daosden (daosden) wrote in orden_bezdna,
daosden
daosden
orden_bezdna

Category:

Пятничная притча

В IX столетии в Китае жил мастер по имени Кёгэн. Получив посвящение в монахи, он прежде всего прошел общий курс буддийской практики, а затем занялся теоретическими исследованиями дзэн. Он был очень способным и прилежным и вскоре заслужил репутацию высокообразованного буддийского ученого. Однако в конце концов Кёгэн осознал, что сами по себе теоретические исследования не приносят ему полного удовлетворения. Он решил изучить дзэн на собственном опыте и стал учеником мастера Исана. Исаи же тем или иным образом пытался подвести Кёгэна к мысли о том, что невозможно с помощью интеллектуальных штудий получить ответы на фундаментальные вопросы. В надежде побудить Кёгэна прыгнуть в бездну великого сомнения Исаи сказал ему:
— Меня не интересуют ни накопленные схоластические познания, ни разные учения, которые ты мог находить в сутрах. Просто скажи мне, каким было твое «Я» до твоего рождения, когда еще не было разницы между востоком и западом. Кёгэн, естественно, растерялся, не зная, как ответить на этот вопрос. Мобилизовав все свои интеллектуальные способности, он представил Исану несколько вариантов ответа, однако тот отверг все, сказав: «Так написано в книге, но это не принадлежит тебе». Кёгэн ощутил себя стоящим перед непреодолимой железной стеной и не знал, что делать. Конечно, наше знание и наш интеллект —хорошие инструменты для налаживания отношений с этим миром и, разумеется, очень важны, но они не ведут к эволюции личности, не затрагивают ее фундаментальных основ. В этом отношении знание и интеллект уступают глубинному опыту. Мы можем знать, что вода утоляет жажду. Однако это знание имеет подлинное значение только тогда, когда человек реально 111 утоляет жажду, выпив воды. Не имея подобного опыта, он является всего лишь доктринером. Кёгэн был доведен до отчаяния и, снова придя к мастеру, стал его умолять:

— Смилуйтесь надо мной и, пожалуйста, научите. Однако как он ни просил, мастер решительно отказывался давать какие-либо разъяснения и только говорил:

— Если даже я скажу тебе ответ, это будет мой ответ. Он не будет иметь никакого отношения к твоему пониманию, которое должно исходить из твоего опыта и быть обретено только тобой.

Тогда Кёгэн заперся в комнате и перечитал все имевшиеся у него книги и записи, но не смог найти решения, которое он мог бы преподнести Исану в качестве своего ответа. Исполненный отчаяния, он разорвал все предыдущие записки и конспекты, сказав при этом: «Нарисованным пирожным нельзя утолить голод». Удрученный, он покинул Исана, проклиная свою горькую судьбу, и стал работать садовником у мастера дзэн Этю, который жил в уединении, в маленькой хижине. Хотя в биографии Кёгэна подробно не говорится о его душевном состоянии после того, как он оставил Исана, наверняка он испытывал совершеннейшее отчаяние и продолжал внутренние поиски Абсолюта, что напоминало осаду неприступной крепости. Его сокровенное дзэнское сознание становилось все более интенсивным и ожидало возможности прорыва.
Однажды, убирая в саду, он вынес корзину с мусором и выбросил его в бамбуковых зарослях за домом. При этом маленький камешек громко ударился о ствол бамбука. В этот момент Кёгэн почувствовал, как он сам и вся вселенная разбились вдребезги, и его внутренний мрак мгновенно рассеялся. Он разразился смехом. Это был момент, когда он наконец достиг великого просветления. Он «узрел истину собственного „Я», каким оно было до его рождения». Кёгэн переоделся, воскурил благовония и поклонился в направлении дома своего учителя Исана. Он возблагодарил мастера словами: «Сострадание моего учителя более велико, чем даже сострадание моих родителей. Если бы он объяснил мне что-то и показал ответ, я бы никогда не смог ощутить эту великую радость!»

История Кёгэна записана в дзэнском тексте. Таким образом, «узреть истину» означает «лично испытать ее в опыте». «Узреть» в корне отличается от «знать». «Узреть» можно только тогда, когда прорвешься сквозь свое различающее дуальное сознание и вынырнешь в новом мире. Такой опыт открывает человеку новую перспективу жизни, и он возрождается как совершенно новая личность.

"Цветок безмолвствует". Очерки дзэн
Tags: дзен, притча
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Сыну космосвину

    Не знаю, понял ты или нет, но тот путь, который выбрал Нв - ведет в тупик. Там нет ни любви ни дружбы. Он ничего не может дать ни тебе , ни Лене.…

  • Дегустация в Бездне

    Святое вино! Кагор с горы \\Афон монастырское и т.д. Греческое не понравилось

  • Карма

    Пояснение к роману "Тайные виды на гору Фудзи" В. Пелевина На счет кармы в нашем современном западном представлении существует много мифов и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments