iokominori wrote in orden_bezdna

Categories:

Комикс «Омон Ра»

​«Омон Ра»: Пелевин языком плаката


Обложка графического романа ​«Омон Ра»

Сергей Князев

В ноябре в издательстве «Комильфо» вышел графический роман «Омон Ра» – визуальное осмысление романа Виктора Пелевина, почти мгновенно ставшего классикой если не современной литературы, то уж точно классическим произведением самого писателя. Soyuz.Ru рассказывает, какой получилась книга.

Комикс в России – явление и новое, и не новое. Как подсказывает нам «Википедия», технику эту использовал еще Владимир Маяковский в «Окнах РОСТа», а еще позже рисованные истории стали органичной частью детского журнала «Веселые картинки», однако особого развития, а тем более трансформации в отдельный вид искусства комикс в СССР не дождался. Несколько изменилась ситуация в поздне- и постсоветское время, с приходом небезызвестного диснеевского мыша и появлением многочисленных Бэтменов, Суперменов и остальных. И если тома комиксов о перечисленных товарищах насчитываются уже десятками, в том числе и на русском, то, не считая Артема Габрелянова с его Майором Громом, Бесобоем, Красной Фурией и другими, с собственными комиксными франшизами в России складывается не очень, да и количество фанатов комиксов у нас и за рубежом просто несопоставимо. Об этом свидетельствуют и масштабы проводимых мероприятий: сравните громадный Comic-Con в Сан-Диего и его столичного собрата.

Тем не менее как минимум одну интересную особенность графического романа в России все же восприняли: визуальное переосмысление большой и не очень большой литературы породило несколько интересных проектов, одним из которых стала книга-комикс «Омон Ра» по гротескному роману Виктора Пелевина, созданная «отцом» российского комикса в жанре «хоррор» Аскольдом Акишиным и комикс-сценаристом Кириллом Кутузовым. Кстати, среди более ранних работ Акишина значатся графические романы по мотивам «На Западном фронте без перемен» Ремарка и «Мастера и Маргариты» Булгакова.

«Это не сатира на советскую космонавтику. Это история взросления юного человека в жутком и непонятном мире, постепенно открывающем свои тайны», - говорил о своем романе Пелевин. Действие его, как несложно догадаться, происходит в Советском Союзе – и черно-белая гамма, выбранная авторами комикса, как нельзя лучше подходит и для ретро-стилизации, и для притчи об обретенных и утраченных иллюзиях, которая облечена в форму гротескной истории о покорении космоса.

К слову сказать, графический роман выполняет и косвенную задачу своего рода иллюстрированного издания, которого сам роман, кажется, до сей поры не дождался, а также позволяет внести в изображение долю гротеска, подразумеваемого и самим Пелевиным. Так, главный герой Омон Кривомазов в образе космонавта в газете или руководители полета, странно напоминающие знакомую советским людям триаду профилей Маркс-Энгельс-Ленин, явно пародируют тогдашнюю действительность, как и космонавт, одетый в ватник и ушанку вместо скафандра. Последнее обстоятельство, впрочем, присутствует и в тексте романа, но в виде комикса приобретает дополнительное измерение – словно насмешка то ли над стереотипами относительно русских, то ли над самим полетом на Луну, который вовсе никакой и не полет. Новое измерение приобретают и реплики героев романа.

«Единственным пространством, где летали звездолеты коммунистического будущего... было сознание советского человека». Подлинный смысл этой фразы понимаешь только дочитав роман до конца – но в версии графического романа эта фраза высвечивается еще ярче, а лицо юного Омона Кривомазова на этих словах словно озарено неким знанием, которое на самом деле ему предстоит постигнуть намного позже. Он еще верит в то, что, кроме убогой и бедной советской действительности есть еще одна – маленькая чистая синева, где у каждого есть своего рода посольство. Жизнь сломает и эту веру: летное училище обернется натуральной трагикомедией, обучение в секретной космической школе при КГБ – чередой анекдотов, а полет на Луну под звуки Pink Floyd – то ли заговором, то ли маскарадом. Кстати, в 1988 году советские космонавты действительно взяли в одну из экспедиций новый концертный альбом Pink Floyd, ставший первой прозвучавшей в космосе музыкой. Но действительность полета, который все еще представляется Омону полетом, бесконечно далека от того, что рисовалось в его воображении, пусть и под музыку любимой группы – и закономерно оборачивается крахом всех надежд и иллюзий.

«Достаточно одной чистой и честной души, чтобы на далекой Луне взвилось красное знамя победившего социализма. Но одна такая душа хотя бы на один миг необходима, потому что именно в ней взовьется это знамя». Этими словами по сути заканчивается и графический роман, и его оригинал, превращающийся то ли в проповедь солипсизма, то ли в своего рода притчу не только о несбывшейся мечте, но и о недоступности космоса – другие планеты негостеприимны, и покорение космоса возможно не раньше, чем появится техника, способная преодолевать пространство космоса так же легко, как нынешний человек преодолевает пространство города, спускаясь в метро. А нынешние попытки завоевания вселенной пока что выглядят такой же имитацией великой задачи, как и вся так называемая экспедиция Омона Кривомазова.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.