айфонами и всеми теми светофорами? С нашей страховкой и пенсионным планом? С тем мотком зубной нити, который вы купили сегодня утром?
Буддисты полагают, что все существа на этой планете, скорее всего спросят:»Умру ли я?» Вы можете себе представить, если попугай будет рассуждать таким образом: должен ли я съесть свои орехи и семена сейчас, на тот случай, если я умру этой ночью? Или рискнуть и оставить их на завтра?» Животные просто не думают так. И они, конечно же, не думают о причинах и следствиях.
На самом деле, согласно учению Будды, даже боги и небесные существа не помышляют задаваться вопросом «Умру ли я?». Богам значительно интереснее их идеально чистые тончайшего фарфора блюдца и серебрянные ложки, их безупречно заваренный чай и их пьянящая музыка. Говорят боги любят смотреть на обширные формации облаков, создавать волшебным образом бассейны и фонтаны посреди самых больших и пушистых из них, а затем проводить часы, а иногда и дни, размышляя о их красоте. Такой род деятельности преобладает в жизни богов, и намного более интересен им, нежели спрашивать себя «Умру ли я?» Я сомневаюсь в том, что подобная мысль может прийти к ним в головы.
Человеческие существа, с другой стороны, имеют способность вопрошать, но все же неумолимость нашей собственной смерти редко до нас доходит. Когда кто-либо из нас думает о смерти? Когда мы испытываем ужасные страдания? Нет. Посреди экстатического счастья? Опять, нет. Мы разумны и осознаны, и поэтому наслаждаемся условиями, которые поддерживают возникновение такого вопроса, но все же мы вкладываем все наше время и энергию в укрепление самообмана в том, что мы никогда не умрем. Мы заглушаем себя, чтобы не чувствовать боль неизбежных реальностей, занимая и развлекая свой ум, строя подробные планы на будущее. В какой-то степени, все это делает людей такими чудесными, но ловушка в том, что поступая так, мы создаем ложное чувство безопасности. Мы забываем о том, что как нашей собственной смерти, так и смерти всех тех, кого мы знаем и любим, не избежать.
Подумайте об этом: к моменту, когда каждый из нас достигает возраста в четверть века, мы теряем хотя бы одного близкого друга или члена семьи. Одним прекрасным днем вы обедаете со своими родителями, а на следующий день они уже мертвы, и вы никогда их больше не увидите. Подобный опыт заставляет нас смотреть в глаза правде смерти - и для некоторых это очень горькая и пугающая правда.

Страх смерти

Бояться смерти, господа, подобно тому, как мнить себя мудрецом, и, на самом деле, таковым не быть, думать, что знаешь, когда в действительности, не знаешь. Откуда нам знать, быть может, смерть - одно из величайших благословений для человека, в то время как люди боятся её, считая величайшей из зол. И конечно же, самым достойным порицания невежеством является наша убежденность, что мы знаем то, чего не знаем.
Сократ.

Почему мы все так боимся смерти?
Существует много причин, но главная в том, что смерть является абсолютно неизвестной территорией. Никто, из известных нам, никогда не возвращался назад из мертвых, чтобы рассказать нам, что же такое смерть. И даже если бы кто-то вернулся, поверили бы мы ему?
Смерть - это загадка и, хотя у нас есть идея о том, что случиться когда мы умрем, мы делаем всевозможные предположения о ней. Мы полагаем, что когда умрем, мы будем не способны вернуться домой; с момента нашей смерти, мы больше никогда не сможем посидеть на своем любимом диване. Мы думаем: если я умру, то не смогу посмотреть следующие Олимпийские игры или узнать кто же был агентом под прикрытием в новом шпионском сериале. Но это всего лишь наши догадки. В реальности, мы просто не знаем. И это незнание приводит нас в ужас.
По мере приближения смерти, многие из нас начинают оглядываться назад на свою жизнь и испытывать стыд и вину за то, что сделали или не сделали. Мы не только боимся потерять все, к чему так привязались в этой жизни и все наши точки опоры, но мы также боимся осуждения за свои постыдные действия. Обе эти перспективы делают идею смерти еще более ужасной.
От смерти нам не убежать и никуда не скрыться. Возможно, это единственное событие в жизни, которое нам придется взглянуть в лицо, и выбора нам в этом не остается. Мы просто напросто не можем её избежать. Даже попытка ускорить процесс, совершая самоубийство, не работает, так как, будучи человеческими существами, как бы быстро мы не умирали, страх не имеет выключателя. Нам все еще придется переживать невообразимый страх, который сопровождает умирание, так как мы не можем превратить себя в неодушевленный предмет, подобный камню, чтобы уже наверняка ничего не чувствовать.
Как же тогда нам избавиться от этого парализующего, приводящего в онемение страха смерти?

Однажды я, Чжуанг Чжоу, видел сон, как я был бабочкой и был счастлив, как бабочка. Я осознавал, что я был доволен собой, но при этом не знал, что я был Чжоу. Внезапно, я проснулся, и оказался собой, очевидным Чжоу. Я не знаю, снился ли сон Чжоу, о том, что он был бабочкой, или бабочке, о том, что она была Чжоу. Должно быть есть какая -то разница между Чжоу и бабочкой. Это называется трансформацией вещей.

Этот вопрос знаменитого китайского философа достоин того, чтоб над ним хорошенько поразмышлять. Когда вы смотрите на бабочку, откуда вам знать, что сами вы не являетесь всего лишь маленькой частью сна бабочки? Что заставляет вас думать, вы на самом деле «живы»? Как вы можете быть уверены, что вы «живете»? Да никак. Вы можете лишь предполагать.
Только подумайте! Как вы можете доказать себе, что вы живы, и что вы существуете? Что вы можете сделать? Один из стандартных методов, чтобы убедиться в том, что вы не спите, - ущипнуть себя. В наши дни, чтобы почувствовать себя более живыми, люди режут свою плоть, и даже запястья. Другие же, что менее драматично, идут по магазинам, или женятся, или провоцируют скандал с своим супругом или супругой. Ничто не может вас остановит от использования всех этих методов. Вы можете ругаться, и резать, и щипать, сколько вашей душе угодно, но чтобы вы не делали, это абсолютно не является доказательством того, что вы живы. И все же, вы, как и большинство других человеческих существ, продолжаете бояться смерти.
Это то, что Будда называл «фиксацией». Вы фиксируетесь на методах, которые вы используете, чтобы доказать себе, что вы существуете. В то же время все, что вы можете себе представить и все, что вы можете почувствовать, увидеть, услышать, попробовать, потрогать, оценить, судить и так далее, сфабриковано , омрачено - что означает, было обусловлено окружающей среды, культурой, семьей и человеческими ценностями. Устраняя эти помрачения и свои обусловленности, вы также сможете победить страх смерти. Это то, что буддисты описывают как освобождение двойственных разграничений, и что требует очень небольших усилий и абсолютно никаких затрат.
Все, что нужно сделать - это спросить себя:
Насколько я уверен прямо сейчас в том, что я, на самом деле, здесь нахожусь?
Насколько я уверен в том, что я жив?
Просто от того, что вы будете задавать себе эти два вопроса, в ваших сфабрикованных убеждениях начнут появляться дырки. Некоторые из тех дырок, которые вы проковыряете, будут способны освободиться от ваших обусловленностей; поступая таким образом, вы сильно продвинетесь к пониманию того, что буддисты описывают, как «шуньята». Зачем вам нужно понимать шуньяту? Потому что по средством понимания и реализации шуньяты вы можете окончательно победить не только сковывающий страх смерти, но также отупляющие предположения, что вы живы.
Ни одно из предположений о том, кто вы, кем вы притворяетесь, или ярлыки, которые вы наклеиваете на себя, не являются настоящим «вами»; все это лишь догадки. И именно эти догадки - предположения, притворства, наклеивание ярлыков и так далее - создает иллюзию самсары. Хотя мир вокруг нас и существа в нем «появляются», ни одно из них не существует; это все сфабрикованная иллюзия. Раз вы полностью примите правду - при чем не только интеллектуально, но и практически - вы станете бесстрашным. Вы будете видеть, что эта жизнь - всего лишь иллюзия, впрочем как и смерть. Если вы не можете полностью воплотить это воззрение, просто познакомиться с ним уже уменьшит страх смерти в разы.
Это утверждение стоит того, чтобы его повторить. Страх - не имеет причины и необязателен, особенно страх смерти, и огромный кусок его моментально растворится в тот момент, когда вы по-настоящему примите тот факт, что все, проявляющееся и существующее, всего лишь заученная и сфабрикованная иллюзия.
Итак, как же нам прийти к принятию того, что самсара является иллюзией?

Жизнь - это иллюзия.

Существует достаточное количество методов, доступных тем, кто стремится постичь иллюзорную природу жизни и смерти. На самом деле, единственной целью всех учений Будды является понимание того, что все и каждое явление самсары - это иллюзия.
Начните с прослушивания максимально возможного количества информации об иллюзиях, которыми являются «жизнь» и «смерть» - темы, о которых каждый из нас может слушать бесконечно. И не думайте, что слушание и слышание не являются традиционными практиками Дхармы - как раз наоборот.
Затем, размышляйте над тем, что вы услышали и дополнительно узнали из чтения книги.
И наконец, самое важное - попытайтесь привыкнуть к тому, что вы узнали. Как? Существует множество способов привыкания к идеи того, что жизнь является сном. Самый простой и наиболее эффективный способ - это задать несколько вопросов. Просто задать. Нет необходимости на них отвечать.
Подражайте Чжуанг Чжоу.
Подобно Чжуанг Чжоу, посмотрите на бабочку и спросите себя:
Эта бабочка видет меня во сне? Являюсь ли я сном бабочки?
Ущипните себя.
Ущипните себя легонько или сильно, как захотите, и спросите себя, кто щипает? А кто чувствует щипок?
Просто знайте и наблюдайте за своими мыслями.
В этот самый момент вы, должно быть, думаете о чем-то. И когда вы думаете это, просто осознавайте, что вы думаете эту мысль.
Если вы думаете мысль о чем-то плохом, не позволяйте ей вести вас к другой мысли - о хорошем или плохом. Неважно, какой является изначальная плохая мысль, просто наблюдайте за ней.
Если вы думаете мысль о хорошем, просто наблюдайте за ней.
Если вы думаете о ключах от вашей машины просто знайте, что вы думаете о ключах от вашей машине.
И если думая о ключах от машины, вам вдруг захотелось чашку чая - просто знайте, что вы думаете о чашке чая. Не пытайтесь прекратить мысль о ключах от машины.
Если вы чувствуйте , что страх смерти переполняет вас, просто смотрите на него. Не думайте о том, что вам нужно делать или как вам кажется, нужно делать.
В крайнем случае, вот несколько упражнений, которые помогут вам понять, что большая часть вашего внешнего и внутреннего мира является ни чем другим, как предположением и проекцией.

Успокойте свои ожидания.

Если у вас нет ни времени, ни стремления познакомиться с воззрением о том, что самсара является иллюзией, попытайтесь, пока вы все еще живы и здоровы, не слишком привязываться к своим планам, надеждам и ожиданиям. По крайней мере, будьте готовы к тому, что, возможно, ничего не получится. Всё хорошее, что есть в вашей жизни, может в одно мгновение стать полностью противоположным; и все, что вы цените, вдруг потеряет свою ценность.
Представьте, что ваш лучший друг переезжает на другой конец страны. Вы встречаетесь крайне редко, и со временем, эмоционально удаляетесь друг от друга. Однажды он пишет что-то в социальной сети, что вас глубоко оскорбляет, и внезапно, он становится вашим худшим врагом. Жизнь полна такого рода проверок на реальность.
Осознание того, как вещи меняются, является полезной формой тренировки ума. Отпускайте все свои привязанности. Перестаньте планировать, составлять расписания и ожидать. Это уменьшит ваш страх смерти в значительной степени. Если вы никогда не испытывали разочарование или поражение, пока вы живы, то, когда вы окажетесь у ворот смерти, вы придете в ужас. Конечно, к тому моменту будет уже слишком поздно делать что-либо для себя. Если вам достаточно повезет, ваши друзья и семья возможно возьмут на себя ответственность и накопят соответствующие причины и условия, чтобы успокоить и воодушевить вас. И если вам сильно повезет, они не будут пытаться вас обмануть , убеждая, что вы будете жить вечно. Лучшее, что каждый из нас может сделать для умирающих, - не врать о том, что с ними происходит.

Умерьте свой эгоизм.

Эгоизм и жадность вызывают самый интенсивный страх. Мы все останемся в одиночестве, когда умрем, но если у вас есть привычка постоянно демонстрировать самолюбование перед публикой, то уединенность смерти будет для вас невыносимой. Так сильно привыкнув к восхищению льстецов, которые ведутся на каждую вашу ужимку, когда вы останетесь полностью одни, невообразимый страх переполнит вас. Таким образом, умеряя эгоизм вы можете снизить интенсивность вашего страха.

Уменьшите свою привязанность к мирской жизни.

Некоторые люди боятся смерти, потому что они боятся физической боли. Но не каждый умирает в боли. Случится ли так с вами или нет - целиком зависит от вашей кармы. А так как карма каждого человека достаточно уникальна, то и опыт смерти тоже будет уникальным. Некоторые люди даже не осознают того, что они умирают. Другие, более того, могут не понимать того, что они умерли, и причем - уже несколько дней как, или даже недель. Смерть может настигнуть внезапно, подобно удару молнии , или проходит в медленной агонии. Большая часть боли, испытываемой во время смерти, вызвана эмоциональной привязанностью к жизни, владениям, друзьям, семье, собственности и беспокойствами о незаконченной работе.

Tags: жизнь и смерть
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments