Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

К. Юнг. Алхимия. Смотритель.

«Я достиг славы, власти, богатства, знания и всякого человеческого счастья. Тогда мое желание к увеличению этих ловушек исчезло, желание отступило, и на меня напал ужас».
«Годы, когда я наблюдал за внутренними образами, были самым важным временем в моей жизни. Все остальное берет начало в этом периоде. Он начался, и последовавшие детали уже не имели значения. Вся моя жизнь состояла в разрабатывании того, что прорывалось из бессознательного и захлестывало меня, как таинственный поток, и угрожало погубить меня. Этих содержаний хватило бы на несколько жизней. Все последующее было не более чем внешней классификацией, научной разработкой и интеграцией в жизнь. Но абсолютное начало, в котором содержалось все, было тогда».
«Я познал, что кроме духа этого времени действует и другой дух, тот, что управляет глубинами всего современного. Духу этого времени нравится слышать о пользе и ценности. Я тоже так думал, и моя человечность все еще так думает. Но иной дух заставляет меня говорить, несмотря ни на что, превыше подтверждения, пользы и смысла. Исполненный человеческой гордости и ослепленный предубежденным духом этих времен, я долго пытался удержать этот иной дух подальше от себя. Но я не предполагал, что дух глубин с незапамятных времен и навсегда обладает большей властью, нежели дух этого времени, который меняется с поколениями. Дух глубин покорил всякую гордость и заносчивость силе справедливости. Он унес мою веру в науку, он лишил меня радости объяснять и упорядочивать вещи и дал умереть во мне преданности идеалам этого времени. Он принудил меня к последним и простейшим вещам. Дух глубин взял мое понимание и все мое знание и поставил их на службу невыразимого и парадоксального. Он лишил меня речи и письма обо всем, что не служит ему».
К. Юнг.

Юнг погружается в бессознательное, в свои сны и фантазии, он отбрасывает дух времени, дух прогресса, то, что нас ограничивает и не дает увидеть иной мир. Но отбросить дух времени, то чем живет обычный человек невозможно, это означает безумие. И тогда надо объединить эти два духа: дух времени и глубинный дух в одно.
Юнг должен был доказать, что его собственный опыт является совершенно реальным, что каждый из людей мог пережить такой опыт, и бессознательное — вполне доказуемая психическая реальность, несмотря на то, что эта реальность имеет свой собственный стиль и свой собственный язык, универсальный язык образов и символов.

"В ходе этих опытов по перемещению за грань реальности Юнг пользовался техникой «активного воображения» (или «активной имагинации»), которую попробовал уже в 1910 году. Самое, пожалуй, раннее описание этой техники он дал в эссе «Трансцендентная функция».
Конечно, этот переход Юнг делает в более-менее сознательном состоянии (на то и активная имагинация), но на той стороне он уже не является тем, чем был здесь. Сознание растворяется, переходит во что-то другое. С окончательной ясностью он это поймет, прочитав 1928 году китайский алхимический трактат «Тайна золотого цветка».



"В 1928, когда я рисовал этот рисунок, изображающий золотой укрепленный дворец,
Рихард Вильгельм из Франкфурта прислал мне тысячелетней древности китайский текст о желтом дворце, зародыше бессмертного тела"».
Это даосский алхимический трактат "Тайна Золотого цветка"».
Эта книга возникла в эзотерических кругах Китая. Долгое время тексты ее передавались устно, потом в записи». Впервые она была напечатана в XVIII веке. Ее основоположником называют Инь Си, того самого начальника пограничной заставы, который остановил великого Лао-Цзы, когда тот на своем быке направлялся в Западные страны. Остановил и заставил написать «Дао Дэ Цзин» .
Текст «Золотого цветка» состоит из изречений патриарха Люй Дун-бинь о даосской науке бессмертия.
Китайская алхимия — это путь достижения бессмертия. Различают внешнюю алхимию (вай дань), предполагающую изготовление медикаментов, которые человек принимает для достижения долголетия или бессмертия, и внутреннюю алхимию (нэй дань), представляющую собой систему психофизических практик, при помощи которых тело бессмертия возникает внутри самого человека.

«Тайна Золотого цветка» — как раз трактат по внутренней алхимии. Основная теоретическая предпосылка ее проста: человек еще до зачатия существует в виде некоей целостности, монады, а когда он является в физический мир, монада разделяется. Еще до рождения, непосредственно в момент зачатия, она превращается в биполярное явление “человеческой природы” и “жизни” (син и мин)». А чтобы вернуть утраченное единство, надо родиться заново. И для начала — зачать в виртуальной утробе (а она есть у каждого) зародыш бессмертия, из которого затем и вырастет бессмертное тело.
Юнг углядел во внутренней алхимии, что: син — это сознательная природа, без которой нет человека, а мин — природа инстинктивная, которая сама по себе бессознательна.
«Если мы будем рассматривать дао как метод, или осознанный путь, на котором должно быть объединено разорванное, то сможем, видимо, приблизиться к пониманию психологического содержания этого термина». И вывод: «Целью этого воссоединения является достижение осознанной жизни, или, выражаясь на китайский лад, изготовление дао». «Изготовление и рождение этой верховной личности и есть то, на что ориентирует наш текст, когда ведет речь о "священном плоде", об "алмазном теле" и тому подобном, относящемся к нетленной плоти».

«Европейцам свойственно отрывать друг от друга физическое и духовное в целях познания. Но внутри души эти противоположности неразделимы. Психология обязана признать это. "Психическое" — это физическое и духовное. Все представления нашего текста движутся в пределах этого двойного мира, предстающего перед нами смутным и хаотичным, потому что у нас пока еще не в ходу понятие психической реальности, а ведь оно-то и выражает подлинную сферу жизни. Без души дух мертв, как и вещество, ибо то и другое суть искусственные абстракции, в то время как для созерцания в его исконном виде дух есть окрыленное тело, а вещество не лишено воодушевления». К. Ю.
В 1935 году в ходе обсуждения второй «Тевистокской лекции» Юнг попытался объяснить английским ученым, что психический факт и факт физиологический являются двумя разными аспектами лишь с точки зрения нашего разума, но в реальности все не так. Эта двойственность возникает вследствие абсолютной неспособности разума помыслить их вместе.
Комментируя «Тайну Золотого цветка», Юнг пишет: «Объединение противоположностей на более высоком уровне… — дело совершенно не рациональное; столь же мало оно является предметом волеизъявления. Это — процесс психического развития, выражающий себя в символах. Исторически он всегда изображался символами, да и сегодня в индивидуальном развитии личности он получает наглядное выражение посредством символических фигур».
В «Психологических типах» (1920) четко определено: знак указывает на что-то заранее известное, а символ выражает нечто неизвестное, он — естественное отображение этого нечто. Стихия символического — это стихия проявления незнаемого, того, что возникает на границе сознания и бессознательного." (О. Давыдов)

После шести лет боя с потемками своего бессознательного Юнг увидел проблески света. Аврора показалась, когда Юнг стал рисовать мандалы (с санск. - круг). На своем собственном опыте Юнг сделал открытие, что каждая нарисованная им мандала в точности выражала его внутреннее состояние.
В алхимии Юнг открыл для себя, что, женское начало здесь так же важно, как и мужское.
Для Юнга алхимия означала преобразование психической энергии, ее трансформация, которая происходит во время соединения двух противоположностей -холода и жары, женского и мужского, света и тьмы, порядка и хаоса, сознательного и бессознательного - в новое существо, выход на новый уровень развития человека в духовном плане.
На самом деле это новое существо всегда было в нас, но в спящем, латентном состоянии.
Известно, что в алхимии широко изучаются и используются различные символы.
Это чрезвычайно интересовало К. Юнга.
Но если в алхимии много внимания уделялось химическим процессам по преобразованию материи, то Юнг эти же принципы перенес в область психики.
ПО мнению Юнга, алхимик, «Стремясь исследовать ее [материю], он проецировал бессознательное во мрак материи, чтобы высветить ее».
В алхимических символах Юнг видел знаки духовного пробуждения из тьмы к свету.

"Первостепенная пара противоположностей — это сознание и бессознательное, символами которого являются Sol и Luna, солнце и луна; солнце представляет дневной аспект, а луна - ночной аспект сознания, мужской и женский принципы. Соответствующими алхимическими субстанциями будут сера и соль. Поскольку сера ассоциируется с солнцем, она представляет мужское начало и выражает сознание. В алхимических текстах она определяется как «универсальное мужское семя», «дух порождающей мощи», «источник просветления и всякого знания». Она имеет двойную природу: в своей сырой, начальной форме она обжигает и вызывает коррозию, и имеет отталкивающий запах; но подвергшись трансмутации, «очищенная от всяких примесей, это вещество нашего камня».
Соль, по причине своей ассоциации с луной, представляет женское начало и выражает различные аспекты бессознательного. Равно как свое взаимодополнение — сера, соль имеет двойную природу: в своей грубой форме, выйдя из моря, она горькая и резкая, как слезы и горе, тогда как после трансмутации, преобразования она становится матерью мудрости. Соль также привязана к земле, и в этом своем качестве она представляет великую мать и архетип женского божества.

Исходя из первоначальной субстанции, которая содержит в себе противоположности, задача алхимика заключается в их гармонизации с тем, чтобы достичь единения, высшей точкой которого будет «химическая свадьба», конечное исполнение его труда. Юнг постулирует, что на психологическом уровне союз противоположностей не может быть осуществлен одним только сознательным эго — разумным доводом, анализом,— который отделяет и разделяет, так же как и лишь одним бессознательным, которое соединяет. Здесь нужно, согласно его мысли, вмешательство третьего элемента — трансцендентной функции.
Равным образом, для того чтобы произошло сопряжение, алхимик должен задействовать третий фактор — посредника меркурия, то есть ртуть. Итак, мы здесь имеем серу - мужское начало, ее взаимодополнение, соль — женское начало, и ртуть, вещество одновременно жидкое и твердое. Меркурий является андрогином по своей природе и происходит от обеих сущностей, мужской и женской; он объединяет в себе духовное и физическое, верх и низ." (Р. Моаканин).

Согласно Парацельсу, три первичных вещества (основных символа) (лат. Tria Prima) — это:

1. Соль или Солнце (Sol) Line within circle.svg, основная субстанция/базовая материя;
2. Ртуть (Меркурий) Mercury symbol.svg, флюид, связующий Верх и Низ (жидкость, связующая Небо и Землю);
3. Сера (Сульфур) Sulphur.svg, вездесущий дух жизни.

Теперь надо закругляться) и что-то сказать о романе Пелевина "Смотритель".
На протяжении романа, главный герой Алекс совершает духовный путь, практикуя алмазную колесницу - Ваджраяну, трансформируя свое сознание, практикуя высшие тантры. Он проявление мужского начала, это Солнце и Небо.
Но как в алхимии, так и в тантре для достижения цели необходима женщина. Это Юка - противоположное женское начало, Луна и Земля.
Соединившись вместе, добавив третий "алхимический" элемент - флюид, Юка и Алекс совершают успешно восхождение по лестнице Просветления.
Tags: К.Юнг, Пелевин. Смотритель, алхимия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments