Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

Ангел Воды

«Поможем гидре опорожнить ее туман»
Малларме. Размышления

В романе Виктора Пелевина «Смотритель», среди четырёх Ангелов стихий, наиболее близким Алексу был Ангел Воды.
Интересно, почему именно «вода»? Ваша Текучесть - так называл этого ангела смотритель Идиллиума Алекс.

То, что я принял за лезвия, было концами крыльев. А увидев крылья, я увидел и Ангелов.
Их было четверо. Они стояли спинами ко мне — повернувшись, видимо, каждый к своей стороне света. Я сидел точно в центре образованного ими квадрата.
...
Когда я стал ясно различать эти лица, сделалось так темно, что амфитеатр с монахами исчез (или, может быть, он остался на своем месте, просто мое внимание переместилось в более тонкий срез реальности). Теперь со всех сторон была мгла, пронизанная радужным мерцанием, похожим на полярные огни. Я вспомнил первое название ложи Павла Великого — Aurora Borealis.
...
На лицах Ангелов застыли еле заметные улыбки — но, хоть я больше не видел их крыльев, моя шея чувствовала их острия очень хорошо. Прямо на меня глядело лицо со знаком воды на лбу. За моей спиной был Ангел Огня. Справа — Ангел Воздуха. Слева — Ангел Земли.
...
Когда говорил кто-то из Ангелов, передо мной вопреки всем законам оптики на время появлялся его лик. То же самое происходило, когда кто-то из Ангелов желал поглядеть на меня. Они были очень похожи друг на друга — если бы не меняющийся знак элемента на лбу, я вряд ли сумел бы их различить.
Как только Ангел Земли замолчал, я опять увидел Ангела Воды. Он улыбался, словно услышал что-то приятное.
...
И я уставился в глаза Ангелу Воды. Он улыбнулся. Я почему-то с самого начала был уверен, что он на моей стороне. Не зря ведь я сидел к нему лицом.


Французский философ Гастон Башляр написал пять томов исследования о психоаналитическом значении для воображения человека образов материальных стихий.
«Стихии — огонь, воздух, земля, вода, уже издавна помогавшие философам представить великолепие мироздания, остаются и первоначалами художественного творчества. Воздействие их на воображение может показаться довольно косвенным и метафоричным. И тем не менее, едва устанавливается подлинная причастность произведения искусства космической силе элементов, сейчас же возникает впечатление, будто мы нашли основание единства, подкрепляющего единство и целостность самых совершенных произведений». («Право на грезы»).
«Образы, для которых вода служит архетипом или материей, не обладают постоянством и крепостью, как те, на которые нас вдохновляют земля, кристаллы, металлы и драгоценные камни. Им не свойственна бодрая жизнь, характерная для образов огня. Из вод не строятся «правдивые обманы». Душа должна быть в достаточной степени смущена, чтобы всерьез обмануться речными миражами». («Вода и грезы»)

В буддийском учении всех школ четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух обобщенно называются рупа, что буквально означает «форма». Она представляет то, что западные философы называют объективным содержанием ситуации восприятия.
Допустим, мы видим цветок или слышим мелодию. Это - ситуация восприятия. В ней мы можем различить два элемента. Во-первых, это то, что мы сами привносим в нее.
Например, мы привносим ощущение цвета - красного или белого. Или же ощущение приятного или раздражающего, ощущение удовольствия и т.п. Во-вторых, в ситуации восприятия есть нечто, что мы не привносим от себя. Это есть опыт переживания чего-то. Это нечто, до конца не известное и не постигаемое, или то, что мы определяем как объективное содержание ситуации восприятия и называют рупа.
Рупа воспринимается как:
а) как прочное и способное оказывать противодействие
б) как текучее и связующее
в) как имеющее определенную температуру
г) как легкое и подвижное.
Эти четыре качества рупы символизируются в буддийском учении, традиции и искусстве четырьмя элементами: землей, водой, огнем и воздухом. Эти элементы - не «вещи». Земля - не ком земли, а вода не означает воду, которую мы наливаем из ведра, но символизируют главные качества рупы. Земля символизирует все, что прочно и сопротивляется в отдельно взятой ситуации восприятия, тогда как вода символизирует все текучее и связующее. Все, что характеризуется температурой, - символизировано огнем, а все, что излучает легкое и подвижное, - воздухом.
Пространство, пятый элемент - есть то, в чем содержатся остальные четыре элемента, оно поддерживает и делает возможным существование всей материальной Вселенной.
В мире сознания, духа эти же пять элементов символизируют различные стадии в преображении психической и духовной энергии. Это микрокосмос человека.
На стадии земли человек подобен заключенному, крепко скованному по рукам и ногам. Его энергия полностью заблокирована. На стадии воды человек обретает способность двигаться в пределах ограниченного пространства: до стены в одном направлении, и в другом направлении - не дальше стены.
В состоянии огня заключенному удается проделать отверстие в крыше, и он, подобно тибетскому йогину, взмывает вверх и, пройдя через отверстие, поднимается все выше и выше в облака.
В состоянии воздуха человек обнаруживает, что ему не нужно обязательно подниматься вверх, что он может двигаться и в других направлениях: отклоняться в стороны, опускаться ниже и вновь подниматься вверх, человек способен путешествовать во всех направлениях одновременно.
Вне этого есть пространство.
Таковы последовательно развивающиеся стадии преображения психических и духовных энергий: от земли к воде, от воды к огню, от огня к воздуху, от воздуха к пространству - стадии пути просветления, символизируемые пятью элементами.


Tags: Пелевин. Смотритель, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments