Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Ум и Пустота

У каждого существа есть тело, речь и ум. И хотя все эти «трое ворот» очень важны, все же тело и речь для ума — как слуги. Они не что иное, как проявления ума. Если ум захочет идти, тело будет двигаться; если ум решит остаться на месте, тело будет неподвижно. Если ум пожелает общаться доброжелательно, речь выразит это приятными звуками, если ум настроен недружелюбно, речь отразит и это. Следовательно, важно знать природу ума.

Если ум пожелает быть добрым, речь выразит это приятными звуками, если ум настроен недружелюбно, речь отразит и это.
Для того чтобы пояснить, что имеется в виду под природой ума, я приведу пример из вашего собственного опыта медитации. Для начала полностью оставьте любую озабоченность тем, что уже произошло и чему еще предстоит произойти. Всего на несколько мгновений успокойте ум безо всяких отвлечений, позвольте ясности стать самым очевидным его качеством. Теперь в этом ясном состоянии представьте себе города, которые не очень далеко отсюда и не очень близко (например, Нью-Йорк или Лос-Анджелес) и попытайтесь действительно увидеть их в уме. Если бы ум был материальным, реально существующим, лишенным качества взаимозависимости, то прежде, чем увидеть отдаленный город, уму пришлось бы пересечь много рек, равнин, гор и так далее. Однако, поскольку ум является пустотой — нематериальной и взаимозависимой, — в нем безо всякого усилия можно вызвать образ далекого города.

Теперь попробуйте вызвать в уме образы Нью-Йорка и Лос-Анджелеса одновременно. Если бы ум был вещественным и существовал сам по себе, то, чтобы увидеть сразу оба эти города, ему пришлось бы преодолевать расстояние от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса – а это несколько часов на самолете или много месяцев пешком. К счастью, нематериальная природа ума, являющегося пустотой, позволяет нам видеть Нью-Йорк и Лос-Анджелес одновременно.

Продолжим эту иллюстрацию. Представьте, что небо (или пространство) бесконечно. Теперь позвольте уму стать обширным, как пространство, полностью охватить все пространство, целиком заполнить его. Пусть ум будет таким же всеобъемлющим. Способность объединять ум с пространством есть у нас благодаря тому, что сущность ума — пустота. Пустота означает отсутствие таких характеристик, как размер, очертания, цвет или местонахождение. Небо абсолютно безбрежно, у него нет предела. Пространство, как небо, не имеет ни границ, ни краев. Ум сам может переживать себя как неотделимый и неотличимый от пространства. Это осознавание можно обнаружить во время медитации.

Но кто его обнаруживает? Что такое осознавание? Какой у него размер? Цвет? Что вы можете о нем сказать? Уделите время размышлению об этом. Подумайте, что если бы только бесформенность (пустота) была умом, то можно было бы заключить, что все пространство (пустота) этой комнаты, или пустота чего бы то ни было еще — это ум. Но это совсем не так, потому что пустота, которая является умом, обладает еще и ясностью. Аспект ясности демонстрирует наша способность вызывать в уме образ Нью-Йорка, Лос-Анджелеса или чего угодно другого. Отсутствие ясности, или свечения, подобно отсутствию солнца, луны, звезд или иного источника света.

Несмотря на то что единство этих трех качеств ума обозначается по-разному — ум, сознание, осознавание, интеллект — ум в любом случае является союзом пустоты, ясности и осознавания.
Но если бы умом было только свечение (ясность), то солнечный свет в небе и само небо были бы умом. Однако наш опыт не подтверждает это: ведь ум обнаруживает не только пустоту и свечение, но также и осознавание. Оно иллюстрируется способностью распознавать: в тот момент, когда в уме возникает образ Нью-Йорка, мы знаем: «Это город Нью-Йорк». Это четкое понимание и есть осознавание. Более того, то же самое осознавание может определить, что ум пуст и обладает ясностью. Этот сплав пустоты, ясности и осознавания и называется умом.

Несмотря на то что единство этих трех качеств ума обозначается по-разному — ум, сознание, осознавание, интеллект — ум в любом случае является союзом пустоты, ясности и осознавания. Это тот ум, который ощущает удовольствие или испытывает боль. Это тот ум, который порождает мысль и замечает мысль. Это тот ум, который переживает все проявленное существование. Помимо него ничего нет.

Калу Ринпоче
Subscribe

  • Символы в творчестве В. Пелевина (продолжение)

    Символ - Желтая стрела - одноименная повесть В. Пелевина Почему желтая и почему стрела? Ответы есть в повести, но их надо осмыслить. Желтая - по…

  • Символы в творчестве В. Пелевина

    Предлагаю вам самим привести примеры символов, которые вы встретили у ПВО и как их для себя расшифровали. Я для начала приведу пример с романом "Ч и…

  • Братья Карамазовы. Кн.11

    — Что он к тебе так часто повадился? Подружился ты с ним, что ли? — спросил Алеша, кивая тоже на дверь, в которую убрался Ракитин. — С Михаилом-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment