"...Что есть твое сознание, человек, как не вместилище боли? И отчего самая страшная твоя боль всегда о том, что твоя боль скоро кончится? Этого не понять мне, тому, кто никогда не знал ни боли, ни радости… Какое же счастье, что меня на самом деле нет!..."
Рассуждая о том, что наше представление о "Я" илюзорно, что оно не есть наше тело, ибо тело не постоянно и составное, "Я" не есть и наше сознание, ибо и оно меняется непрерывно, наше "Я" не есть и наш опыт, впечатления и пр.
Мы -лишь поток скандх - психофизических совокупностей.
Тогда возникает вопрос, а что же в таком случае перерождается? Или уходит в Нирвану?
Если мы смотрим на нирвану как на положительное состояние, тогда мы должны допустить реальность чего-то постоянного. Логика - суровый надсмотрщик. Будда вынужден признать некое постоянное начало. "Есть, о ученики, нечто не рожденное, не созданное, не сделанное, не составленное. Если бы этого не было, о ученики, этого чего-то не рожденного... не было бы возможного исхода для того, что рождено". Ясно также, что сведение я к ряду скандх не носит окончательного характера. Если я есть только непостоянное соединение тела и ума, качеств и функций, то, когда оно исчезнет, не будет ничего, что освобождается. Мы уничтожаем наши желания, сжигаем нашу карму и погибаем навсегда. Свобода становится смертью. Но нирвана есть безвременное существование, и поэтому Будда должен признать существование безвременного я. В основе всей жизни имеется бытие, которое не обусловлено, стоит выше всех эмпирических категорий, имеется нечто, не вызывающее никаких следствий и не являющееся следствием чего-либо другого.
Что же это? Что не умирает и вечно?
Кто что думает? Как понимает?
Что такое грубо говоря Порфирий?