daosden (daosden) wrote in orden_bezdna,
daosden
daosden
orden_bezdna

Фотография и реальность

Жозеф Нисефор Ньепс - отец фотографии. Экспериментируя с порошковым асфальтом , в 1826 году при помощи камеры-обскуры Ньепс сумел получить первое фотографическое изображение, дошедшее до наших дней. Это был вид из окна его мастерской. На снимке местность была практически неразличима.



Однако именно это «отражение видимого», как сам изобретатель называл изображение, сделанное в камере-обскуре, вошло в историю как первая фотография. Своему снимку Ньепс присвоил название «гелиография» — в переводе с греческого «световой рисунок». Позже гелиографией стали называть первый в истории фотографии способ получения в камере-обскуре закрепленного изображения. Нисефор Ньепс по праву может считаться изобретателем фото и тем человеком, которые сделал первые фотографии, то есть первым фотографом.
Изобретение фотографии превратило «слово» и «картинку» в своего рода дихотомию, в проблему философии.
ХХ век стал веком изображений — быстрых, легких, мгновенных: место между глазом и ландшафтом прочно занял видоискатель, а матрица и диафрагма постепенно заменили людям органы зрения.
Сьюзен Зонтаг: «Фотографирование удостоверяет опыт и в то же время сужает — ограничивая его поисками фотогеничного, превращая опыт в изображение, в сувенир» («О фотографии»).
«Под лавиной изображений, которые некогда потрясали и возбуждали негодование, мы теряем способность реагировать. — Пишет Зонтаг. — Сострадание, которое нагружается без конца, немеет».
"Разницу между живописью и фотографией очень четко и кратко описал Ролан Барт: "фотография всегда носит свой референт с собой" ("Камера люцида"). Или, если выражаться не так заумно: когда мы смотрим (например) на свою фотографию, мы видим именно себя. В нашем сознании мы не отделяем себя от изображаемого на фотографии человека с нашим лицом (если, конечно, мы психически здоровы и не страдаем прозопагнозией). В случае же с живописью все иначе: между моим портретом и мной всегда будут лежать десятки эстетических фильтров: талант художника, его настроение, время, потраченное им на подготовку и работу, качество красок, стиль портрета, карнация, техника мазка и т.д.
В этом разница: живопись требует долгой концентрации. Это процесс.
Фотография же мгновенна и буквальна".
«Все в мире существует для того, чтобы быть запечатленным на фотографии» — так известная американская писательница и публицист Сюзанн Зонтаг перефразирует в своей книге Малларме, «самого логичного из эстетов XIX века», считавшего, что предназначение всего сущего — оказаться материалом для книг.
В той степени, в которой понимание явления коренится в возможности не принимать видимость за реальность, фотография, строго говоря, нисколько не способствует нашему пониманию реальности.
Познание, основанное на фотографии, — видимость познания, мудрости, точно так же как процесс фотографирования — видимость приобретения, псевдообладание запечатляемой вещью, явлением, человеком.
http://www.rulit.me/books/o-fotografii-read-280021-1.html
Tags: фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments