iokominori wrote in orden_bezdna

Categories:

Саундтрек к Пелевину

«Если бы я не был настолько поглощен музыкой, я бы не стал писателем. Даже сейчас я по-прежнему черпаю многое из музыки», - признавался японец Харуки Мураками. Действительно, мало кто из читателей догадывается, почему один роман похож на блюз, а другой – на рок-н-ролл? О том, что мастера слова часто вдохновляются музыкой и используют ее на своих страницах, задумался ульяновец Михаил Камалеев. Из простой догадки вырос необычный проект – нескучные лекции о любимой музыке и хорошей литературе. Ведь главное, эта тема пока оставалась невостребованной. 

МИХАИЛ БУЛГАКОВ. ОЧАРОВАННЫЙ МУЗЫКОЙ 

 Вся эта история началась семь лет назад, когда я лежал в больнице, - говорит Михаил Камалеев. -  Когда с соседями по палате обо всем поговорили, плеер был заслушан, а с мобильным интернетом тогда было сложнее, чем сейчас, я пошел в библиотеку, которая располагалась там же. В ней я набрал самых разных книг, в их числе был и роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Я перечитал книгу уже, кажется, в четвертый раз в жизни, и в тот момент обратил внимание, что в ней очень много самой разной музыки. Потом я начал специально изучать эту тему: прочел биографию Булгакова, переписку и многое другое. В первую очередь, я делал это для себя, у меня не было никаких мыслей куда-то что-то транслировать. Потом у меня произошел своеобразный «заплыв» в творчество Виктора Пелевина. Там я так же отмечал для себя музыкальные вещи. Я сделал сообщество в жж (livejournal.com) на эту тему, там было несколько постов, но вскоре этот формат утратил свою актуальность. - Но идея продолжала жить, и два года назад меня вдруг посетила шальная мысль – сделать музыкальный спектакль по «Мастеру и Маргарите», но в этой сфере я совершенный дилетант. Смысл такой, что не стоит браться за роман полностью, а выбрать отдельные фрагменты, в основном связанные с музыкальными вещами. Вместе с живой актерской игрой можно использовать видеовставки на большом экране. В этом году в конце мая я вдруг проснулся ночью с мыслью, что тему «Музыка в книгах» нужно развивать в формате лектория. И все получилось. - Несмотря на то, что я много читал Булгакова, я почему-то раньше совершенно не интересовался его биографией, не знал о его семье. Когда же я узнал о нем больше, я удивился, почему он не стал музыкантом – этому же были предпосылки. Первый литературный опыт у него был крайне неудачен, а вот в музыке он о себе заявил с юности. Тем более что рос он в музыкальной семье (ее он отчасти описал в «Белой гвардии» - прим. ред.). Разумеется, это все изучено настолько хорошо, что порой кажется, что исследователи что-то добавляют от себя. Но ведь тот текст романа «Мастер и Маргарита», который мы знаем, не нужно считать чисто булгаковским. Если бы он не умер, неизвестно, в каком виде книга  бы сохранилась. Она фактически собрана по кускам его женой Еленой Сергеевной, и, как она сама говорила, многие части она запоминала наизусть, когда Булгаков их надиктовывал. К примеру, очень долго выбиралось название. Кто знает, был бы у нас культ этого романа, остановись автор на названии «Копыто инженера». Оказывается, еще до Игоря Николаева и Валерия Леонтьева к многослойному произведению Булгакова обратились Rolling Stones. В 1968 году Мик Джаггер пел о «сочувствии к дьяволу» («Sympathy for the Devil»), вдохновившись бессмертным романом, только что переведенным на английский. 

ВИКТОР ПЕЛЕВИН. «МУЗЫКА СО СТОЛБА» 

 Вторым из авторов запланирован Виктор Пелевин, но там концепция совсем иная. Здесь уже хотим взять не один роман, а несколько ключевых – «Generation П», «Чапаев и Пустота», «Священная книга оборотня»… В его произведениях есть явные вещи, связанные с музыкой, например, отчетливое влияние Бориса Гребенщикова. А роман «Священная книга оборотня» вообще продавался вместе с диском – там около 15 композиций в самых разных жанрах. Но меня даже больше интересует культурологический аспект. В целом, Пелевин всегда своеобразно, но очень остро реагирует на то, что происходит сейчас. Так, в романе «Чапаев и Пустота» часть действия проходит в клинике, где находится главный герой Петр. По описанию это место похоже на «Белые столбы», подмосковную клинику, куда в свое время отсылали всех советских диссидентов. Клиника известна своей карательной психиатрией, и она нашла отражение в рок-музыке. Например, песня «Белые столбы» есть у группы «Крематорий», у других исполнителей есть отсылки к этому месту. Рассказ о Пелевине будет построен на ассоциациях с музыкой, упоминании о влиянии на музыку творчества писателя

https://mosaica.ru/ru/ul/news/2018/10/10/luchshii-saundtrek-k-romanu-v-ulyanovske-prezentovali-unikalnyi-proekt-muzyka-v-knigakh?from=topnews#hcq=maf2c7r

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded