iokominori wrote in orden_bezdna

Categories:

Ценность ценностей

 Конспект лекции Альфрида Лэнгле

Недавно всемирно известный психотерапевт Альфрид Лэнгле‌ выступил в Москве с открытой лекцией «Что в жизни важно? Экзистенциальный подход к пониманию ценностей». Публикуем вольный конспект речи Лэнгле, записанный нашим коллегой. Он позволит понять, какую роль в нашей жизни играют ценности, как их использовать и сделать жизнь более полной и насыщенной смыслом.

Альфрид Лэнгле / Regina Längle CC-BY-SA 4.0

Альфрид Лэнгле / Regina Längle CC-BY-SA 4.0

Что такое ценность? 

Контекст ценностей общества — это нормы того, что считается хорошим, а что плохим. Очевидно, что в разных культурах — разные ценности. Это сказывается на наборе культурных обычаев, табу и традиций.

В демократических обществах есть общепринятые ценности, такие как здоровье, право на труд, свобода слова, ценность образования, экономический рост, равенство полов.

Но есть и новые ценности, которые вызывают дискуссии, — право на аборт, право на гомосексуальность и однополые браки, допустимость смертной казни или предоставление большому количеству беженцев из неблагополучных регионов права на гражданство в своей стране.

Существуют социологические исследования, посвященные тому, как меняются общественные ценности с течением времени. Такие исследования проводили Рональд Инглхарт, Хельмут Клэгис и Ульрих Бек (Ronald Inglehart, Helmut Klages, Ulrich Beck). Так, в результате этих исследований выяснилось, что во времена после Второй мировой войны главными ценностями для людей были материальное благополучие и физическая безопасность. Но позднее, после 60-х годов, они стали сдвигаться в сторону самоактуализации и индивидуализации.

В таком изменении были как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, люди стали больше думать о своих личных потребностях, самовыражении, стали искать себя. Но темной стороной этого является эффект растущего в обществе эгоизма, утрата солидарности, готовность «идти по головам» ради своих целей и гедонизм в плохом смысле этого слова.

Консерваторы называют такие изменения «упадком ценностей», который они связывают с утратой обществом «моральных оснований»: веры, религии, нравственности, целомудрия и духовных скреп. Они считают, что для возвращения старых ценностей необходим поворот к авторитарности и традициям.

Тем не менее, общественная значимость таких ценностей, как повиновение и иерархичность, уменьшается. И напротив, стремление к автономии и свободе растет. Во многом это происходит благодаря изменениям в системе образования, улучшениям в качестве жизни и труда, а также лучшему пониманию людьми своей уникальности, влиянию постматериальных ценностей и другим причинам.

Как мы находим ценности

Альфрид Лэнгле выделяет два главных типа человеческих ценностей: абстрактные (справедливость, правосудие, равноправие и т.д.) и личные, экзистенциальные — то есть те, которые затрагивают лично нас.

Ценность — это то, что заставляет нас выбирать что-то одно вместо другого, то есть выстраивать приоритеты. В зависимости от наших ценностей мы выбираем пойти на лекцию в университет, вместо того, чтобы как-то иначе провести время. Или делаем наоборот.

Ценности существуют в нашем сознании, но как именно мы их находим? Мы выбираем ценности благодаря нашим размышлениям, каким-то фактам, мнению авторитетных для нас людей или просто следуя моде? Почему мы считаем для себя необходимым сражаться за что-то, тогда как другие вещи оставляют нас равнодушными?

С одной стороны, люди стали больше думать о своих личных потребностях, самовыражении, стали искать себя. Но темной стороной этого является эффект растущего в обществе эгоизма, утрата солидарности, готовность «идти по головам» ради своих целей и гедонизм в плохом смысле этого слова.

Наши чувства — вот ключ к разгадке. Ценность, которая имеет отношение к нашей жизни, — это всегда ценность, связанная с чувством. Если мы чувствуем, что происходит нечто действительно важное для нас, то это чувство указывает на ценность.

Чувства и их значение

Никиас Скапинакис. Купальщицы. 1971.

Никиас Скапинакис. Купальщицы. 1971.

Когда что-то нас по-настоящему трогает, мы ощущаем жизнь. Чувства дают нам доступ к ощущению жизни в её полноте. Мы чувствуем себя лучше, приближаясь к тому, что для нас важно, и хуже, отдаляясь от этого.

Чувства — это форма восприятия предметов или ситуаций применительно к нашей собственной жизни, форма нашего отклика.

Если спросить — как привнести в свое существование больше жизни? — то ответом будет, например, влюбиться. То есть по-настоящему открыться новому чувству. Чтобы не пропустить мимо красивую музыку или яркий закат, надо целиком обратиться к ним. И чем больше мы будем вовлечены в процесс, тем больше ощутим его. Так мы тренируем свою способность к восприятию. Как это делать? Надо повернуться к вещам и:

1. вступить с ними в отношения: сосредоточиться на этом моменте, предмете, человеке;
2. позволить им воздействовать на себя;
3. понять, что мы чувствуем в их присутствии;
4. осознать это движение внутри себя, что оно есть чувство.

Да, входя в отношения (с человеком и даже с книгой, фильмом, предметом, моментом), мы теряем какую-то часть свободы и возможность делать что-то ещё. Но мы обретаем чувство жизни.

Наши чувства — вот ключ к разгадке. Ценность, которая имеет отношение к нашей жизни, — это всегда ценность, связанная с чувством.

Многие боятся этого, так как им кажется, что они теряют контроль. Но не нужно контролировать то, что происходит в этих отношениях, — надо быть открытым и наслаждаться процессом. Это некий дар, который можно принять. А затем понять, что мы чувствуем, понять, что всплывает в нас в ответ. Ощущаем ли мы себя хорошо или внутри нас напряжение и стресс? Это ощущение и будет нашей жизнью «здесь и сейчас» в этой ситуации.

Страх своих чувств, нежелание их испытывать говорит о том, что человек находится не в лучших отношениях со своей жизнью.

Фундаментальная ценность

Есть самая глубокая ценность — это наша собственная жизнь. В чувствах жизнь движется и проявляет себя, поэтому самое глубокое чувство есть то, которое связано с самой жизнью.

В глубине нас всегда есть фундаментальный вопрос: я знаю, что я живу, но каково мне с этим?

Поэтому главная ценность для каждого из нас звучит так: «Я есть, и это абсолютно хорошо, что я живу».

Но не все мы уверены в таком ответе. Может, я чувствую какую-то боль? Или я хотел бы жить, но в жизни слишком много страдания? А может, я просто слишком труслив, чтобы себя убить, и жизнь мне надоела? И я вынужден жить, хотя мне тут ничего не нравится? Такие мысли свидетельствуют о депрессии. Люди не чувствуют, что их жизнь хороша.

Переживание фундаментальной ценности — да, хорошо, что я живу несмотря ни на что — говорит о здоровых отношениях между нами и нашей жизнью. Другие ценности укрепляют её и помогают тому, чтобы жить было приятно.

К примеру, встреча с другим человеком ценна тем, что хорошего мы чувствуем с ним, и тем, что в его присутствии нам приятнее жить. Похожий эффект имеет даже чашка вкусного чая, если мы любим чай, — это приятно, вкусно и этим можно насладиться. Чай в этом смысле не ценен сам по себе, ценность — то, что возникает в результате нашего с ним взаимодействия, например, — внутренняя уверенность, что утро воскресенья, как часть нашего существования, проходит как надо. Приятное чувство, сопровождающее употребление чая, — это форма взаимодействия с ценностью, и то, как мы ее осознаем. Красивая картина, любимая работа, музыка, которая нам нравится, прогулка в хорошую погоду — всё это подкрепляет наше положительное отношение к собственному бытию.

Наше «да» по отношению к жизни становится прочнее от таких приятных вещей. Это экзистенциальное послание, которое дают нам ценности.

Ценности, потребности и смысл

Переживание ценностей для «я» каждого из нас имеет три последствия:

— Я хочу быть там, где мне хорошо.
— Я хочу быть там какое-то время, а не просто момент, и хочу сохранить то, что мне ценно, на некоторое время или навсегда.
— Я хочу быть внутренне ближе к тому, что мне ценно.

Это отличает ценности от зависимостей. Последние толкают и вынуждают нас делать нечто, чтобы мы достигли удовлетворения, но это не насыщает нас по-настоящему. Состояния зависимости (например, алкогольной, или созависимости от кого-то) не несут нам глубокого удовлетворения и вступают в противоречия с нашими ценностями. Ведь в таких случаях мы понимаем, что совершаем что-то не совсем по своей воле, и вынуждены это делать, хотя по-настоящему хотим другого, ведь это не наша жизнь.

Негатив, который возникает в ситуациях или отношениях, часто указывает нам, что что-то идёт не так. Он служит маркером того, что отравляет отношения с кем-либо или портит ситуацию.

Поэтому главная ценность для каждого из нас звучит так: «Я есть, и это абсолютно хорошо, что я живу».

При этом когда мы делаем то, что нас привлекает, мы чувствуем глубокое удовлетворение. Ценности привлекают нас к себе, а не толкают на что-то, как это происходит в случае зависимостей. 

Только приобщение к ценности насыщает нас по-настоящему. И именно по пути к ней возникает чувство смысла. Смысл — это ориентир, указывающий на ценность. Когда мы направлены на ценность — мы ощущаем смысл.

Рисунок: Дмитрий ХоровПрим. авт.: Для прояснения некоторых моментов в конспекте лекции был использован материал Альфрида Лэнгле «Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: Прикосновение к ценности», Вопросы психологии. № 4. 2004.

Заглавная иллюстрация: Никиас Скапинакис, «Делакруа 25-го апреля в Афинах» (1975). 

https://discours.io/articles/theory/tsennost-tsennostey-chto-v-zhizni-po-nastoyaschemu-vazhno-konspekt-lektsii-alfrida-lengle?fbclid=IwAR0X6TeXafodHzFI0MaBR-HLDYzP0uRYLyZ0Cva2q6Oz6J_775UMyg5KjSE

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded