Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Зачем искусство?

Teymur Daimi, 09 августа 2018


Это важнейший вопрос, не ответив на который, современный художник обречен на ментальную слепоту, на неосознанность того, что он делает. И тогда грош цена всему его творчеству, он становится пассивным рупором, игрушкой в руках каких-то абстрактных сил, о которых не имеет ни малейшего представления.

Согласитесь, само это слово, даже в случае с провокационным современным искусством часто ассоциируется у современного человека с такими словами как “красота”, “эстетика”, “гармония”, “приятное”, «возвышенное», “наслаждение”, «безобразное», “вкус” и очень редко с “духом”, “тайной”, “теургией”, “ритуалом”, “инициацией” и т. д. Причина такого отношения очевидна — ментальность современного человека слеплена в рамках эстетики Нового времени, охватывающей период с эпохи Возрождения до нашего времени. То есть он погружен в атмосферу картин в дорогих рамах, красивых скульптур, роскошных музеев, салонов, галерей, частных коллекций, биеннале, всевозможных интерпретаций художественных произведений, словом, в эстетические эманации горизонтальной модальности. Так сказать, концепция произведения искусства как вещи, которую можно свести к вещности туалетного мыла, зубной пасты, стенного шкафа или кухонной мебели — разница в стоимости чисто количественная. То есть того, что можно купить и продать, а в лучшем случае (когда современный потребитель выходит на модного и перспективного художника) инвестировать и хранить как недвижимость, стоимость которого со временем увеличивается. Это вполне справедливо не только для традиционного, эстетически комфортного художественного наследия, но и для современного искусства, которое в своих радикальных формах нередко намеренно производит отталкивающие вещи, с целью спровоцировать поток бесконечных обсуждений относительного того, искусство ли это, или нет. Но какая разница, если эти “уродства” или проявления политического активизма успешно валоризируются самой системой искусств? Классическое музейное наследие и самое радикальное современное искусство — две стороны одной медали… И даже искусство древности, восходящее к незапамятным временам проточеловечества и традиционную культуру Средневековья, человек ныне рассматривает сквозь призму своего дискретного восприятия/мышления. Видит он в них всего лишь материальные ценности — памятники истории и религиозно-мифологического творчества, упуская из виду заключенное в них сверхрациональное послание, опознать которое можно лишь изменив режим восприятия…

Итак, откуда и зачем?

Чтобы ответить на этот вопрос, заключим в скобки все существующие на сей день концепции и парадигматические модели современной науки. Эти схемы ситуативно могут быть полезны, но в целом, они вряд ли приближают к сути, рассеивая внимание на множестве деталей. Поэтому заключим в скобки информацию, полученную из археологических находок и исследований обширного палеогеографического материала, на основе которой выстраивается «научная картина» происхождения человечества. Мы — сторонники синтетического подхода, когда посредством интуиции раскрывается суть явлений, качественная подоплека исторических событий. Поэтому будем обращаться к архиву научных наработок как к версиям и гипотезам, не более того, потому что и они часто противоречат, а то и опровергают друг друга. К сказанному ниже можно отнестись по-разному, но отметим важное: эти размышления далеки от сциентизма.

А сейчас, выключив все внешние шумы, проделаем ментальное путешествие, совершим интроспекцию посредством творческого воображения.

Направляем взор внутрь себя и осторожно входим в зоны собственной нейрогенетической памяти… Углубляемся в прошлое, устремляясь к истокам-корням-началам…

Наш взгляд, не останавливаясь на временах эпохи Просвещения, проскальзывает сквозь изящную атмосферу эпохи Возрождения, готическую аскетику Средневековья, эклектический дурман Античности к небесному искусству Древнего Египта… Пирамиды, Сфинкс. Культовые сооружения Вавилона, Шумера… Никто до сих пор толком не знает их истинных создателей. А может и знает. Да, наверняка знает, но хранит молчание: истина оберегает себя.

Проникаем дальше, глубже, ранее… Там, совсем уж незнакомые, фантастические по красоте ландшафты, сказочные пейзажи, запахи, климат. Воздух другой, необычный, то ли влажный, то ли терпкий, как бы неземной. Древнейшие эпохи, как мы сейчас называем — первобытная культура: палеолит, мезолит, неолит, мустье, ориньяк, мадлен… Дальше? Существовавшие раннее высокоразвитые цивилизации? Вполне. Возможно даже параллельно с древнейшими культурами перечисленных периодов.

Продвигаясь еще дальше, мы, выйдя за допустимые (мышлением) пределы научного и околонаучного знания, рано или поздно, подойдем к особой энигматической точке метаистории, с которой собственно говоря и началась земная история человечества в ее нынешнем артикулированном формате. Сингулярная точка начала… (событие падения?), в которой фокус человеческого внимания перешел с одновременности пространства в горизонтальную модальность времени/длительности.

Другими словами, эта точка положила начало глобальной макро-космологической девиации, глубокой трещины на поверхности чистого бытия. Согласно многим учениям, в этой точке фазового перехода человек утерял знание, слово, чистоту восприятия, целостность, истину — называйте это как хотите, неважно, главное то, что он потерял нечто, связывающее (соотносящее) его с Реальностью, то, что делало его человеком и оправдывало само его существование. «Адам» — нон-актуальный человек, в процессе “онто-антропогенеза” трансмутировался в гомосапиенса — актуального человека.

В Традиции это называется изгнанием из рая, отчего Дома.

Усилим активность творческого воображения и предположим… Творческое воображение — важное определение в данный момент, так как дальше я именно предполагаю как нечто возможное в своей принципиальной неопределенности: когда мы говорим о человеке не в его нынешней антропологической и психосоматической данности, а беря его как живой процесс, поток сил, не имеющий фиксированных границ и смешивающийся с тем, что осторожно назовем стихией пра/прото/архе-человеческого начала.

Так вот предположим, что падение сопровождалось катастрофическими изменениями в нейрогенетике: негативная мутация — хромосомный разрыв, изменение первоначальной структуры ДНК, повлекшие за собой глубинные трансформации в антропологической галактике первочеловека; сепарация мозга — расщепление целостной мозговой субстанции («светового тела» или, что то же самое, центра чистого восприятия). Следствие: переход cознания/восприятия в режим сужения, инерционное падение человека с высочайших измерений бытия все ниже и ниже по уровням метафизической иерархии, пока, наконец, он не нашел себя в этом трехмерном физическом пространстве, в мире максимальной материальной плотности. Не об этом ли слова Корана: ”Мы сотворили человека лучшим сложением, а потом вернем его в нижайшее из низких (состояний)”? (95:4,5)

Но, провидение “выгнав” человека из отчего дома и отправив его в нисходящее путешествие из райского духовного полюса в материальные миры повышенной плотности, не оставило его без “компаса”, без карты пути спасения (возвращение Домой). Иначе выражаясь, «падшему» человеку было свыше вручено навигационное средство, с помощью которого он мог бы вернуть себе райское состояние сознания, возвратиться в рай и восстановить все утраченные прежде адамические качества, но с одной важной оговоркой — восстановивший адамические качества индивид не будет точной клонированной копией Адама. Это принципиально иное существо, познавшее горький опыт падения и изгнания, а значит, вернувшийся в райский статус осознанным, т. е. сознательно выбрав путь духовного восхождения и возрождения. А то пространство, которое он обретет в результате усилия по преодолению отчуждения, называется в теологии “новыми небесами и новыми землями”.

Этим оперативным средством (восстановления/возвращения/творческого прорыва) и является Нон-актуальное искусство, т. е. искусство в его сущностном измерении. Образно говоря, оно вырабатывает особый, «священный огонь», который, судя по мифам, был похищен для людей Прометеем. Согласно чилийскому философу Дарио Саласа Сомера: ”Этот священный огонь — отнюдь не абстракция и не метафора, а реальный факт, духовная сила, обозначенная символом INRI, который различим над головой Христа. Подлинный герметический смысл этого символа расшифровывается следующим образом: Igne natura renovatur integral, иногда же эта формула читается, как Jesus nascente renovatur iao или Igni nitrus roris inventur. Все эти формулы использовались первыми розенкрейцерами и во всех идет речь о божественном огне, магическом ферменте алхимиков, который “обновляет все”.

Таким образом, с точки зрения метафизики и теологии появление искусства обусловлено фактом падения первочеловека (райского Адама), отчуждения его от своей адамической сущности. Человеку целостному — Адаму, таким, каким он был сотворен изначально, — искусство было не нужно, ибо в раю он и так имел непосредственную связь с Богом. Только за пределами рая, в криминальной зоне невыносимого духовного мрака он стал нуждаться в специальном средстве для восстановления потерянной связи с истоком и обретения утраченной целостности.

Итак, можно сказать, что искусство представляет собой ментальную (нейро-аудио/визуальную) технологию – совокупность оперативных приёмов, направленных на изменение режима восприятия (с актуального/сенсорного на нон-актуальный/ультрасенсорный), влекущего за собой адекватное видение сутевых сторон Реальности и осознанную со-отнесённость с ними.
Тривиально выражаясь, оно призвано напомнить человеку о том, откуда он, кто он, зачем он здесь и куда он идет. В этом — суть искусства. Все остальное же, вроде отображения объективной действительности по законам красоты, созидания духовно-материальных ценностей, критики общества, прикладных социально-культурных задач, деконструкции идеологических мифов и т. д., приведших, в конце концов, к неуемной спекуляции и всеядной иронии как чуть ли не императивных методов в современной культуре — ментальная накипь, наносное, необязательное.


(Фрагмент из неопубликованной рукописи ).



Теймур Даими."Становление портрета", бумага, карандаш, фломастер, 2016
Tags: искусство, сингулярность, философия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Волки и вороны

    Борис Гребенщиков представил архивную версию песни «Волки и вороны». В архивной версии композиция длиннее на 30 секунд и содержит на 2 куплета…

  • Сыну космосвину

    Не знаю, понял ты или нет, но тот путь, который выбрал Нв - ведет в тупик. Там нет ни любви ни дружбы. Он ничего не может дать ни тебе , ни Лене.…

  • Дегустация в Бездне

    Святое вино! Кагор с горы \\Афон монастырское и т.д. Греческое не понравилось

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments