Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Штирлиц vs Бодрийяр

Владивосток. В пятницу, 19 января, на Светланской, 8 открыли новый арт-объект – металлическое панно с изображением литературного и кинематографического персонажа Отто фон Штирлица. Знаменитый разведчик из произведений Юлиана Семенова, герой множества легенд и анекдотов был придуман, как говорят, именно во Владивостоке.

Макс Отто фон Штирлиц и Максим Максимович Исаев – оперативные псевдонимы знаменитого литературного героя известны, пожалуй, каждому. С сегодняшнего дня металлический советский разведчик будет взирать на Владивосток из арки на Светланской, напротив гостиницы «Версаль».

В гостинице Штирлиц познакомился со своей будущей женой Александрой. В книге «Семнадцать мгновений весны» их встреча описывается в воспоминаниях разведчика: «Видения пронеслись перед его глазами: и его первая встреча с ней во владивостокском ресторане "Версаль", и прогулка по берегу залива, первая их прогулка в душный августовский день, когда с утра собирался дождь и небо сделалось тяжелым, лиловым, с красноватыми закраинами и очень белыми, будто раскаленными, далями, которые казались литым продолжением моря».

«Здесь не самое удобное место для открытия арт-объекта, – говорит один из инициаторов установки панно Павел Шугуров. – Но зато это лучшее место для его установки. Это "пятно" угловое было когда-то дверью. Потом ее заложили, оставив глухой аркой. Здесь всегда появлялись какие-то граффити, рекламу клеили. Так что мы преследовали не только культурную цель, но и искали лучшее архитектурное решение. Автором произведения был Всеволод Древло, молодой владивостокский скульптор, который закончил художественное училище, закончил Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию и хотел вернуться во Владивосток. Он предложил много разных идей для Владивостока, но, к сожалению, трагически погиб в 2011 году. Так что для меня этот объект – это прежде всего показатель того, что творчество выше смерти».

Конструкция несколько месяцев пряталась от жителей и гостей города в арке под тентом. Металлическое панно несколько дней назад открыл ветер, сорвавший прикрытие. «Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу», – шутили горожане.

Образ легендарного советского шпиона вырезан на металле. Позади у стены установлена подсветка, которая в темное время суток создаст игру света и тени, благодаря которой люди смогут увидеть, что у Штирлица, как и у любого шпиона, есть две стороны – темная и светлая.





Жан Бодрийяр. Симулякры и симуляция (1981)

В знаменитом семиотическом труде французский культуролог и философ Жан Бодрийяр с постмодернистских позиций анализирует вторичные знаковые системы, то есть моделирующие реальность сложные культурные коды — такие как реклама, СМИ, искусство, экономика, политика и даже война. Бодрийяр объясняет, что в современную эпоху воображаемые модели не просто имитируют и искажают фундаментальную действительность, они замещают и симулируют ее, отсылая к референту (образу реального мира, с которым соотносится знак), за которым более ничего нет, — симулякру. Переизбыток информации в любой системе теперь создает инсценировку смысла там, где его не существует; более того, становится невозможным отличить действительность от иллюзии, ибо симуляция реальности (гиперреальность) стремится препятствовать раскрытию своей ложности путем присвоения всех атрибутов настоящей реальности.

Арт-объект больше не является искусством, мы только делаем вид, что это искусство, наделяя его необходимыми признаками (местом в музее, восхищением, толпой зрителей); массовая коммуникация взывает к высказыванию нашего мнения, но при этом заранее содержит любой ответ; реклама более не предлагает товар, а представляет собой самодостаточный процесс; гипермаркет не служит местом реального рыночного обмена, а симулирует замкнутый цикл потребления. Реальность утрачена, культура мертва, и даже историю мы заменяем отфильтрованными воспоминаниями, в которых каждый элемент выхолощен и находится на заданном месте.
Tags: iphuck 10, арт
Subscribe

  • Мамонову - 70!

    14 апреля 2021 года свое 70-летие отмечал актер и музыкант Петр Мамонов. Я, я, я... Да откуда я знаю, кто я? Если я гнию, то и Церковь, тело…

  • Волки и вороны

    Борис Гребенщиков представил архивную версию песни «Волки и вороны». В архивной версии композиция длиннее на 30 секунд и содержит на 2 куплета…

  • Сыну космосвину

    Не знаю, понял ты или нет, но тот путь, который выбрал Нв - ведет в тупик. Там нет ни любви ни дружбы. Он ничего не может дать ни тебе , ни Лене.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments