Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Один на Марсе

Кока

Один на Марсе. Начало.


ЛИСТ#26

Утро было пасмурным и туманным. Впрочем, вскоре туман рассеялся, оставив лишь блестящие ручейки на мутных окнах столовой. В честь прихода весны хозяйка пансионата фрау Хильда отперла стеклянную дверь веранды (ей нравилось называть её павильоном) с видом на дельту реки. После завтрака мы поднялись туда, и Вера тотчас расположилась в одном из плетёных кресел-коконов, которые заботливая фрау Хильда снабдила полосатыми пледами и дюжинами разнокалиберных пёстрых подушечек. Потратив несколько минут на то, чтобы завернуться во всё это, подоткнуться со всех сторон, и создать таким образом вокруг себя многослойное мягкое сооружение, неприступное для возможных дуновений холода, Вера раскрыла свою порядком уже поистрепавшуюся книгу и с явным удовольствием окунулась в закоулки чужих фантазий. Предоставленный на ближайшие полчаса самому себе, я стал неторопливо прохаживаться вдоль перил, обрамлявших внешний край веранды. Прохладный сырой воздух был наполнен ароматом хвои с лёгкой примесью гари. Возможно, в парке, примыкавшем к пансионату, жгли ветки. С серого неба торжественно опускались пушинки снега, скрывая за своей призрачной завесой далёкий левый берег. Вся панорама была окрашена в серовато-белёсые тона, и лишь внизу рыжела полоска прошлогоднего тростника, словно бы подчёркивая общую бесприютность пейзажа.

Низкая железная крыша веранды выдавалась далеко вперёд, видимо, специально для отражения коварных атак столь частой в здешних краях непогоды. Бóльшая часть внутреннего пространства растворялась в полумраке. В самой глубине, у стены, тускло желтели плетёные кресла, а в углу у двери поблёскивал странный параллелепипед из стекла и пластика. Подойдя к нему ближе, я обнаружил, что это не что иное, как музыкальный автомат, чудо древней техники, собравшее в своём механическом чреве невиданную коллекцию виниловых раритетов и ждущее за это награды в виде пятиталеровых монеток. Таковые имелись в кармане моего пальто... Опустив монету в прорезь, я нажал на панели прямоугольную кнопку-ярлычок с надписью "Голубые небеса", повинуясь подсознательному желанию противопоставить унылой серости дня что-то по-настоящему яркое и весеннее. Монета покатилась по таинственным желобкам, защёлкали, зашипели механизмы автомата, но ничего не произошло. Вера сидела в коконе, отрешившись от окружающей действительности. Снег летел бесшумно. Шевелилась на дощатом полу его дымчатая тень.
— Знаешь... — нарушил я тишину, возвращаясь обратно к перилам, — философ Парменид считал, что бытие имеет форму шара. Но не логичнее ли предположить, что бытие — круг?.. Что-то вроде грампластинки, по бороздкам которой вращается и вращается...

Я прислонился к перилам и замолчал. Внезапно меня охватило отчаяние, я остро и ясно почувствовал, как невидимая ткань мироздания треснула прямо в этот миг между мною и Верой, так безмятежно свернувшейся в проклятом коконе; почувствовал, как безумная сила разносит нас всё дальше друг от друга, и, не отдавая себе отчёта, почти выкрикнул её имя:
— Вера!..
Она подняла на меня свои огромные янтарные глаза:
— Что с тобой, Филип?
Я не мог ей ответить из-за кома в горле. Вцепивщись мёртвой хваткой в перила, я стоял, низко наклонив голову, сердце бешено колотилось, а в глазах было темно. Я уже всё понял, я уже знал, к чему всё это идёт, и знал также, что остановить или хотя бы задержать цепь происходящего не в моей власти. Оставалось лишь, стиснув зубы, дожидаться неизбежного конца.
— Что там пишут, Вера? Прочтёшь мне немного вслух? — вот всё, что я смог выдавить из себя сквозь глупую виноватую улыбку. Она тоже улыбнулась в ответ и молча стала искать место на странице, где остановила чтение. Не отрываясь, глядел я на её милое лицо, единственное во всей вселенной, стараясь напоследок вобрать в себя каждую чёрточку, каждое движение её души, и зная при этом, что всё напрасно... Она начала негромко читать:
— Бывает такая правда, о которой можно рассказать только с помощью лжи...

Дальше уже ничего нельзя было расслышать из-за металлического визга и скрежета, с которым мир пошёл расползаться на куски...


Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х


Итак, я нахожусь всё в том же замкнутом помещении с белыми стенами, на одной из которых продолжается бесконечная и бессмысленная смена изображений. Меня зовут Эрик Хойер. Я участник эксперимента, закончившегося катастрофой. Впрочем, возвращаясь мысленно к условиям эксперимента, я задаюсь вопросом: а можно ли так уж безоговорочно утверждать, что эксперимент закончен?.. Может быть, всё, что было до катастрофы, являлось лишь предысторией эксперимента? Может быть, даже это утомительное слайд-шоу на стене — не результат повреждения аппаратуры, а целенаправленное воздействие на мою психику, и мои реакции тщательно фиксируются и анализируются?..

Я продолжаю записывать всё, что кажется мне существенным.

И да, я никогда не знал никого с именами Вера или Филип.



ЛИСТ#27

— Для начала надо усвоить вот что, — Руперт мягко прихлопнул ладонью только что прочитанный лист, — сновидение, которое запечатлевается у нас в памяти, и сновидение, которое мы реально пережили, это две большие разницы. Помнишь ту цитату, из Блейка? "Если бы двери восприятия были чисты, мы увидели бы вещи такими, какие они есть на самом деле — бесконечными"... Так вот, во сне наш ум отключается, восприятие полностью высвобождается из его прокрустова ложа. Мы заглядываем далеко за пределы ума. Мы проникаем на территорию Невыразимой Тайны. На территорию Свободы. Это отчасти похоже на гадательную книгу. Наша душа задаёт некие весьма важные для неё вопросы и получает, поверь мне, исчёрпывающие ответы. Но дальше происходит что? Включается наш ум, сон прерывается. Щёлк. (Руперт эффектно щёлкает пальцами) Связь выключена... Однако ум — за то мгновение, когда раздаётся вот этот "щёлк" — успевает сделать то, что он делает постоянно — фотографирует восприятие, раскладывает эту фотографию на образы, интерпретирует эти образы. Это его обычная повседневная работа. Он видит какую-то непонятную ему мешанину и по своим избитым алгоритмам выискивает в этом хаосе точки симметрии, выстраивает из этого хаоса что-то удобоваримое для себя, историю с героями, сюжетом, декорациями. Причём делает он это всё по инерции, по привычке делать одно и то же. А когда осознаёт получившийся абсурд, сам впадает в некоторый ступор. Представь, например, что ты мастер собирания паззлов, настолько высококлассный, что можешь их собирать вслепую, наощупь. И вот перед тобой куча паззлов, ты увлечённо нащупываешь их загогулинки и быстро уверенно лепишь один к одному, один к одному... Затем ты открываешь глаза — и вздрагиваешь: всё вкривь-вкось, всё не такое, каким должно быть...
— Я понимаю твою мысль, — удалось мне, наконец, прервать словесный поток Руперта, — но вопрос в том, насколько возможно дешифровать сновидение, очистить его с помощью ума от формы, приданной умом же? Что мы имеем? Мы имеем сравнительно небольшую историю Веры и Филипа. Итак, ясно, что сюжет представляет собой просто случайную кривую линию, соединяющую определённые точки, и никакого смысла не несёт. Отбросим его. Останется набор образов. Мы можем их выстроить в хронологическом порядке, по месту, занимаемому ими на уничтоженной нами только что временнóй линии. Можем разложить их по алфавиту, по размеру. Но это будет опять же деятельность ума. Упорядочивание хаоса. Сведение Тайны и Бесконечности к десяти пальцам на руках.
— Утро. Туман. Блестящие ручейки на окнах. Весна. Стеклянная дверь. Павильон. — Руперт демонстративно загибает пальцы.

Я закрываю глаза.

Было что-то ещё. Что-то ещё...

Открыв глаза, я обнаруживаю, что Руперта нет. Впрочем, если быть совсем точным, его никогда не было. Я сам создал его в своём воображении. Я верну его потом. Потом.

Утро. Туман. Блестящие ручейки.

Но ведь было что-то ещё.


Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
Subscribe

  • Символы в творчестве В. Пелевина (продолжение)

    Символ - Желтая стрела - одноименная повесть В. Пелевина Почему желтая и почему стрела? Ответы есть в повести, но их надо осмыслить. Желтая - по…

  • Символы в творчестве В. Пелевина

    Предлагаю вам самим привести примеры символов, которые вы встретили у ПВО и как их для себя расшифровали. Я для начала приведу пример с романом "Ч и…

  • Буддисты о Викторе Пелевине

    На буддистких форумах нередко можно встретить обсуждение, буддисткий ли писатель В. Пелевин. Хотя толком никто не знает, что значит быть буддистким…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments