Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Кока о Пелевине. Окно

Умберто Эко — в первую очередь учёный.
Историк, искусствовед, семиолог, кто он там ещё...
Соответственно, он всё воспринимает через ум.
Т.е., упрощённо говоря, это тот же самый Сальери.
Он — никогда — не поймёт Моцарта.
Для него текст — форма выражения определённой мысли, идеи, и не более того.
Нужно грамотно и алгебраически точно выстроить конструкцию текста, чтобы передать мысль читателю. Алгебра выше гармонии.
Искусство низводится до бизнеса, ремесла, мастерства.
Писатель изучает конъюнктуру рынка, технологии производства, а потом начинает лепить тексты. Скажем, этакие голубые пепельницы в виде кошечек. А внутри у них спрятан механизм. Если нажать на кошачий нос, кошечка закатит глазки, станет чихать и повторять механическим голоском: "Курить — здоровью вредить".
Естественно, довольный читатель радостно давит окурки о кошачий нос, а Умберто Эко стоит рядом и рассуждает — правильно ли интерпретирует читатель заключённую в тексте-кошечке мысль?

А на самом деле искусство — это нечто совершенно иное, и мысли-идеи там вторичны, и даже десятеричны по отношению к главному. Вот к этому голубому с золотыми прожилками материалу, из которого слеплена кошечка.
Потому что материал этот — само небо. Вся суть искусства состоит в том, что небо разными путями проникает в человека. Писатели, художники, композиторы — проводники неба. Капилляры. Резонаторы.
И Пелевин, я уже говорил об этом в своём гениальном эссе "Окно как символ", он создаёт свои произведения в виде окон, через которые видно небо. Или не видно, но оно подразумевается самим фактом наличия окна.
Всё, что там происходит на поверхности стекла, это копошение разнообразных насекомых, имеет смысл только ввиду неба.
И когда происходит фирменный пелевинский фокус с проникновением мотылька сквозь стекло, читатель впадает в такой же экстаз, как от чихающей кошечки. И давит, давит своих внутренних мотыльков — ну же, ну же, мол, пролезайте туда. А сути фокуса не понимает.
Потому что не видит неба.
Это не мотылёк проник туда.
Это небо вошло в мотылька, преодолев иллюзорное стекло ума.

Кока
Tags: В. Пелевин
Subscribe

  • Сознание VS Материя

    Извечный спор о том, что же первично — сознание или материя, наконец разрешился, увы, не в пользу материалистов. Каскад новейших научных открытий…

  • Фокус - группа

    Помните этот рассказ В. Пелевина про Светящееся Существо? А персонажей? Какие прозвища им дало СС? Дама с собачкой Барби Дездемона Телепузик…

  • Потреблядство

    Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы купить вещи, которые нам не нужны. — Тайлер Дерден Потреблядство aka ониомания — тяжкий недуг,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments