Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

Лекция. ДВЕНАДЦАТЬ ЗВЕНЬЕВ ВЗАИМОЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. ЧАСТЬ II

ИМЯ И ФОРМА
Имя и форма, называемые на санскрите скандхами, подразумевают под собой различные качества, которыми сознание реагирует на все внешние проявления.
В этом четвертом звене на колесе сансары изображается человек в лодке, который плывет в ней по океану. И весло, и океан, и сама лодка, в котором находится человек, представляют различные условия и качества, проявляющиеся в нашем сознании. Это необходимое условие для путешествия, когда наше сознание порождает реакцию на внешний объект, которая, в свою очередь, позволяет нам двигаться дальше.

Существуют различные виды скандх, реакций ума на внешние объекты:
• Скандха формы или скандха восприятия внешней формы объекта;
• Скандха ощущений - кармическая совокупность, которая представляет собою ощущение от воспринимаемого объекта;
• Скандха различения или скандха определения - осознавание объекта как определенного.
• Болевые изъявления - это те побуждения, которые вызывают у нас распознаваемый объект;
• Скандха сознания. Это скандха, которая вмещает в себя все предыдущие пять скандх и являет собой основную базу, где проявляются все предыдущие четыре скандхи.

Все эти пять скандх, проявляясь в полном объеме, являются причиной рождения из яйца. Но можно сказать, что такие базовые качества форм и имен присутствуют во всех видах живых существ, которые получают рождение от яйца и выше. Даже рептилия обладает теми же самыми скандхами.

ШЕСТЬ СОЗНАНИЙ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
Качество нашего сознания, которое обусловливает восприятие объекта, формирует сознание и восприятие нами объекта через органы чувств. Это чувство зрения, вкуса, обоняния, слуха, осязания и объединяющее чувство – сознание, в котором расположены все объекты восприятия.

Эти шесть органов чувств изображаются как пустой дом, который издали кажется обжитым и населенным, но внутри он пуст. Это символизирует, что именно наши органы чувств порождают представление воспринимаемых объектов, но сами объекты по своей сути пусты, они не существуют как таковые и не обладают самостоятельным существованием без того, кто их воспринимает.

КОНТАКТ
Традиционно его изображают как мужчину и женщину, находящихся в соитии. И кто же находится в этом соитии? В соитии находится сознание наших органов чувств и проявление воспринимаемого объекта. Именно этот контакт в нашем сознании мы воспринимаем как реальность. Наша способность сознания встречается с воспринимаемым объектом, и их контакт порождает представление об объекте.

Точно так же наш ум, его воспринимающая способность встречается с новыми идеями, с новыми представлениями, которые затем обретают реальность. Этот этап, предшествующий становлению, является звеном, в котором возникает контакт между сознанием наших органов чувств, между нашей воспринимающей способностью и внешними проявлениями объектов. Весь этот процесс называется контакт.

ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ
По-тибетски это называется «цор ва». Здесь мы видим человека, в глаз которого попала стрела. Это символизирует порождение страданий от контакта с внешними объектами. Стрела, попавшая в глаз, вызывает мучения этого человека в силу того, что произошел контакт между воспринимаемым объектом и органом восприятия. Это ощущение является причиной страданий, которые мы испытываем.

Само по себе ощущение возникает от контакта между объектом и субъектом, и оно может быть как переживанием страдания, счастья или нейтральным переживанием.

Будда Шакьямуни говорил, что если мы не можем овладеть своим умом, не можем постичь абсолютной и относительной истины, то лучше будет воздерживаться от чрезмерных контактов и не вводить наши органы чувств, наш ум в соприкосновение с объектами, которые вызывают страдания. Таким путем Будда преподал учение об отречении, которое традиционно сформировано в монашеские правила винаи.



Лама Йонтен Гиалтсо
Tags: буддизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments