Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Фернандо Пессоа и Игра

На воде морщинками смех

Подрожал и заснуть готов.

Но жива ли из жизней всех

Только та, что я сплел из снов?


Фернандо Пессоа более всего примечателен своими гетеронимами, коих насчитывают около 136. Гетероним – это литературный псевдоним, используемый автором для создания части своих произведений, выделенных по какому-либо признаку. Но в отличие от традиционных литературных псевдонимов, гетеронимы, созданные Пессоа, были автономными индивидуальностями, обладающими собственными чертами характера, вплоть до детального прописывания внешности и фактов биографии. Более того у них была своя философия и стиль письма. Несмотря на то, что всё это было вымышленным, гетеронимы воспринимались как реальные авторы, благодаря качественному различию между их творчеством и творчеством самого Пессоа.

У современного сербского писателя-постмодерниста Милорада Павича есть роман, который называется «Бумажный театр». Он состоит из 38 рассказов, написанных от имени 38 авторов, каждый из которых представляет какую-нибудь национальную литературу. Разница между Павичем и Пессоа в том, что португальский поэт перенес «бумажный театр» в реальную жизнь. Творение бесчисленных правдоподобных гетеронимов привело к тому, что сам Пессоа из ортонима (подлинного автора) превратился в одного из них и уже не имел никакого привелигированного положения перед остальными. В одном из своих писем Пессоа признается: «С детства я стремился творить вокруг себя вымышленный мир, окружая себя друзьями и знакомыми, никогда не существовавшими».

Все гетеронимы Пессоа находились в тесном взаимодействии и взаимовлиянии. Они вели общественную полемику в прессе, подвергали друг друга критике, объединялись, расходились, давали советы, словом, вели жизнь полноценных творческих личностей.

Для чего Пессоа создавал себе литературных двойников? Многие критики полагают, что Пессоа был озабочен отсталым уровнем поэзии и литературы вообще в Аргентине его времени. И потому создавал своих гетеронимов, каждого со своей собственной уникальной биографией, и даже писал от одного критические статьи на произведения другого. Считается, этим он хотел оживить литературу.

Сколько душ сокрыто в теле!

Я менялся всякий миг.

Самого себя доселе

Не прозрел и не постиг

(...)

И душа моя стремится

Самое себя прочесть:

За страницею страница.

За благой - дурная весть;

Мимолетных мыслей прах,

Позабытый на полях...

Мой ли почерк? Мой ли слог?

Я не знаю. Знает Бог.

Фернандо Пессоа - поэт удивительной искренности. Ни в одном стихотворении нет следов приукрашивания, витьеватых сравнений, аллегорий и прочего. Ни одной выдумки, лжи. Только - восприятия, только плоды его жизни, его Игры. Иногда кажется, что он прямо тычет вам под нос свои слова и, поблескивая глазами, как бы говорит: "Ну что? Ты увидел? Ты понял?!"

Наиболее откровенно он написал о поэзии в стихотворении "Душа поэта":

"Поэт - притворщик и роль

Он так разыграть умеет,

Что впрямь превращает в боль

Ту боль, которой болеет



А те для кого он пишет,

В той боли, что прочтена,

Не те две боли услышат,

А ту, что им не дана.



Натянут на обод узкий,

Взлетает, смеша умы,

Клубок сухожилий тусклый,

Что сердцем прозвали мы.

Tags: поэзия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Сыну космосвину

    Не знаю, понял ты или нет, но тот путь, который выбрал Нв - ведет в тупик. Там нет ни любви ни дружбы. Он ничего не может дать ни тебе , ни Лене.…

  • Дегустация в Бездне

    Святое вино! Кагор с горы \\Афон монастырское и т.д. Греческое не понравилось

  • Карма

    Пояснение к роману "Тайные виды на гору Фудзи" В. Пелевина На счет кармы в нашем современном западном представлении существует много мифов и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments