Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Читать философию как обычную литературу невозможно

Отрывок из большого интервью с философом Валерием Подорогой

— Итак, для меня чтение невозможно без того, чтобы я кому-то не рассказал о прочитанном. И не записал самое важное. Удвоение чтения и речевой практики в письме начинается, когда ты уже не можешь просто делиться знаниями, когда развивается осмотрительно-индивидуальное отношение к записи мысли, поиск «точной» языковой формы.

Оказывается, речь, переходя в письмо, теряет прежние смысловые оттенки. Как же их восстановить? Узнав это, ты начинаешь контролировать разрыв между речью и письмом: одно читаешь, чтобы кому-то рассказать, другое же проникает в тебя и будет «осмыслено» позднее в письме. Я хочу сказать, что чтение не существует само по себе, а только в указанных парных комбинациях: они зеркально отражаются друг в друге, хотя и могут противостоять. Примем эти парные оппозиции за выражение особенностей развития (становления) современного hommе de lettres.

— А каких именно писателей вы пробовали копировать?

— Все-таки это не копирование — грубоватый термин, — а именно подражание как миметический процесс, когда ты еще способен (в силу юных лет) воспринимать читаемое непосредственно, так сказать, веря на слово. В десятом-одиннадцатом классе мой друг открыл для меня замечательного писателя Антуана де Сент-Экзюпери и его притчу «Маленький принц». Потом я прочитал другое его произведение — «Ночной полет», — о военном летчике, летящем над Мадридом. Я был настолько восхищен стилем повести, что начал брать из нее фрагменты и переписывать, каждый раз отклоняясь в сторону, вставляя «свое», пока отклонение не перешло в свободное подражание. Когда я прочитал написанное товарищу, ходившему в школьный литературный кружок, он не поверил и сказал, что я не мог сам это написать, а скорее взял у кого-то. Я с ним согласился. Другими образцами были Дж. Джойс (первые переводы «Улисса» были опубликованы в журнале «Интернациональная литература» за 1935–1936 гг.), У. Фолкнер, Э. Хемингуэй. Мне очень нравился первый эпизод «Улисса», особенно образ белого корабля, входящего в гавань Дублина. Когда-то я помнил эту прекрасную фразу, но сейчас, боюсь, не воспроизведу. Потом образ Гамлета, принца датского «в чернь с серебром одетого» (9-й эпизод). Нравился стиль Хемингуэя, очень экономный, минималистский, он зачаровывал меня своим авторским одиночеством и героизмом персонажей. Фолкнер многословен и труден для быстрого восприятия; но моя страсть к чтению была настолько велика, что я был готов читать и его романы (тогда появился перевод его трилогии «Деревушка», «Город», «Особняк»). Много позднее увлекся стилем Бабеля, который казался для меня доступным в тональности еврейского анекдота (не всегда смешного).

Подражание, о котором я говорю, — это подражание чувственно-телесное, предъязыковое: сначала с помощью авторского языка ты проникаешь в описываемый мир, ведомый чувством ритма и выраженного в нем телесного жеста, потом возвращаешься назад, обогащенный образами, готовый к переписыванию; отыскиваешь «свои» языковые обороты и кальки, способные передать смысловое единство произведения. Читаешь, потом пишешь читаемое… Для меня литературное письмо было тренировкой в развитии языковой способности. Языковую способность я не отличаю от способности мыслить. В конечном счете ты занят поиском лучшей возможности для мысли.

Сегодня, с нынешним информационным давлением, так читать и трудно, и невозможно. Нет непосредственного чувственного ощущения встречи с другим миром. Все связи с нашим собственным воображением перебиты и искалечены, нас опережает всегда какой-нибудь информационный нонсенс. Мне кажется, что так называемая литература Пелевина, да и Сорокина, — яркие примеры попытки выразить этот трагический сбой.

— Вы не раз говорили о различии между «быстрым» и «медленным» чтением, а что вы думаете о современных практиках чтения в целом?

— Деление на «медленное/сверхмедленное» и «быстрое/сверхбыстрое» чтение, как мне кажется, проясняет ситуацию с современным мировосприятием, хотя это и достаточно тривиальная оппозиция. Медленное, замедляющее себя чтение характерно для сложных текстов, не обязательно философских. Такие тексты не дают эффекта чтения как такового, скорее они нуждаются в медленной и кропотливой дешифровке. Сверхмедленное чтение профессионально; оно требует хорошо подготовленного читателя; сверхбыстрое определяется лишь нашей способностью воспринимать поток информации (новостей), здесь мы пассивны и крайне уязвимы. Помню, как на кафедре истории философии появились экзаменационные билеты, включавшие общий и специальный вопросы, а также фрагмент философского текста, который нужно было откомментировать. Но такое углубленное изучение философской классики требует времени, а сегодня университет его студенту не предоставляет. Получение гуманитарного образования сегодня ускорилось и все больше зависит от информационных процессов, протекающих в обществе. Столкновение Экрана (Сети) и Книги — одно из свидетельств надвигающейся антропологической катастрофы. Экран пожирает книгу и все прежние возможности и условия чтения. Страница книги похожа на экран, но это не экран, а скорее Картина (то, что на ней изображается, спрятано в повествовании). Что значит взять книгу в руки? Это значит хорошо устроиться в освещенном месте, положить перед собой книгу, открыть ее и читать страницу за страницей со всем вниманием, на какое способен. Книга сделана для рук: и по форме, и по тому, как ей мы пользуемся, она остается «ручной» и телесной. Книга — это другая наша плоть (Р. Барт). Как только мы начинаем читать, мы передаем нашу чувственно-воображаемую плоть другому миру. Наше приключение — это способность нашего тела преображаться в тела других (в тела персонажей). Чтобы читать и понимать («медленное чтение»), нам требуется время, а в новейшей информационной нише его крайне мало. Скорость информационного сигнала не позволяет нам его чувственно-телесно осваивать, все воспринимается только мозгом, ставшим универсальным и автономным органом мировосприятия. «Голова без тела», «Голова профессора Доуэля» из повести советского фантаста А. Беляева. Когда же вы берете электронное устройство — перед вами экран, который управляется легким прикосновением к чувствительной поверхности. Крайне удобная и комфортная разрушительная экономия. Прежде всего, подавляется наша способность воображения (т. е. способность с помощью образа выходить за границы предметного мира). Скорость предъявления новых информационных сгустков («картинок», «символов», «видео», «фрагментов речи» и т. п.) настолько высока, что нет нужды включать наше воображение: очередной информационный сгусток легко опережает попытку «что-то себе вообразить».

Экранирование не нуждается ни в нашем теле, ни в наших руках, ни в возможностях нашего восприятия — достаточно реактивности одного мозга. Мы вступаем в мир виртуальной событийности (квазиинформационных событий, все притворяется информацией). Реальность вторична, первично Невозможное. Участником этой драмы оказывается исключительно наш мозг… Но кто сказал, что он «наш», раз он освободился от своей эволюционно-естественной основы, от «родительского» тела. В виртуальном мире будущего человечества нет места для наших тел: они уже сегодня стали препятствием и нуждаются, как говорят нам эксперты, в полной «пересборке»…

https://gorky.media/context/ya-byl-uveren-chto-pisatelem-mne-ne-stat/

https://gorky.media/context/chitat-filosofiyu-kak-obychnuyu-literaturu-nevozmozhno/
Tags: иное мнение, интервью, философия
Subscribe

  • Самострел. НВ без дна

    В новом романе Вл. Сорокина др. Гарин лечит лидеров государств разрядами тока. Как бы возвращает их на Землю. С Небес. Надо отдать должное Ничего…

  • По волнам моей памяти

    Был лишь один человек в моей жизни, кто чувствовал также как и я. Это мой отец. Он был офицером ВМФ и, возможно, жизнь в семье военного и заложила…

  • Приемы космосвина в Бездне

    Человек пытается манипулировать. Приемы известны. Итак, сегодня я спросила Свина, почему он лепит комменты не в тему, ему как бы все равно. Ты ему…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments