Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Первые впечатления

Поделюсь с Вами своими впечатлениями от романа В. Пелевина "iPhuck 10" .
Роман мне показался очень сложным для понимания, есть что-то в нем от "Шлема Ужаса" и "ЛКТЦБ".
Мой взгляд возможно покажется вам неубедительным или даже слишком революционным, но это только мое первичное прочтение, может быть что-то потом я переосмыслю.

Начну, пожалуй, с гипсового кластера. Можно сказать с конца романа. Этот кластер, или наша клетка или тюрьма - метафоры нашего нахождения в сансаре. И никто нас сюда не заточал, все гипсовые стены этого кластера построены нами самими, нашим умом.
И не зря от имени Порфирия автор восклицает:

Чего хочет от тебя сегодня твой гипсовый кластер? Чего хочешь от него ты? Отличаетесь ли вы друг от друга? Чей ум ты так привычно зовешь своим? Чей голос в твоей гипсовой голове объясняет, как обстоят дела?

Собственно -главный посыл романа - задуматься всем нам, как мы попали в этот кластер, почему отождествляем себя с ним? Кого считаем собой, своим "я"?

Немного для развития темы. Чогьям Трунгпа Ринпоче: «Фактически, понимание эго представляет собой основу буддизма. Следовательно, нам надо рассмотреть процесс развития «я».

Слово эго обычно обозначает наше осознаваемое Я в текущий момент времени. Эго - результирующее я, которое появляется на свет под действием всех внешних влияний, внутренних процессов и нашего опыта.

Само по себе эго ни хорошо и ни плохо, ни правильно и ни неправильно. Однако, одной из основных характеристик повседневного бытия Эго являются разные формы страдания (от сильных, до тонких, от физических, до неврозов, от желаний, до страха потери и т.п), а также отсутствие свободы.

Почему, с точки зрения буддизма, наше эго становится таким ?

По базовой буддийской теории наш ум открыт и свободен. И эта свобода была всегда и всегда будет и она подобна безграничному пространству, где можно делать все что угодно. Это пространство вмещает в себя всё.

Почему же мы вместо того, чтобы переживать открытое, радостное и бесконечное пространство обычно переживаем не очень приятные состояния?

Чтобы понять это давайте разберемся как появляется эго.

Начало появления эго – неведение. Так как мы сами творим свой мир, то начав его строить мы легко и быстро им очаровываемся и забываем, что построенный нашим умом мир – просто часть безграничного пространства. Отсутствие этого знания и есть первая причина возникновения эго. На санскрите неведение называется авидья. Видья – знание, а – отрицание. То есть мы просто перестаем знать, что многообразный мир объектов находится в бесконечном, ничем неограниченном пространстве. Мы забываем, что мы сами построили его.

Дальше плотнее. Отсутствие знания (или присутствие заблуждения) порождает первую часть эго – воспринимаемый мир. Ничего не изменилось, пространство осталось таким же, но некоторая часть его энергий становится отдельными воспринимаемыми объектами, пока еще не кем то, а объектами.

И вот, появляется восприятие этих объектов.

Это абсолютно магический процесс, в пространстве полном свободы, энергии и радости, ничего не меняется, просто некая часть становится отдельной, как бы начинает строить свой домик. А так как нет ничего постоянного и все материалы постоянно разваливаются, то это часть создает замкнутую стабильную область, которая отрезает ее от всего остального.

Строительными материалами этого домика эго становятся чувства. Чувства отгораживают часть пространства и создают иллюзию того, что есть тот, кто ощущает и то, что ощущается. Они трансформируют бесконечность происходящего в ограниченный набор нравится, не нравится, все равно.

И вот он уже есть домик. Теперь в нем надо жить. Чтобы он не разрушился появляется восприятие. Восприятие преобразует всё в знакомые вещи. Вокруг нас волшебный открытый мир. Однако мы видим только ту часть, которую воспринимаем. Все незнакомое отсекается или подстраивается под знакомое и хоп, мы видим тени, а не загадочных существ или драконов времени. Мы смутно чувствуем тяжесть в животе, а не энергетические потоки тела. Ну и так далее.

Теперь нам надо еще укрепить наш домик, а то вдруг через восприятие прорвется что-то незнакомое и покажет нам, что домика не существует. Для этого создается интеллект. Это способность все разложить по полочкам. Так, эта тропка опасная, а эти летающие штуки это облака, а когда пространство бурлит, то это просто горячий воздух поднимается. Интеллект это последняя стадия перед появлением Я == ЭГО.

Единственная цель интеллекта поддерживать существование домика – отрицать опасное для домика (какой ретрит в горах, а денежки на еду кто заработает, а карьера?), подтверждать безопасное (не уходи с этой работы, тут стабильно, подумаешь до 65 надо ходить с 8 до 18, зато не будешь голодным) и игнорировать, не замечать то, что не подпадает под эти категории (кришнаиты идут еду раздают, не интересно, пойду сериал посмотрю).

И вот появляемся мы, наше эго. Оно соединяет все части домика и начинает в нем жить. А так как снаружи домика царит бесконечность, то эго, чтобы выжить становится довольно алогичным, нервным и авторитарным, иначе домик быстро развалится и наступит ничего. Нужно научится не замечать очевидное (хочу похудеть, буду делать много вещей, но не похудею), совершать алогичные поступки (знаю что вредно, но не могу отказаться) и много других странностей.

Эго, это наше текущее сознание, которое видит только внутренние стены и окна домика, ограниченные проекции безграничного пространства. Оно также часть мира, при отрицающая это и пытающаяся своим самосознанием создать свой постоянный мир.

Эго не может выйти наружу, так как домик откуда надо выходить это оно и есть, выходить некому и некуда. Эго уже находится в пространстве, надо только отпустить цепляние за концепцию замкнутости и постоянства.

По аналогии с романом "ЛКЦТБ", где есть Надя, бодхисаттва, или Тара, которая приходит на помощь всем страдающим в сансаре, я искала такого же Героя духа и в "iPhuck 10".
Для меня это Порфирий Петрович. Он не раз говорит нам, что он не человек!! Что он свыше и сверху, что он смотрит и наблюдает за нами, что он может принимать любую видимую нами форму, облик, что его способности и возможности в миллионы раз больше, чем у человека. Он обладает ясновидением, якобы подключаясь к камерам и пр. айфонам.
Но разве бывают такими простые алгоритмы?
И что за роман пишет Порфирий непрерывно по ходу дела записывая все что происходит, все что ему говорят, делают встречающиеся попутчики?
Мне представляется, что это некая книга бытия, которая пишется верхним существом, записывая наши кармические действия. Не пропуская ничего. От него не скроешь те или иные наши неблагие поступки и умыслы. В этом смысл "полицейского расследования".
Да и что такое убер? Такси? Но Порфирий говорит, что с таким же успехом это может быть самолет или подводная лодка. Или поезд "Желтая Стрела", добавлю я. Да, это он к нам подсаживается в ЖС и наблюдает за нами и записывает.
С кем бы я могла его сравнить?
Конечно, с эманацией Будды Аволокитешварой. Авалокитешвара — бодхисаттва, связанный, в первую очередь, с принципом сострадания.Авалокитешвара (тиб.: Ченрези) означает «сострадательный взгляд» или «Владыка, смотрящий с высоты».
Мы еще вернемся к этому имени Ченрезик, да я уверена, что и Чексты из Лампы Мафусаила были ченрезиками, его последователями.
Порфирий не раз подчеркивал, что он какбы смотрит на нас с высоты.
Символизируя (или даже воплощая) основной принцип буддистского образа жизни — сострадание, Авалокитешвара непосредственно отвечает тем, кто находится в особо стесненных обстоятельствах. Согласно самой популярной этимологии, имя Авалокитешвары состоит из двух санскритских слов avalokita и isvara и переводится либо как «господь всего видимого» либо как «господь наблюдающий» либо как «господь, который видит» или «господь взгляда». Иногда Авалокитешвару изображают символически с тысячью рук и тысяью глаз. Он смотрит во все четыре стороны и видит все вокруг.

Порфирий стоял в слабо освещенном дворе. В полутьме белели углы и плоскости странного здания, приземистого и несимметричного, как бы ощетинившегося недостроенными стенами.
– Какой необычный дом, – сказала Мара.
– Это не дом, – ответил Порфирий.
Мара поняла, что это действительно не дом. Стены не касались друг друга – между ними зияли проходы. Но настораживала одна странность: Мара не могла взять в толк, то ли проходы были здесь с самого начала, то ли появились после слов Порфирия «это не дом».
– Здесь темно, – сказала она.
– Света немного, – ответил Порфирий. – Но он есть.
Он говорил правду – на каждой стене висел светильник в виде глаза, дававший немного света. До слов Порфирия Мара как-то не обращала на них внимания. Может быть, оттого, что от взглядов множества глаз делалось не по себе.
– Это и есть глаза, которые за тобой следили?
– Да, – ответил Порфирий. – Они всюду.
– Чьи они?
– Мои, – улыбнулся Порфирий. – Поэтому от них трудно скрыться. Больше не спрашивай про глаза.
– Почему?
– Они начнут на тебя смотреть.
Мара кивнула.
– Здесь ничего нет, – сказала она. – Одни глаза и стены.
– Жанна строила этот храм очень долго, – отозвался Порфирий. – И все время забывала зачем. Поэтому любая вещь появляется здесь только тогда, когда про нее вспоминают. Если хочешь, я постараюсь припомнить историю Жанны, как она знала ее сама.


Согласно сутрам, Авакотишвара дал обет бодхисаттвы внимать мольбам каждого страдающего существа, которое взывает к его имени, и являться каждому, от кого требуется отвратить опасность.
Вот это его полицейское управление, которому он подчиняется - будды и бодхисаттвы.
И кто же его позвал на помощь? Наша Мара.
Маруха Чо. Видите как ее имя искажено? Если изначально чистый сострадательный ум - это Ченрезик, то в сансаре, омраченный нашим неведением такой Чекист превращается в Маруху Чо. Да и Мара - как мы знаем - символ сансары, божество непостоянства, которое держит в своих лапах колесо.
Да, Мара запуталась в жизни, она много натворила плохого, пыталась даже создать ИИ, обладающим сознанием, возомнила себя Богом. Более того, наследив, она пыталсь стереть свои кармические отпечатки - метазапахи, но это невозможно. ВСе наши действия, слова и мысли отпечатываются на потоке нашего сознания, которое не умирает и вечно.

Ты, человек, не потому ли не в курсе, кто и зачем поднял тебя из праха, что создатели твои не в пример умнее Мары и ее друзей? А ты все кричишь, кричишь из своего хосписа при дурдоме, что Бог умер. Ну-ну.

Мара думала, что соорудив кластер немыслимой сложности, огромную нейросеть подобную нашему мозгу, она создаст ИИ и в нем зародится сознание и оно будет таким же как у человека.
Чтобы еще больше приблизить "ЖАННУ" к подобию людей, ей приделали модуль страдания и модуль, позволяющий создавать арт-объекты.
Но человек не получился. Да, Жанна страдала и творила, но чего-то в ней не было.
Я думаю, природы ума будды, сострадания и любви. Того, что появляется в нас не по прихоти конструкторов ИИ, а совсем иначе.
И Порфирий говорит Маре в конце роман - в храм можно войти только через Любовь. Не страдания делают человека человеком и не способность создавать произведения искусства. А дух, который есть в нем или ум Будды, кому какое определние нравится.

С моим новым правовым статусом все оказалось просто. В соответствии с мелким шрифтом (договоры ведь пишут не дураки) я возвращался в собственность Полицейского Управления, чтобы завершить работу над расследованием – и этим стремительно несущимся к концу романом.


Теперь самое главное, как говорят у нас в Полицейском Управлении, не проебать финал. Взять в последних абзацах единственно верную хрустальную ноту.
Есть одно, только одно, в чем этот разум никогда не превзойдет людей. В решимости быть.
Tags: iphuck 10
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments