daosden (daosden) wrote in orden_bezdna,
daosden
daosden
orden_bezdna

Categories:

Гость на празднике Бон

Псевдоним "Мисима" буквально означает «Зачарованный-Смертью-Дьявол».

"Красота — это страшная и ужасная вещь!". Этими словами Достоевского из «Братьев Карамазовых» начинается эпиграф к «Исповеди маски» Юкио Мисима.

Посмотрев фильм "Мисима. Жизнь в четырех главах" Пола Шредера, я увидел, что вся жизнь Мисимы с детства - было стремление к смерти, в ней он видел красоту и совершенство. В романе «Исповедь маски» Юкио Мисимы картина Гвидо Рени впервые вызывает сексуальные чувства у главного героя, после чего тот пишет о Себастьяне поэму в прозе.
Красивое тело, в мучениях умирает. Смерть делает эту красоту вечной. Только убив красоту, можно стать свободным.
В романе "Исповедь маски" Мисима упоминает об огромном фабрике, вся кипучая и упорядоченная деятельность которой поставлена на службу смерти - а именно создать самолет-камикадзе, главной задачей которого будет один единственный фатальный удар в ватерлинию американского эсминца. Если продолжить и развить эту линию, то можно сделать такой вывод: как "зеро" в результате долгих производственных манипуляций был приготовлен ко встрече со смертью, так и Мисима на протяжении не слишком длинной свой жизни ковал дух и тело для одного единственного своего поступка - Главного Поступка.
Смерть и Красота - в этом видел Мисима эстетику.
Достоевский имел на него большое влияние.
Обратимся к Т. Касаткиной, она специалист по Ф.М.Д.

http://t-kasatkina.livejournal.com/6921.html

Почему вид обнаженных человеческих внутренностей считается таким уж ужасным? Почему, увидев изнанку нашего тела, мы в ужасе закрываем глаза? Чем это так отвратительно внутреннее наше устройство? Разве не одной оно природы с глянцевой юной кожей? Что же бесчеловечного в уподоблении нашего тела розе, которая одинаково прекрасна как снаружи, так и изнутри? Представляете, если бы люди могли вывернуть свои души и тела наизнанку — грациозно, словно переворачивая лепесток розы, — и подставить их сиянию солнца и дыханию майского ветерка… Юкио Мисима «Золотой храм»

Красота не дает сознанию утешения. Она служит ему любовницей, женой, но только не утешительницей. Однако этот брачный союз приносит свое дитя. Плод брака эфемерен, словно мыльный пузырь, и так же бессмыслен. Его принято называть искусством

Рассказ Пелевина "Гость на празднике Бон" написан как бы с разных ракурсов. И только в конце рассказа мы понимаем, что это размышления Юкио Мисимы, который совершил сеппуку и его друзья отрубили ему затем голову со второй попытки.
Но Пелевин был бы не Пелевиным, если бы не вставил и свои мысли в этот смертельный монолог.

"Это было давным-давно. Мимо нашего двора проходила праздничная процессия. Впереди шел священник в маске божественного лиса, взмахивая шестом, на котором гремели медные кольца. За ним несли сундук для пожертвований, а следом двигался черно-золотой алтарь, увенчанный золотой птицей Хоо, ярко сверкавшей под солнцем. Снаружи были красные и белые шнуры, перильца и много-много позолоты. А внутри алтаря был просто куб пустоты. Пустота показалась мне куском ночной тьмы по контрасту с сиянием летнего дня, и мне стало страшно, потому что я явственно ощутил, как этот качающийся в такт движениям толпы объем небытия, словно какой-то изначальный принц, властвует над солнцем, праздником и веселящимися людьми – а ощутив это, я понял, что это не алтарь раскачивается в такт шествию, а все окружающее пространство качается в такт движениям куба пустоты в алтаре, потому что внутри него весь мир со мною, солнцем, землей и небом, там мои родители, все живые и мертвые, рай и ад, боги и дьяволы и много-много другого. Мне стало страшно, и я побежал прочь от алтаря, пытаясь спрятаться в доме. Но толпа, словно черный принц дал ей команду, хлынула в наш двор и долго бесновалась под окнами…

С тех пор я прятался от принца. Я закрывался от него так же, как заслонял пальцами строчки, делавшие мою любимую сказку не такой, как мне хотелось. Но это не значит, что принц перестал меня видеть. Это я перестал видеть его.

Дракон был не только слеп, но и глуповат. Он не узнавал принца даже тогда, когда они встречались над страницей «Хагакурэ». Наше тело получает жизнь из пустоты, напоминал Дзете, но это казалось мне схоластикой; честно говоря, я полагал, что он просто отдает дань суевериям эпохи, как Монтень, который постоянно прерывает свои рассуждения, чтобы раскланяться с католической догмой. Существование там, где ничего нет, даже в устах Дзете казалось мне бессмыслицей, а слова о кукольном представлении были для меня воплощением его мужского нигилизма. Мускулистая фигурка была занята важным делом – она махала мечом, готовясь распороть свой живот. Какой же дикой карикатурой была моя жизнь. Впрочем, может ли человеческая жизнь не быть карикатурой?

Я думал, что гостем на празднике Бон был я, но я был всего лишь куклой. Сейчас эта кукла додумает единственную оставшуюся у нее мысль и исчезнет. Останется кукольный мастер, который как-то раз поглядел ей прямо в глаза из паланкина с алтарем в жаркий летний полдень. Где надо было искать его? Где он прятался, тот, кто смастерил мой механизм? Пожалуй, спрятаться – это единственное, чего он никогда не мог. Но где надо его искать, все равно неясно, потому что, кроме него, ничего нет. Может быть, потому его никто и не может найти?"

Tags: В. Пелевин, Пустота
Subscribe

  • Ладони

  • Майор Гром: Чумной Доктор

    В кинотеатрах вышел «Майор Гром: Чумной Доктор» — долгожданный российский дебют в жанре кинокомиксов.…

  • Премьера песни

    БГ претезеновал в Дубне 13 марта свою новую песню "Махамайя" БГ: С точки зрения индуизма всё, что мы видим вокруг, включая нас самих,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments