Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Диалог — это признак не слабости, а мудрости

Диалог является признаком не слабости, а мудрости, заключил тибетский духовный лидер Его Святейшество Далай-лама на двухдневной международной конференции «Ум в индийской философской мысли и современной науке», прошедшей в Сарнатхе в Центральном Институте Высших Тибетских Учений 30-31 декабря 2017 г..

«Использование силы устарело. Любые разногласия между людскими братьями и сестрами должны разрешаться посредствам общения или диалога. Для того, чтобы сделать 21-й век мирным, нам нужно приложить усилия и превратить его в век диалога», - сказал тибетский духовный лидер.

Его Святейшество добавил, что обращение к диалогу, это не признак слабости, а знак мудрости, которая служит более реалистичным подходом к разрешению споров. Он также подчеркнул, что непрестанное производство оружия в сегодняшнем мире и применение таких средств как ядерные ракеты приведет к взаимному уничтожению.

«Мы, люди, полностью посвящающие себя служению миру и благоденствию человечества, связаны особыми обязанностями», - сказал лауреат Нобелевской премии мира, отмечая, что подобная ментальность вызвана не правильным использованием человеческого рассудка, при котором он становится пристанищем гнева и эгоцентричных позиций.

«Поэтому это наша обязанность обсудить, как вдохновить молодое поколение на развитие более сострадательного настроя ума и как объединить сострадание и разум. Эти два качества должны сочетаться вместе», - сказал Его Святейшество Далай-лама.

Пребывающий в изгнании тибетский духовный лидер часто упоминал неадекватность современного образования в вопросе развития внутренних ценностей и в день открытия конференции он сказал, что изучение человеческого ума и эмоций может быть заимствовано из религиозного контекста, но преподнесено в качестве академической дисциплины.

«Чем больше знаний об эмоциях, тем лучше будет наша позиция в борьбе с ними. Древние индийские знания о психологии и эмоциях относятся не только к древности, но сохраняют свою актуальность и в современном мире», - сказал Далай-лама.

"В современном образовании превалируют материальные цели, в нем практически ничего не говорится о внутренних ценностях. В то же самое время я питаю огромное уважение ко всем религиям, которые дарят своим последователям громадное вдохновение. Но индийские традиции, с их практиками шаматхи и випашьяны, содержат особенно богатые знания об устройстве ума и эмоций. Випашьяна направлена на анализ реальности, а шаматха обучает фокусировать ментальную энергию. Объяснения об устройстве ума и эмоций мы находим в религиозной литературе, однако сегодня их можно изучать как академические дисциплины."

Первая докладчица, профессор философии Шубаду Джоши из Мумбайского университета, где она преподает уже более сорока лет. Профессор рассказала о понимании ума в философии самкья, одной из древнейших индийских традиций. Самкья – реалистическая школа, признающая лишь существование материи. Ее последователи стремятся положить конец страданиям. В школе различают два элемента: практири, или материя, и пуруша, или дух. Чтобы полностью и окончательно искоренить страдания человека, которые возникают из телесных, естественных и сверхъестественных причин, необходимо знание проявленного, непроявленного и субъекта познания. Другими словами, самкья предоставляет философское обоснование для практики йоги.

Профессор Рупа Бандьепадхья, знаток адвайта-веданты и двайта-веданты, преподает философию более 30 лет. Сегодня она профессор философии в университете Джадавпура. Свою презентацию о концепции сознания с точки зрения адвайта-веданты она начала с восхваления чистого сознания. По ее словам, некоторые школы, такие как системы ньяя и вайшешика, называют ум внутренним органом восприятия. Они принимают существование множества умов. В адвайта-веданте однако подобные идеи об уме отрицаются. Однако принимается, что ум – это неживое бессознательное, преходящее, составное явление, происходящее из огня.

Саччидананда Мишру, профессор философии в Бенаресском индуистском университете, большой знатока индийской логики и теории познания. Рассказывая об идее школы ньяя о бесконечном уме, он объяснил, что последователи этой школы не только признают дуалистичность материи и ума, но и добавляют еще один элемент. Они выделяют душу, ум и тело.

Его Святейшество заметил, что практически до самого конца 20-го века ученые занимались лишь исследованиями мозга, пренебрегая умом. Сегодня их подход начал меняться, особенно после открытия нейропластичности. Его Святейшество добавил, что сам беседовал с детьми, которые ясно помнили свои предыдущие рождения, а также упомянул случаи, когда тела духовных практикующих оставались свежими на протяжении дней и недель после зафиксированной клинической смерти. Ученые пока не могут объяснить подобные явления, хотя начинают уже их исследовать.

Свами Атмаприянанда, доктор теоретической физики и вице-канцлер образовательного и исследовательского института Вивекананды при Миссии Рамакришны заметил в своем докладе, что «дхарма» означает нечто, что сплачивает. Говоря о том, в чем состоит прогресс цивилизации, он предположил, что сегодня нам настоятельно необходимо то, что в буддизме называют «верными воззрениями», в веданте «просветленной интуитивной осведомленностью», а в йоге «светом высшей мудрости».

Господин Бхагчандра Джайн, профессор и декан факультета джайнской философии в университете санскритологии Джайпура, сделал доклад по теме «Природа и функции ума в джайнизме». Он сказал, что ум порой называют шестым чувством. Выделяют два вида ума – сознание и материальный ум. Без материального ума сознание не способно функционировать. Ум – это способ получения знаний, но он не способен познавать внешние объекты без помощи других органов чувств. Ум присутствует в любом непрямом познании и способен постигать прошлое и будущее.

Его Святейшество с благодарностью отозвался о широте воззрений индийских философских школ, заметив, что подобное разнообразие наблюдается даже среди различных буддийских традиций. Он напомнил об одном очень важном совете Будды: «О монахи и ученые-философы, как золотых дел мастер проверяет золото, расплавляя, разрезая и перетирая его, так и вы тщательно исследуйте мои слова и лишь после этого принимайте их, а не просто из уважения ко мне».

Tags: сознание, ум, философия
Subscribe

  • Ты меня держишь

    ты и только ты

  • Без страха и надежды

    Есть такие женщины, которые уже не боятся. Которым уже поздно бояться. Бояться не понравиться. Не соответствовать. Не знать. Не успеть. Не уметь печь…

  • В день поэзии

    Мне судьба — до последней черты, до креста Спорить до хрипоты (а за ней — немота), Убеждать и доказывать с пеной у рта, Что не то это вовсе, не тот и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments