Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

Стук колёс

А вот как стучат колёса в разных странах мира:
В Тибете — "дзог-чен".

В. Пелевин. Желтая стрела

Сегодня эксклюзивно тулку Чондрон ринпоче поделится с нашим Орденом Железной Бездны своими глубочайшими знаниями по Дзогчену – Великому Совершенству.

А. Уважаемый Чондрон ринпоче, мы слышали, что учение Дзогчен может дать каждому человеку возможность открыть в себе свое истинное состояние и в то же время помочь ему научиться жить раскрепощенно.
Ч. Учения Дзогчена — это не философия, не религиозная доктрина, не культурная традиция. Понимание смысла учений означает обнаружение своего собственного истинного состояния, очищенного от самообмана и подлогов, создаваемых чужим умом. Само значение тибетского слова "дзогчен" — "Великое Совершенство" — указывает на истинное изначальное состояние каждой личности, а не на какую-то трансцендентную реальность.
А. Это как-то связано с учением о Сострадании и Пустоте? То, что называют двумя крыльями. Наш любимый писатель В. Пелевин даже роман написал в полной пустоте про Чапаева.
Ч. Сострадание является одним из основополагающих моментов практики наряду со знанием истинной природы явлений, то есть Пустоты. Однако же иногда сострадание может превратиться в нечто искусственное, выдуманное, если мы не понимаем его истинного принципа. Подлинное, невымышленное сострадание может возникнуть только после того, как мы открыли наше собственное состояние. Наблюдая нашу собственную ограниченность, нашу зависимость, наши конфликты и тому подобное, мы можем истинно осознать страдание других, и тогда наш опыт становится основой, или моделью, для того, чтобы суметь лучше понять окружающих и помочь им.
А. Что такое "осознование нашего собственного истинного состояния"?
Ч. Это означает наблюдение за самим собой, распознавание того, кто мы такие есть, кем мы себя считаем и каково наше отношение к другим и к жизни. Если мы всмотримся, откуда возникает, в чем коренится наша ограниченность, наши умственные построения, страсти, гордость, ревность и привязанность, в которых мы замыкаемся в течение одного только дня, то увидим, что их источник — это наше двойственное видение и наша несвобода. Чтобы быть в состоянии помочь как самим себе, так и другим, нам надо преодолеть любые рамки, в которых мы заточены. Таково истинное назначение учений.
А. С чего нам нужно начать, если мы хотим узнать наше истинное состояние?
Ч. Вначале нам нужно распознать самосущую пробуждённость. Наши умы находились под воздействием двойственного цепляния и фиксации так долго, что мы привыкли воспринимать недвойственное двойственным образом. Поэтому трудно мгновенно привыкнуть к пробуждённому состоянию. Мы так долго тренировались в противоположности осознавания сущности ума, а ведь именно это и было самсарой в наших прошлых жизнях, вплоть до нынешнего момента. Нам никуда не деться от этой неприятной и глубоко укоренившейся привычки. Теперь нам нужно заменить эту привычку привычкой осознавать сущность ума.
А. Нам нужно сесть в позу лотоса, зависнуть в хамлете или нет?
Ч. Не обязательно(смеется). Вы можете тренироваться, когда гуляете, говорите, едите или лежите.
А. Скажите, пожалуйста, что такое «ригпа»?
Ч. Ригпа это чистое недвойственное осознание, исходная реальность ума. Если узнать природу ума непосредственно, она становится путем к освобождению.
А. Можно привести какую-нибудь метафору "ригпы", чтобы яснее понять о чем идёт речь?
Ч. В Дзогчене часто ригпу сравнивают с зеркалом, которое отражает все без разбора, не отдавая ничему предпочтения и не делая оценок. Само же зеркало остается незапятнанным и незатронутым, что бы в нем ни отразилось.
Точно так же ригпа отражает все явления мира переживаний: мысли, образы, эмоции, привязанность и ее объекты. Сам оперирующий понятиями ум тоже пребывает в ригпа. И жизнь, и смерть протекают в природе ума, но сама она не рождается и не умирает, как отражения в зеркале приходят и уходят, не создавая и не разрушая зеркало.
А. А если мы не распознаем ригпу, что происходит с нами?
Ч. Отождествляя себя с оперирующим понятиями умом, мы живем как одно из отражений в зеркале, реагируя на другие отражения, мучаясь от заблуждений и страданий, бесконечно рождаясь и умирая. Мы принимаем отражения за действительность и проводим всю жизнь в погоне за иллюзиями.
А. А что такое «зерцалоподобная мудрость»?
Ч. Когда мы распознаём природу ума и развиваем способность пребывать в ней, никакие эмоциональные состояния нас не отвлекают. Напротив, все состояния и все явления, даже гнев, ревность и т. д., освобождаются в чистоту и ясность, то есть в свою сущность. Пребывая в ригпа, мы пресекаем карму в самом корне и освобождаемся от оков сансары.
А. И мы попадём в Нирвану?
Ч. (смеется) Когда вы достигнете полной стабильности в осознавании ригпа, самсара целиком растворится в нирване, и вы не будете отвлекаться ни днём, ни ночью. Останется только одно — единство ригпа.
А. Это было бы здорово!
Ч. Когда смотришь в ум, в нём нет ума, поскольку он пуст и нематериален.Когда мы исследуем внешние объекты, то понимаем, что в них нет реальных вещей — они просто проявляются в воспринимающем уме. Осознавая природу этого ума, мы не находим там материальности. Если смотрим и на субъект и на объекты, растворяется фиксация на двойственности, а существование конкретного объекта и отдельного от него субъекта теряет смысл. Двойственность воспринимающего и воспринимаемого разрушается.
А. Но пока мы в сансаре….
Ч. Ум пуст, но если бы он был только пустым, мы бы не могли испытывать удовольствие и боль или оказываться в чистых землях и адах. Поскольку всё это, безусловно, переживается, это доказывает, что ум не только пуст, но и способен познавать. Вследствие этого есть и самсара с нирваной, и удовольствие, и боль, и печаль, и радость, а также результаты благих действий — высшие миры — и результаты негативных поступков — три низших мира и сопровождающие их страдания. Внизу находится самсара, вверху есть нирвана, а между ними — путь, состоящий из кармических поступков, как хороших, так и плохих. Это невозможно отрицать.
А. «И мир есть сон, где мы не спим», - так у нас поют:)
Ч. Мы до сих пор не пробудились от этого сна неведения. Когда мы спим, нам обычно что-то снится. Когда мы просыпаемся, нам больше ничего не снится. Будды и бодхисатвы подобны тому, кто уже пробудился ото сна.
А. А Пустота?
Ч. Если вы сталкиваетесь со своей природой, вам сразу же открывается сущность вашего ума. Она не выглядит как какая-то вещь. Поскольку она не является какой-либо вещью, вам нечего описать и не к чему прикрепить ярлык, нечего облечь в понятия. Это за пределами слов, мыслей и описаний. Это праджняпарамита, трансцендентное знание, которое превосходит любой субъект и объект из сферы познания.
А. Завершая нашу беседу, чтобы бы выделили, как самое важное ?
Ч. Неделимое пустотное восприятие. Оно является нашей природой, которая абсолютно одинакова как в будде, так и в обычном живом существе. Разница лишь в том, наделено ли оно знанием или неведением. То есть разница состоит в том, осознаём мы или нет. Обычное живое существо не осознаёт свою природу. Чувствующие существа вовлечены в три эмоциональных яда, так что их неделимое пустотное восприятие наделено неведением. Йогин ознакомлен с этим естественным состоянием, и его неделимое пустотное восприятие наделено знанием, тремя каями.
А. Значит, нам надо распознать свою природу ума и осознать ее пустотность?
Ч. Есть ваша безошибочная природа, неподдельное изначальное состояние. Не искажая то, что есть, позвольте ему быть так, как есть, и пробуждённое состояние спонтанно проявится прямо в этот момент.
Так, как есть, значит — в действительности. «В действительности» означает видеть непосредственно, как оно есть, а не вынашивать какую-то идею или концепцию. Осознавая природу думающего, вы постигаете тот факт, что пустотность и восприятие представляют собой неделимое единство. Этот факт больше не скрыт от вас; он становится вашим опытом. Когда вы позволяете такой действительности быть так, как есть, её ничто не может исказить. Тогда состояние будды, пробуждённое состояние, присутствует прямо в этот момент в спонтанном совершенстве. Всё омрачение растворено. Великое Совершенство означает, что наша природа уже полностью совершенна. Нам не нужно делать нашу пустотную сущность чистой — она изначально чиста. Не нужно нам делать свою основную природу и осознающей — она уже спонтанно совершенна в своём познании.
А. Огромное Вам спасибо, ринпоче за дарованное нам Учение.
Ч. Да постигнем мы светоносную природу ума!
Tags: буддизм, дзогчен, желтая стрела
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments