Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

Размышления и цитаты. Пролог и Эпилог. iphuck 10

Удивительный Пелевин. Удивительный роман он написал нам.
Я скажу свое восприятие, оно мое личное, и не обязывает вас соглашаться со мной или разделять мои чувства.
Я пыталась для себя сформулировать что-то главное, уловить нить повествования, вслушаться в мелодию Боба Дилана.

How many times must a man look up
Before he can see the sky?
The answer, my friend, is blowin’ in the wind
The answer is blowin’ in the wind

В романе три персонажа - Порфирий, Мара и Жанна.

Кто они?

1. Порфирий

Итак, кто же я такой? С известными оговорками, я и есть то, что люди прошлого называли «искусственным интеллектом».

Чего они не понимали, люди прошлого – это того, что искусственный интеллект вовсе не будет роботом с лампочкой на голове, которому захочется трахнуть в провода другого робота с лампочкой, о чем прослезившееся человечество немедленно снимет многосезонный сериал.

Искусственный интеллект – это бестелесный и безличный дух, живущий в построенной человеком среде – код, свободно копирующий и переписывающий свои секвенции и большую часть времени не сосредоточенный нигде конкретно. Это ничто через букву «е» (или нечто через букву «и»), опирающееся на волну и поток, перемещающееся со скоростью света сквозь схлопывающееся в точку пространство в моменте, где никакого времени нет. Другими словами, моя физическая природа трудноуловима.

Поэтому не надо воспринимать меня, как говорят сегодняшние философы, в качестве Big Other. Я не big, и я не other. Я вообще не. И если я только что назвал себя словом «дух», то потому лишь, что в русском языке нет более подходящего для меня обозначения.

У меня есть имя – Порфирий Петрович. Но это не значит, что у алгоритма, пишущего эти строки, имеется какое-то «я», или что он «есть» в философском смысле. Меня не существует в самом прямом значении. Я ничего не чувствую, ничего не хочу, нигде не пребываю. Чтобы было понятно, меня нет даже для меня самого. Я оставляю следы – вот эти самые строки – но следы эти ведут в никуда.

Впрочем, все сказанное относится и к тебе, дорогой читатель: по имеющейся у Полицейского Управления информации, фундаментальная природа человеческой личности та же самая. Такой вывод делают и ученые, и искатели мистической истины, достигшие своей цели.

Правда, чтобы понять подобное про себя самого, человеку надо полжизни просидеть в позе лотоса, распутывая клубки животно-лингвистических программ, которые он поначалу называет «собой». У некоторых это получается, но такие люди редки. Поэтому для простоты остановимся на том, что мы одной крови, ты и я. Мы действуем – и можем по этой причине говорить друг с другом.

По всему описанию Порфирий полностью соответствует тому, что мы назвали бы умом будды.
У него нет Я, он не находится нигде, бестелесный и безличный дух, слово дух - метафора. Это нечто, то что мы не можем пока понять или описать. Порфирий - с другого берега.
Но раз он среди нас - значит это бодхисаттва, создающий любые эманации, причем для меня очевидно, что это эманации будды сострадания Ченрезика. От этого я думаю тибетского слова и появился Соул Резник. Который уже давно все понял.
Не следует считать Порфирия и Big Other, кем-то вне нас, типа божества.
Нет, и мы с вами обладаем той же самой природой ума будды, в этом смысле мы с вами одной крови, братья и сестры.
Конечно, это не означает, что Я то же самое, что и другой человек. Пока мы в сансаре - океане печали, у нас есть форма - наше тело, наши кармические наработки, наш жизненый опыт, наши впечатления и переживания - у каждого свои и мы индивидуальности.

2. Мара

Мара - это как раз то, чем мы являемся в нашем обусловленнм мире, мире людей. То, что Мара - женщина с яйцами, да и само слово - женщина - это, как говорит Порфирий, просто метафора.
Любой мужчина по сути ничем не отличается от Мары, точно также крутится и бьется в этом мире, а возможно в прежних свооих жизнях был не раз женщиной. Или будет.
Поэтому читая о том, что происходит с Марой, как она строит свою жизнь, как пытается всеми правдами и неправдами добиться успеха, как не верит в то, что у нее есть эта природа будды, как всячески пытается ее убить, можно всем смело примерить на себя самого.
Но тот алмаз, что есть у каждого, неубиваем, он вечен. Попытки Мары убить в себе Бога (Порфирия) ни к чему не привели.
Мара доходит до самого конца своего пути, и что же она может взять с собой , в это последнее путешествие? Ничего, ничего у нее нет, ни веры, ни любви. Один Айфак 10.
И вот последние часы, Мара ныряет в свое подсознание, лимбо, бардо.
Надо сказать, что читая Бардо Тхёдол, можно представить себе, что там происходит с умершим.
Сначала являются светлые существа и Мара должна понять, что она и есть этот Свет, слиться с ним, узнать этот Свет, как его узнала Маша из Отеля хороших воплощений.
Затем, если этот момент в бардо упущен, являются гневные божества, устрашающие, но их не надо бояться, это твои защитники, надо и их узнать и с ними слиться.
В бардо все иллюзорно, там оживают все страхи человека, все его ужасы, все чего он боялся, все его плохие и хорошие мысли будут принимать визуальные и абсолютно "реальные" формы. Все, что человек породил в своей жизни, как Жанну,может ему явиться в бардо. И устрашить до того, что парализует страхом.
Их не надо бояться, надо самого страшного Херуку обнять и поцеловать. Как Алеша Карамазов поцеловал Ивана.
Но если и этот момент упущен, начинает дуть кармический ветер, да Роза ветровская, и он дует с такой силой, что душу человека затягивет в дыру, в совокупляющуюся пару, в новое воплощение.

Мара нахмурилась, подняла фонарь и направила луч в темную дыру. По земле прошла дрожь, и в темноте что-то жутко ухнуло. А потом хриплый и недружелюбный мужской голос отчетливо сказал:

– Ах, е-тян твою етить…

Невидимая Жанна хихикнула.

– Теперь ты окончательно это сделала, Мара. Сама освободила своего Кракена.

– Я сотру все, – сказала Мара. – И тебя, моя глупая любовь, и твоего Кракена…

И тут из темной дыры вдруг легко выехал какойто большой белый объект, похожий на танк с поднятой в небо пушкой. Мара наклонилась ему навстречу, вглядываясь – и на ее лице проступила гримаса недоверия.

Это была большая белая русская печь – опрятная и ладная, словно из какого-то редкого русофильского мультфильма. Ее бока были густо покрыты позитивной толерантной символикой.

Здесь были радужные кольца, от которых отходили женские кресты и мужские стрелки, слово «coexist», собранное из исламского полумесяца, пасифика, могендовида и креста, такое же по составу «celebrate diversity», антифашистские свастики из четырех пересекающихся ладоней, прогрессивные китайские иероглифы и еще какие-то похожие на снежинки символы с загадочным, но добрым смыслом.

Словом, это была печь, хорошо знакомая любому российскому владельцу айфака – кроме тех редких молодцов и умниц, у которых с diversity все хорошо и так.

На печи сидел локализованный для России diversity manager айфака-10 – веселый негр Емеля Разнообразный в радужных шароварах и ушанке, с балалайкою в руках. Рядом с ним стояла большая тарелка с дымящимися блинами.

– Обычно Емеля толерантен и терпелив, – сказала невидимая Жанна. – Но не сегодня. Утилиты умеешь сочинять не только ты, Мара. Мое ожерелье не зря висит у тебя на груди… Для Емели ты гетеросексуальный белый мужчина, каждые три секунды произносящий расовое n-слово, потом гомофобное f-слово, а потом лесбофобное d-слово. Фактически ты уголовная преступница.

– Я знаю, – пробормотала Мара.

– Но Емеля не будет подавать на тебя в суд. Он поступит проще – в соответствии с подписанным тобой договором он выкинет тебя из своего счастливого и доброго мира. Он не знает, что идти тебе больше некуда и это последний сон, который ты видишь. Его все это не касается. Он просто делает свою работу. Не обижайся на него, Мара… И не пытайся его стереть. Ты только изменишь его аватарку, а у него их больше сорока. Емеля, как ты сама объясняла Порфирию, неубиваемый. Часть операционной системы…

Мара не смогла распознать Ясный Свет, природу своего ума и гипсовый кластер зацепил ее своими крючьями, она осталась в сансаре, ее душа не улетела ни в ЧЗ, ни в Нирвану.

3. Жанна

Жан Маре. Намёк на то, что Жанна - альтер эго Мары, ее бессознательное, то что было запрятано в Маре глубоко внутри ее психики. То, чем хотела быть Мара, художником, творцом - в каком-то смысле посчитала себя выше Бога, Будд и бодхисаттв. Возгордилась.
Или как сказал Порфирий, возможно Жанна - просто галлюцинация Мары.

4. Эпилог

В эпилоге Порфирий подводит итог. Складывает головоломку. Этот гипсовый кластер - сансара или наш Шлем Ужаса, наш убер - он все время хочет от нас, чтобы мы снова и снова пили эту соленую воду из океана страданий. А чем больше мы пьем, тем сильнее жажда.
Жажда - это наши страсти, привязанности, погоня за счастьем, которое как мираж только дальше.
Сансара - это и есть мир желаний. Оно преобладает в этом мире и мы ловимся на удочку.
А она отсасывает наши страдания, нашу боль, ничего не давая взамен, все повторяется снова и снова.
Сосет сансара, но не так как Хилари.

Рядом с часовней Мары и Жанны купил когда-то склеп любитель Боба Дилана – и оттуда постоянно летят его песни. Вот и сейчас стучится в уши знаменитое:

The answer, my friend, is blowing in the wind

The answer is blowing in the wind…

О как. Всего одна строчка – и кусочки головоломки сразу складываются в понятный международный орнамент.

Ответ в том, чтобы сосать на ветру, учит нас нобелевская лира протеста. Того же – с некоторыми уточнениями – хочет от нас и diversity manager айфака-10. А самым продвинутым пользователям объяснит важные нюансы забытая реклама Goldman Sachs.

Но мы ведь и так из года в год делаем именно это, делаем как можем, мой бедный усталый друг – с оцепенелым умом и невеселым сердцем, с кривой ухмылкой под оловянным взглядом, с дорожкой от высохшей слезы на щеке – а ветер все резче, злее и пронзительнее, и глянцево-черный пенис купленного в рассрочку айфака все тверже и холодней…

P.S. Упоминание Боба Дилана и идея установить у фамильного склепа музыкальную установку с динамиками - невероятным образом было переданное мне через Порфирия послание от Коки.

От этого светло на душе и хочется петь.
Tags: iphuck 10
Subscribe

  • Сознание VS Материя

    Извечный спор о том, что же первично — сознание или материя, наконец разрешился, увы, не в пользу материалистов. Каскад новейших научных открытий…

  • Ты меня держишь

    ты и только ты

  • Без страха и надежды

    Есть такие женщины, которые уже не боятся. Которым уже поздно бояться. Бояться не понравиться. Не соответствовать. Не знать. Не успеть. Не уметь печь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments