Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Бейонд

Бейонд – это мост ввысь.
Коротко передать суть его послания весьма трудно; мы можем предложить лишь наше несовершенное и упрощенное понимание вопроса. Лобачевский в своей геометрии показал, что параллельные прямые в бесконечности пересекаются; вот так же и Бейонд продемонстрировал, что хайдеггеровская встреча с бытием есть эпиманифестация сартровского бытия-для-себя; Бейонд сплавляет Сартра и Хайдеггера в сжатой и очень рискованной сентенции: «в борьбе обретешь ты сущность свою» – а сартровскую диаду доводит до тетрады, вводя «бытие-не-в-себе» и «бытие-не-для-себя». Впрочем, знакомого с предметом наши неловкие попытки выделить «главное» насмешат или расстроят, а профану мы вряд ли успеем что-то объяснить.
Казалось бы, что интересного может предложить айфильм-индустрии жизнь философа, бедная на внешние события – разве что эротические фантазии? Увертюры и гаммы? О да, все это в фильме есть.


Маленький Жан-Люк в лондонской гостинице; красный гостиничный диван, как бы врезанный в опрокинутую телефонную будку; первый поцелуй и ласка; первая, еще такая смешная и детская, утрата и измена. Отсюда – образ рока как красной телефонной будки, молотом бьющей героя при всякой подножке судьбы, при каждой разлуке…
Насколько можно судить, этот смелый образ никак не основан на реальном наследии Бейонда и является авторской фантазией – но она приятно оживляет пространство фильма, внося в него сновидческую ноту. Предусмотрен режим непрерывных ударов судьбы с одновременной фронтальной стимуляцией, который, без сомнения, оценят спанкеры всех гендерных идентичностей – но фильм, конечно, апеллирует не только к ним.
Главный труд Бейонда – это «Время и ничто», книга всей его жизни. Она величественна, но неполна; кто-то сравнил ее с недостроенным готическим собором.
Бейонд сначала до мелочей продумал структуру книги, а уже затем принялся возводить ее здание, работая над всеми главами одновременно – поэтому ни одной полностью завершенной части в огромном томе нет. Мы уже сравнили этот труд с мостом между вершинами: если продолжить аналогию, Бейонд начал со строительства опор и хотел завершить их все, а потом уже пустить по ним дорогу…
Судьба распорядилась иначе. Когда работа была в самом разгаре, Бейонд заболел редким недугом – амиотрофическим латеральным склерозом (ALS, или Lou Gehrig’s disease). Болезнь прогрессировала очень быстро, и вскоре Бейонд оказался почти полностью парализован – как бы заперт в одиночной камере собственного тела (эта трагическая метафора неоднократно встречается во «Времени и ничто»).
Мышцы отказывали постепенно – сначала он мог еще писать, затем – печатать на машинке, сперва двумя руками, потом одной… Некоторое время он диктовал, но мышцы горла отказали тоже. Бейонд работал быстро – но уже понимал, что не успеет.
Медицина в те дни была не слишком избалована чудесами; самым передовым устройством для больных ALS была прикрепленная к голове лазерная указка, позволявшая наводить красное пятнышко на буквы висящей на стене таблицы… Но Бейонду вскоре перестала подчиняться не только шея, но даже мышцы глаз. Работал один сфинктор – эта мышца отказывает последней, уже после века. И лишь здесь болезнь остановилась и перестала прогрессировать.
Примерно через полгода после стабилизации специально для Бейонда в одной из швейцарских клиник изготовили уникальное устройство, снова сделавшее возможным его общение с миром и работу над книгой. Это был анальный зонд с контактом, реагирующим на давление – и специально запрограммированный компьютер, которые тогда только начинали входить в медицинский обиход.
Устройство работало так: экран перед Бейондом показывал ему алфавит, разделенный пополам. Если он хотел выбрать букву в верхней части экрана, он сжимал сфинктор один раз. Если в нижней – два раза. Когда экран занимала верхняя (или, соответственно, нижняя) часть алфавита, она точно так же делилась надвое, и эта процедура повторялась, пока требуемая буква не была выбрана.
Технологии предиктивного ввода еще не получили распространения в те дни, и слово приходилось набирать целиком (есть в этом что-то от кропотливого труда древнеегипетского резчика иероглифов). Три быстрых сжатия сфинктора означали пробел.

В. Пелевин,iPhuck 10.

«Скафандр и бабочка» (фр. Le scaphandre et le papillon) — художественный фильм режиссёра Джулиана Шнабеля, вышедший на экраны в 2007 году. Фильм рассказывает о 43-летнем редакторе журнала ELLE Жане-Доминике Боби, перенёсшем сильнейший инсульт, в результате которого он был полностью парализован. Сценарий фильма основан на автобиографической книге Боби.

Сюжет
Жан-Доминик Боби, редактор журнала Elle France, 8 декабря 1995 году в возрасте 43 лет перенёс инсульт. Через двадцать дней Боби вышел из комы и обнаружил, что у него парализовано всё тело, кроме левого глаза. Врачи в клинике придумали специальный алфавит для Боби. Жан-Доминик рассказал всё о своем внутреннем мире, начиная с психологической пытки, из-за того что ты заперт внутри собственного тела, и заканчивая воображаемыми историями о мирах, которые он посещал лишь в своих мечтах.

Жан-Домини́к Боби́ (23 апреля 1952 — 9 марта 1997) — французский журналист, сценарист, писатель и главный редактор журнала ELLE France. После перенесённого инсульта написал бестселлер «Скафандр и бабочка».

Паралич и бестселлер
8 декабря 1995 года в возрасте 43 лет перенёс сильнейший инсульт — рядом с Боби был сын (они направлялись на прогулку на его новом спортивном автомобиле). Через двадцать дней Боби вышел из комы и обнаружил, что у него парализовано всё тело кроме левого глаза. Врачи в клинике придумали специальный алфавит для Боби, в котором буквы располагались по частоте их использования во французском языке. Обычно логопед медленно читал буквы в этом специальном порядке, и если это была нужная буква, то Боби мигал один раз. Одно мигание означало «да», два мигания — «нет». Таким способом Боби мог общаться с врачами и медсестрами, изъявляя свои желания. Книгу писал он таким способом: «Система довольно примитивна: мне перечисляют буквы (вариант „ESA…“) пока я, моргнув глазом, не остановлю собеседника на той букве, которую он должен записать. Если нет ошибок, довольно быстро получается целое слово, затем фраза, более или менее вразумительная». Книга имела грандиозный успех. Боби умер от пневмонии всего через 2 дня после издания книги.

* Жан-Доминик стал жертвой «синдрома запертого внутри». Его тело, которое теперь он не ощущал, болело: «Мои руки, беспомощно лежащие на желтых простынях, очень болят, хотя я не могу сказать, сгорают ли они от огня или мерзнут от холода». С этого дня для Боби стали недосягаемыми не только все составляющие жизни остроумного и успешного главного редактора журнала «Elle» в Париже, но и все окружающие его предметы в больничной палате. Теперь он жил «как рак-отшельник, запертый в своей собственной раковине».

Синдром «запертого внутри» человека или «псевдокома» обозначает состояние пациентов, которые осознают и понимают все происходящее вокруг, однако в связи с повреждением ствола головного мозга, не могут ни говорить, ни двигаться. Люди с синдромом «запертого внутри» чаще всего находятся на аппарате искусственного дыхания, после чего постепенно просыпаются, однако остаются парализованными и немыми в течение длительного времени и очень редко имеют шансы на полное восстановление. Боби и пациенты, похожие на него, находятся в ясном уме и здравой памяти: они способны запоминать и представлять, воспринимать и перерабатывать информацию, однако они лишены возможность двигаться и выражать свои эмоции и мысли.

«Однажды я просыпаюсь … и даже нахожу все происходящее забавным – в возрасте 45 лет за мной ухаживают, как за младенцем – пеленают, кормят, моют. Во мне даже просыпается чувство отчасти виноватого, но все-таки удовольствия от этого процесса — я полностью погружаюсь в детство. Однако уже на следующий день вся процедура кажется мне невыносимо печальной, и во время того, как медсестра умывает мое обездвиженное лицо, по щеке незаметно катится слеза. Иногда случается так, что огромное количество препятствий и трудностей в том, что я делаю, и у меня вызывает неконтролируемый нервный смех».
Жан-Доминик Боби
Tags: iphuck 10, сансара, склейки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments