Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

Карма

Карма - очень сложное понятие, и трактуемое по-разному в разных школах будизма и индуизма.
К сожалению, в западном мире, это термин приобрел упрощенное значение, когда под кармой понимают сумму плохих и хороших поступков и дальнейшее наказание за итоговый результат.

Это совсем не та карма, о которой мы сегодня попытаемся поговорить.

Начнем с романа В. Пелевина "лампа Мафусаила".


– Да, сложная, – согласился Капустин. – Но в практическом оперативном смысле это неважно. Важно то, что все в космосе этому Глазу подчиняются и служат. И при этом пытаются его надурить. А его, похоже, это развлекает – и для того он весь космос и создает. Меня, вас, вот эту тряпку на полу и так далее. Ничего другого про него никто понять не может.

– Глаз лично всем правит?

– Нет, – ответил Капустин, – он вообще не правит. Он скорее разруливает.

– А в чем разница?

– Ну, – сказал Капустин, – как вам объяснить… Править – это работать кучером. А разруливать – это объяснять съезду кучеров, куда можно поворачивать, а куда нельзя. Глаз решает, как будет развиваться история. Контролирует перекрестки. И пойти против него без его попущения никто не может при всем желании, потому что он всех и каждого видит снаружи и изнутри – и создает не только все племена, какие есть во Вселенной, но, если разобраться, даже и всякую мысль в наших головах.

......
– Во Вселенной есть суд, где можно оспорить даже решения Всевидящего Глаза. По-русски его называют «Суд Иной». В том смысле, что к земным судам он никакого касательства не имеет.

– А кто же его устроил, этот Суд Иной, – спросил я, – если самая высшая инстанция – и есть Всевидящий Глаз?
– В том-то все и дело, – ответил Капустин со вздохом. – Устроен суд самим Всевидящим Глазом – и является как бы его собственным аспектом. Поэтому, хоть спорить с Глазом и нельзя ввиду полной бессмысленности такого занятия, это все-таки иногда можно делать по его же попущению. И здесь очень многое зависит от аргументов и тех конкретных мозгов, которым Глаз попустит их обдумывать…


Вот этот Суд Иной и есть Карма.

В строгом смысле карма - это намерение, поскольку намерением мотивировано любое наше действие. Намерение совершить что-то доброе, благое - это позитивная карма, а злонамеренность, желание причинить вред - это негативная карма. Если ваше намерение негативно, соответственно, ваши тело, речь и ум также совершают негативную карму. В тибетском языке есть два соответствующих термина: карма намерения и карма, которая является следствием этого намерения. Карма ума - это карма намерения, а карма тела и речи - карма, которая проистекает от этого намерения.
Негативной кармой является именно негативное намерение ума, а негативные действия тела и речи - это пути кармы. В силу намерения совершаются действия на уровне тела и речи, которые также оставляют кармические отпечатки в сознании. Любое совершаемое вами действие оставляет в вашем сознании те или иные кармические отпечатки, которые проявляются при встрече с соответствующими условиями.
Нужно понимать, что карма отличается от кармического отпечатка. Когда мы говорим: "Это проявление твоей кармы", мы имеем в виду кармический отпечаток. Сама по себе карма - одно мгновение намерения. Уже в следующее мгновение это намерение исчезает, оставляя кармический отпечаток.
Проявление кармического отпечатка похоже на воспроизведение записи с DVD-диска. Например, если созревает отпечаток ада, то возникает видение ада. Шантидева говорил: "Не существует плотного ада и реальных адских существ, которые которые бы резали вас и убивали. Всё это - творение вашего ума".

Карма - это именно совокупность всех действий и мыслей, совершаемых через «намерение, речь или тело», то есть через мысли и идеи, зародившиеся внутри человеке (и не обязательно высказанные или осуществленные), выражение этих намерений посредством слов (в том числе и в и в письменном виде или любой знаковой форме) или через физические действия. Карму не стоит путать с некой системой получения заслуг или наказаний, ниспосылаемых высшим существом, например, Богом или Буддой, это именно естественный закон, Закон Иной, как сказал В. Пелевин, который действует безотносительно любых духовных и физических существ и который нельзя изменить ни молитвами, ни какими-то прощениями.
Прежде всего карма представляет собой результат морального и этического выбора, то есть это последствия решений самого человека, что требует от него либо абсолютно осознанных и контролируемых действий, либо полной чистоты сознания («сердца»), когда действия совершаются интуитивно и безошибочно.
Как следствие, ключевую роль играет не сам поступок, а намерение совершить его, интенция, которое именуется Четана. Четана (по-китайски «сы» 思)— одно из ключевых понятий в этическом учении буддизма, обычно переводиться как «намерение», «мысль», «воление».
В буддизме Тхеравады и Махаяны четана трактуется немного по-разному, однако так или иначе она указывает на ментальное устремление человека, которое уже в свою очередь определяет его карму. В трактате «Аньягутара-никаья» приведены слова Будды, где он явно проводит связь между намерением-четаной и кармой: «Четана - вот что, о монахи, я именую кармой! Это стремление совершить действие посредством тела, речи или мысли» .
(Тут бы надо поговорить и о пелевинских чекистах, уж больно много буддистких терминов начинаются на "че", но это сегодня не входит в нашу беседу.)

В буддистских школах, а затем и в научной литературе много велось споров о взаимоотношении четаны и кармы. Намерение человека, четана свидетельствует о свободной воле человека, карма - о предопределённости. Могут ли они сочетаться, нет ли здесь противоречия? Это стало поводом для многих споров. Одна из трактовок заключается в следующем:

В буддийской традиции, исходя из ранней проповеди Будды, карма не определена изначально и абсолютно, и в этом смысле буддизм отрицает предопределение. Но в мире нет и ничего случайного, не обусловленного предыдущими действиями. Таким образом буддизм отрицает как детерминизм, так и индетерминизм в равной степени. Существует бесконечное количество факторов, которые влияют на результат, при этом человеческие поступки и мысли - один из них. Буддизм Махаяны, прежде всего школа Чань, рассматривает сочетание ряда «возможностей и условий» (кит. цзиюань 机缘) для просветления, или сочетание случая и кармы, совокупно ведущих к просветлению. Например, ученик может случайно встретить наставника, который задержался на ночь в деревне - это случай, но к самой этой встрече привел ряд кармических причин.
Таким образом ни одно добродетельное действие автоматически не приносит позитивный результат и наоборот, не всегда недобродетельные поступки приводят к негативным последствиям - в этом плане буддизм рассматривает «плоды» как результат сочетания очень многих факторов. В одной из проповедей, зафиксированных «Махакамма-вибханга-сутте» («Беседе о большой классификации»), Будда указывает на четыре возможных результата, которые зависят от условий: плохие действия приносят плохой результат; плохие действия приносят хороший результат; хорошие действия приносят хороший результат; хорошие действия приносят плохой результат.

В Махаяне четана рассматривается как движение мысли, порождаемое некими внешними объектами и их проявлениями (или их иллюзией). Всего существует шесть таких каналов порождения четаны: четана, порождаемая через зрение, слух, обоняние, вкусовые ощущения, тактильные ощущения и мысли. Это означает, что внешние объекты или их проявления (например, мысли о них) могут влиять на человека таким образом, что он утрачивает свободу своей воли.
Как следствие, буддийский последователь, который еще не способен полностью контролировать свои мысли, должен избегать целого ряда вещей, которые могут негативно повлиять на его намерения. Например это может быть вид молодой девушки, излишне вкусная пища, избыток роскоши или даже чтение трактатов, которые могут породить у последователя иллюзию собственной мудрости и всепонимания. Но и сама попытка избежать таких проявлений, всячески сторониться их может превратиться в особого рода ловушку, когда последователь лишь концентрируется на запретах, создает у себя чувство боязни любых «негативных» внешних явлений и даже мыслей о них. Он становится заложником собственных запретов и, наоборот, бесконечно далеко уходит от пути просветления. Поэтому буддизм ведет речь не о том, как избежать отдельных искушений, а об очищении и успокоении сознания в целом, что в свою очередь снимает все подобные проблемы.

Известная чаньская притча рассказывает о том, как один из монахов перенес девушку через лужу, другой же монах был страшно недоволен и ворчал, что монахам не следует не только прикасаться к девушкам, но даже смотреть на них. На это первый монах заметил: «Я оставил девушку там, на той стороне лужи, а ты, оказывается, по-прежнему несешь ее».

Трактат «Абхидхарма-самучая» (大乘阿毘達磨集論), составленный Асангхой (кит. Учжао 無著) - великим индийским мастером традиции йогачары, вошедшей в Махаяну, говорит о том, что намерения формируют одно из трех состояний сознания: позитивное, негативное и неопределённое. Естественно, человек должен стремится к позитивному состоянию, и избегать не только негативного (например, злобы, зависти, ненависти), но и неопределённого состояния, которое не позволяет помогать другим людям.
Все живые существа обладают свободой воли, свободой выбора своего пути, а поэтому сами определяют форму своего дальнейшего существования. Как следствие, человек сам творит и трансформирует себя посредством своего свободного выбора, своего намерения-четана.

В одной из буддийских притч создание собственной кармы сравнивается с творением гончара, который постепенно из неоформленного куска глины, делает прекрасный кувшин за счет, на первый взгляд, казалось бы, монотонной работы. Таков же и процесс совершенствования в буддизме, требующий не разового подвига, а повседневной работы, контроля над свойственными мыслями и намерениями. Каждый поступок или даже мысль о поступке превращается в моральный выбор, и уже это формирует карму. Человек с загрязнённым сознанием, раздраженный, напуганный, озлобленный, перевозбужденный от собственных амбиций даже не способен сформировать правильное намерение, а поэтому очищение и успокоение сознания становится важнейшим методом для достижения благодатной кармы. Различные буддийские школы как раз и отличаются предлагаемыми методами очищения сознания, какие-то делают больший упор на медитацию, какие-то на беседы с учителем или чтение трактатов, какие-то - на оказание помощи другим людям.

Подведем итог.

КАРМА И РЕИНКАРНАЦИЯ
Карма –это энергия мышления. То, что движет мышление, заставляет его перевоплощаться. Процесс перевоплощения происходит каждое мгновение. Этот процесс и есть реинкарнация. Итак, реинкарнация – это перевоплощение мышления каждое мгновение под влиянием кармы. В предварительной практике «Пути Будды» сказано: «В прошлом я бесконечно перерождался.
И пока не достигну просветления, я буду рождаться вновь и вновь.» Здесь, «В прошлом я бесконечно перерождался» указывает на то, что наше мышление прошло бесконечное количество реинкарнаций с безначальных времен, переродилось бесчисленное количество раз. «И пока не достигну просветления, я буду рождаться вновь и вновь» указывает на то, что реинкарнация мышления будет продолжаться, пока не будет исчерпана неблагая карма при достижении полного просветления.

ЗАКОН КАРМЫ
Итак, для достижения полного просветления необходимо исчерпать неблагую карму. Благая и неблагая карма пропорциональны друг другу. Для исчерпания нам необходимо воздерживаться от накопления неблагой кармы, накапливать благую и практиковать очищение от неблагой кармы. В предварительной практике «Пути Будды» сказано: «Плод действий с дурным намерением – страдание. Плод действий с благим намерением – счастье. Естественный закон кармы, причины и результата, неумолим». В этих строках кратко изложен весь закон кармы – он очень прост. Благие намерения приносят благую карму, которая при созревании переживается нами как счастье. Неблагие намерения приносят неблагую карму, которая при созревании переживается нами как страдание.

ВАЖНОСТЬ НАМЕРЕНИЙ
Почему же речь идет о намерениях, а не о действиях, ведь обычно понятие кармы ассоциируется с действиями?
Во-первых, благой или неблагой будет накопленная карма, зависит не от действий, а от намерений, предварявших эти действия. Даже неблагие действия могут принести благую карму, если намерения к ним действительно благие и не было благих альтернатив. Например, неприятное ребенку наказание для предотвращения будущих неприятностей. Если же намерения изначально были неблагими, то каким бы благим не выглядело действие, оно принесет лишь неблагую карму. Например, если вы придерживаетесь нравственности для похвалы или авторитета.
Во-вторых, вы накопите одинаковую карму, независимо от того, увенчались ли действия успехом или нет, если вы действительно сделали все возможное в своих силах. Действие – это лишь воплощение намерений. Например, если двое хотели построить центр для практики, а удалось это лишь одному, то второй накопит такую же карму как и первый, если он использовал даже мельчайшую возможность для осуществления своей цели.
В-третьих, намерения – наше мышление – ничем не отличаются от действий в материальном мире. То, что мы думаем, воображаем, идентично тому, что по нашему мнению существует как материальный мир. В это непросто поверить и еще сложнее руководствоваться этим, однако это так. Даже без действий, мы накапливаем карму своим мышлением и своими намерениями.

ЦЕЛИ И НАМЕРЕНИЯ
Прежде всего, возникает цель. Для достижения цели формируется намерение. Какую бы цель вы себе не поставили, если вы избавлены от сомнений, в том числе и неявных, и вы твердо намереваетесь ее осуществить, сохраняя подобное устремление постоянно, вы обнаружите, что окружающий мир сам предоставит вам возможность действовать для достижения этой цели. Эти действия и есть манифестация намерения. Поэтому, намерения очень важны – от них зависит достижение наших целей и характер накапливаемой кармы.

ТРИ ПРИНЦИПА НА КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ
Есть три важных принципа, которые необходимо практиковать каждое мгновение: памятование, внимательность и бдительность. Памятование – это знание, какие действия несут благо, а какие нет. Внимательность – это наблюдение даже незначительных действий, так как порой мелочи несут как большой вред, так и большое благо. Бдительность – это постоянная проверка своего мышления, предвидение в какой ситуации возможна потеря осознавания и наличия неблагих мыслей.
Итог практики этих принципов не может быть неблагим: благие намерения и действия естественно возрастут, а неблагие постепенно иссякнут.

СОЗРЕВАНИЕ КАРМЫ
В заключение, необходимо упомянуть наставления о том, что делать в ежедневной жизни с созревающей кармой.
Созревание кармы, накопленной от действий с неблагим намерением – это переживание страдания. Не стоит испытывать желание поскорее от него избавиться – это лишь увеличит ваш страх перед страданием и породит новую неблагую карму. Нет смысла испытывать негативное отношение к созревшему результату. Вместо этого, сорадуйтесь тому, что вы исчерпываете неблагую карму и старайтесь больше ее не накапливать, практикуя благое мышление: отречение, сострадание, веру, любовь и мудрость.
Если вы испытываете страдание, во-первых, вспомните, что так вы сжигаете накопленную ранее неблагую карму – причину вашего страдания и условие страдания других в будущем. Во-вторых, представляйте, что все страдание всех существ растворяется в вашем страдании, принося всем покой и освобождение от страданий. В-третьих, от всего сердца пожелайте, чтобы никто и никогда не испытывал страдания, подобного вашему.
Созревание кармы, накопленной от действий с благим намерением – это переживание счастья. Это очень хорошо и этому надо сорадоваться – самым простым вещам, таким как тепло, сытость, наличие дома, друзей и близких. За это счастье не стоит ни цепляться, ни отвергать – просто наслаждайтесь им с легким сердцем, тогда внезапное созревание неблагой кармы в виде страдания не отвлечет вас от практики благого мышления.
Если вы испытываете счастье, во-первых, cорадуйтесь, что в прошлом практикой благого мышления вы накопили благую карму, которая является причиной вашего счастья в этот момент. Во-вторых, мысленно поднесите ваше счастье всем живым существам, представив как они обретают с ним радость и исполнение всех желаний. В-третьих, от всего сердца пожелайте, чтобы все живые существа всегда испытывали такое же счастье, как и вы в этот момент.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ
Tags: Лампа Мафусаила, карма
Subscribe

  • Ты меня держишь

    ты и только ты

  • Без страха и надежды

    Есть такие женщины, которые уже не боятся. Которым уже поздно бояться. Бояться не понравиться. Не соответствовать. Не знать. Не успеть. Не уметь печь…

  • В день поэзии

    Мне судьба — до последней черты, до креста Спорить до хрипоты (а за ней — немота), Убеждать и доказывать с пеной у рта, Что не то это вовсе, не тот и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments