Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

К. Юнг. Алхимия. Смотритель.

«Я достиг славы, власти, богатства, знания и всякого человеческого счастья. Тогда мое желание к увеличению этих ловушек исчезло, желание отступило, и на меня напал ужас».
«Годы, когда я наблюдал за внутренними образами, были самым важным временем в моей жизни. Все остальное берет начало в этом периоде. Он начался, и последовавшие детали уже не имели значения. Вся моя жизнь состояла в разрабатывании того, что прорывалось из бессознательного и захлестывало меня, как таинственный поток, и угрожало погубить меня. Этих содержаний хватило бы на несколько жизней. Все последующее было не более чем внешней классификацией, научной разработкой и интеграцией в жизнь. Но абсолютное начало, в котором содержалось все, было тогда».
«Я познал, что кроме духа этого времени действует и другой дух, тот, что управляет глубинами всего современного. Духу этого времени нравится слышать о пользе и ценности. Я тоже так думал, и моя человечность все еще так думает. Но иной дух заставляет меня говорить, несмотря ни на что, превыше подтверждения, пользы и смысла. Исполненный человеческой гордости и ослепленный предубежденным духом этих времен, я долго пытался удержать этот иной дух подальше от себя. Но я не предполагал, что дух глубин с незапамятных времен и навсегда обладает большей властью, нежели дух этого времени, который меняется с поколениями. Дух глубин покорил всякую гордость и заносчивость силе справедливости. Он унес мою веру в науку, он лишил меня радости объяснять и упорядочивать вещи и дал умереть во мне преданности идеалам этого времени. Он принудил меня к последним и простейшим вещам. Дух глубин взял мое понимание и все мое знание и поставил их на службу невыразимого и парадоксального. Он лишил меня речи и письма обо всем, что не служит ему».
К. Юнг.

Юнг погружается в бессознательное, в свои сны и фантазии, он отбрасывает дух времени, дух прогресса, то, что нас ограничивает и не дает увидеть иной мир. Но отбросить дух времени, то чем живет обычный человек невозможно, это означает безумие. И тогда надо объединить эти два духа: дух времени и глубинный дух в одно.
Юнг должен был доказать, что его собственный опыт является совершенно реальным, что каждый из людей мог пережить такой опыт, и бессознательное — вполне доказуемая психическая реальность, несмотря на то, что эта реальность имеет свой собственный стиль и свой собственный язык, универсальный язык образов и символов.

"В ходе этих опытов по перемещению за грань реальности Юнг пользовался техникой «активного воображения» (или «активной имагинации»), которую попробовал уже в 1910 году. Самое, пожалуй, раннее описание этой техники он дал в эссе «Трансцендентная функция».
Конечно, этот переход Юнг делает в более-менее сознательном состоянии (на то и активная имагинация), но на той стороне он уже не является тем, чем был здесь. Сознание растворяется, переходит во что-то другое. С окончательной ясностью он это поймет, прочитав 1928 году китайский алхимический трактат «Тайна золотого цветка».



"В 1928, когда я рисовал этот рисунок, изображающий золотой укрепленный дворец,
Рихард Вильгельм из Франкфурта прислал мне тысячелетней древности китайский текст о желтом дворце, зародыше бессмертного тела"».
Это даосский алхимический трактат "Тайна Золотого цветка"».
Эта книга возникла в эзотерических кругах Китая. Долгое время тексты ее передавались устно, потом в записи». Впервые она была напечатана в XVIII веке. Ее основоположником называют Инь Си, того самого начальника пограничной заставы, который остановил великого Лао-Цзы, когда тот на своем быке направлялся в Западные страны. Остановил и заставил написать «Дао Дэ Цзин» .
Текст «Золотого цветка» состоит из изречений патриарха Люй Дун-бинь о даосской науке бессмертия.
Китайская алхимия — это путь достижения бессмертия. Различают внешнюю алхимию (вай дань), предполагающую изготовление медикаментов, которые человек принимает для достижения долголетия или бессмертия, и внутреннюю алхимию (нэй дань), представляющую собой систему психофизических практик, при помощи которых тело бессмертия возникает внутри самого человека.

«Тайна Золотого цветка» — как раз трактат по внутренней алхимии. Основная теоретическая предпосылка ее проста: человек еще до зачатия существует в виде некоей целостности, монады, а когда он является в физический мир, монада разделяется. Еще до рождения, непосредственно в момент зачатия, она превращается в биполярное явление “человеческой природы” и “жизни” (син и мин)». А чтобы вернуть утраченное единство, надо родиться заново. И для начала — зачать в виртуальной утробе (а она есть у каждого) зародыш бессмертия, из которого затем и вырастет бессмертное тело.
Юнг углядел во внутренней алхимии, что: син — это сознательная природа, без которой нет человека, а мин — природа инстинктивная, которая сама по себе бессознательна.
«Если мы будем рассматривать дао как метод, или осознанный путь, на котором должно быть объединено разорванное, то сможем, видимо, приблизиться к пониманию психологического содержания этого термина». И вывод: «Целью этого воссоединения является достижение осознанной жизни, или, выражаясь на китайский лад, изготовление дао». «Изготовление и рождение этой верховной личности и есть то, на что ориентирует наш текст, когда ведет речь о "священном плоде", об "алмазном теле" и тому подобном, относящемся к нетленной плоти».

«Европейцам свойственно отрывать друг от друга физическое и духовное в целях познания. Но внутри души эти противоположности неразделимы. Психология обязана признать это. "Психическое" — это физическое и духовное. Все представления нашего текста движутся в пределах этого двойного мира, предстающего перед нами смутным и хаотичным, потому что у нас пока еще не в ходу понятие психической реальности, а ведь оно-то и выражает подлинную сферу жизни. Без души дух мертв, как и вещество, ибо то и другое суть искусственные абстракции, в то время как для созерцания в его исконном виде дух есть окрыленное тело, а вещество не лишено воодушевления». К. Ю.
В 1935 году в ходе обсуждения второй «Тевистокской лекции» Юнг попытался объяснить английским ученым, что психический факт и факт физиологический являются двумя разными аспектами лишь с точки зрения нашего разума, но в реальности все не так. Эта двойственность возникает вследствие абсолютной неспособности разума помыслить их вместе.
Комментируя «Тайну Золотого цветка», Юнг пишет: «Объединение противоположностей на более высоком уровне… — дело совершенно не рациональное; столь же мало оно является предметом волеизъявления. Это — процесс психического развития, выражающий себя в символах. Исторически он всегда изображался символами, да и сегодня в индивидуальном развитии личности он получает наглядное выражение посредством символических фигур».
В «Психологических типах» (1920) четко определено: знак указывает на что-то заранее известное, а символ выражает нечто неизвестное, он — естественное отображение этого нечто. Стихия символического — это стихия проявления незнаемого, того, что возникает на границе сознания и бессознательного." (О. Давыдов)

После шести лет боя с потемками своего бессознательного Юнг увидел проблески света. Аврора показалась, когда Юнг стал рисовать мандалы (с санск. - круг). На своем собственном опыте Юнг сделал открытие, что каждая нарисованная им мандала в точности выражала его внутреннее состояние.
В алхимии Юнг открыл для себя, что, женское начало здесь так же важно, как и мужское.
Для Юнга алхимия означала преобразование психической энергии, ее трансформация, которая происходит во время соединения двух противоположностей -холода и жары, женского и мужского, света и тьмы, порядка и хаоса, сознательного и бессознательного - в новое существо, выход на новый уровень развития человека в духовном плане.
На самом деле это новое существо всегда было в нас, но в спящем, латентном состоянии.
Известно, что в алхимии широко изучаются и используются различные символы.
Это чрезвычайно интересовало К. Юнга.
Но если в алхимии много внимания уделялось химическим процессам по преобразованию материи, то Юнг эти же принципы перенес в область психики.
ПО мнению Юнга, алхимик, «Стремясь исследовать ее [материю], он проецировал бессознательное во мрак материи, чтобы высветить ее».
В алхимических символах Юнг видел знаки духовного пробуждения из тьмы к свету.

"Первостепенная пара противоположностей — это сознание и бессознательное, символами которого являются Sol и Luna, солнце и луна; солнце представляет дневной аспект, а луна - ночной аспект сознания, мужской и женский принципы. Соответствующими алхимическими субстанциями будут сера и соль. Поскольку сера ассоциируется с солнцем, она представляет мужское начало и выражает сознание. В алхимических текстах она определяется как «универсальное мужское семя», «дух порождающей мощи», «источник просветления и всякого знания». Она имеет двойную природу: в своей сырой, начальной форме она обжигает и вызывает коррозию, и имеет отталкивающий запах; но подвергшись трансмутации, «очищенная от всяких примесей, это вещество нашего камня».
Соль, по причине своей ассоциации с луной, представляет женское начало и выражает различные аспекты бессознательного. Равно как свое взаимодополнение — сера, соль имеет двойную природу: в своей грубой форме, выйдя из моря, она горькая и резкая, как слезы и горе, тогда как после трансмутации, преобразования она становится матерью мудрости. Соль также привязана к земле, и в этом своем качестве она представляет великую мать и архетип женского божества.

Исходя из первоначальной субстанции, которая содержит в себе противоположности, задача алхимика заключается в их гармонизации с тем, чтобы достичь единения, высшей точкой которого будет «химическая свадьба», конечное исполнение его труда. Юнг постулирует, что на психологическом уровне союз противоположностей не может быть осуществлен одним только сознательным эго — разумным доводом, анализом,— который отделяет и разделяет, так же как и лишь одним бессознательным, которое соединяет. Здесь нужно, согласно его мысли, вмешательство третьего элемента — трансцендентной функции.
Равным образом, для того чтобы произошло сопряжение, алхимик должен задействовать третий фактор — посредника меркурия, то есть ртуть. Итак, мы здесь имеем серу - мужское начало, ее взаимодополнение, соль — женское начало, и ртуть, вещество одновременно жидкое и твердое. Меркурий является андрогином по своей природе и происходит от обеих сущностей, мужской и женской; он объединяет в себе духовное и физическое, верх и низ." (Р. Моаканин).

Согласно Парацельсу, три первичных вещества (основных символа) (лат. Tria Prima) — это:

1. Соль или Солнце (Sol) Line within circle.svg, основная субстанция/базовая материя;
2. Ртуть (Меркурий) Mercury symbol.svg, флюид, связующий Верх и Низ (жидкость, связующая Небо и Землю);
3. Сера (Сульфур) Sulphur.svg, вездесущий дух жизни.

Теперь надо закругляться) и что-то сказать о романе Пелевина "Смотритель".
На протяжении романа, главный герой Алекс совершает духовный путь, практикуя алмазную колесницу - Ваджраяну, трансформируя свое сознание, практикуя высшие тантры. Он проявление мужского начала, это Солнце и Небо.
Но как в алхимии, так и в тантре для достижения цели необходима женщина. Это Юка - противоположное женское начало, Луна и Земля.
Соединившись вместе, добавив третий "алхимический" элемент - флюид, Юка и Алекс совершают успешно восхождение по лестнице Просветления.
Tags: К.Юнг, Пелевин. Смотритель, алхимия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Анна

    В этот день (17 апреля) Лев Толстой закончил роман «Анна Каренина». Как вы относитесь к Анне Карениной? Это и правда тьма? так представили себе…

  • О дружбе

    В старину дружбу считали самой полной и счастливой из человеческих связей. Нынешний мир ее лишен. Конечно, все согласятся, что кроме семьи мужчине…

  • Скопинский герой

    Владислав Сурков, выросший в городе Скопине, по просьбе "Русского пионера" откликнулся на происходящие там нетривиальные события и неожиданно дал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments