daosden (daosden) wrote in orden_bezdna,
daosden
daosden
orden_bezdna

Categories:

О дзогчене и цукербринах

Принимая разные формы, появляясь, исчезая и меняя лица,
И пиля решетку уже лет, наверное, около семиста,
Из семнадцатой образцовой психиатрической больницы
Убегает сумасшедший по фамилии Пустота.
Времени для побега нет, и он про это знает.
Больше того, бежать некуда, и в это «некуда» нет пути.
Но все это пустяки по сравнению с тем, что того, кто убегает,
Нигде и никак не представляется возможным найти.
Можно сказать, что есть процесс пиления решетки,
А можно сказать, что никакого пиления решетки нет.
Поэтому сумасшедший Пустота носит на руке лиловые четки
И никогда не делает вида, что знает хоть один ответ.
Потому что в мире, который имеет свойство деваться непонятно куда,
Лучше ни в чем не клясться, а одновременно
говорить «Нет, нет» и «Да, да».

В. Пелевин "Чапаев и Пустота"

ЧЕТЫРЕ ВАЖНЕЙШИХ ПОЛОЖЕНИЯ
Лекция Лопона Тендзина Намдака
в Нью-Йорке, октябрь 1991 года

Короткий текст, который вы видите, взят из собрания Намка Трул Дзод.
В нем говорится о четырех важнейших положениях, необходимых для понимания природы Дзогчена.
- Первое: Дзогчен не противоречит двум истинам.
- Второе: Дзогчен не придерживается воззрения, утверждающего существование «я».
- Третье: в своем поведении дзогченпа не просто делает то, что пожелает в данный момент.
- И четвертое: нет ничего конкретного, за что бы можно было ухватиться.
Что касается первого положения, то из Сутр нам хорошо известно, что Будда говорил о двух истинах: относительной и абсолютной.

Они бесспорно являются учением Будды, а потому, если мы понимаем Дзогчен, важно не противоречить этим двум истинам.
Тем не менее, в Дзогчене, который является высшим учением Будды, говорится, что причинно-следственная связь, то есть кармические причины и их следствия, не есть высшая истина
В традиции Бонпо мы находим два метода продвижения по пути.
- Во первых, согласно Дзогчену, природа ума пуста.
Поэтому ее сущность не имеет ничего общего с причинно-следственной связью;
- во вторых, кармические причины и их следствия ее никак не изменяют и не исправляют.
Она вне их, полностью им запредельна, а потому можно сказать, что она изначально чиста.
Практикующему, который, постоянно пребывая в Естественном Состоянии, действительно достиг состояния будды, нечего постигать в качестве причины для чего-то еще.
Он не ожидает, чтобы вследствие благих действий возникли какие бы то ни было благие качества, и не боится никаких дурных последствий неверных действий.
Это объясняется тем, что Естественное Состояние вне любых кармических причин и их следствий.
Привязанность к «Я», представляет собой неведение, что в данном случае означает отсутствие подлинного знания и осознания.
У этого неведения нет абсолютного начала во времени; оно было с нами всегда, в каждой жизни, как неотъемлемая часть нашего обыкновения жить.
Увидев что-то, мы мгновенно принимаем его или отвергаем.
Мы оцениваем воспринимаемый объект как хороший или плохой и реагируем соответствующим эмоциональный откликом: влечением или неприязнью.
Если же у нас нет никакой тяги к объекту (то есть мысленного процесса удерживания и оценки воспринимаемого), то и привязанность к нему не разовьется.
Поэтому необходимо вглядеться в себя и постараться найти так называемое «Я» .
Что мы думаем? Мы думаем, что воспринимаемое существует отдельно, вне нас, и является объективным и реальным.

Оно действительно есть и поэтому мы за него держимся.
Но, если вдуматься, за что мы держимся?
Где тот, кто держится? Это все равно, что открывать китайские шкатулки одну за другой. В конце концов мы обнаруживаем, что держаться не за что.
Рассмотрим, как происходит такое удерживание.
Например, у меня головная боль и я думаю: «Ох, как болит голова!».
Разумеется, ощущение головной боли есть, и тем не менее, эта головная боль - не я.
И голова - тоже не я.
Но мы все равно держимся за представление о «Я» и думаем: «Я заболел».
Но приглядитесь повнимательнее.
Никакого «Я» здесь нет, есть только ощущение боли.
То же самое справедливо и для других частей тела.
Можно рассмотреть все эти части, но разве мы найдем в них «Я»?
Этот процесс отождествления, в ходе которого мы приписываем «Я» всем нашим переживаниям, и есть то, что мы подразумеваем под дагдзин, или привычкой держаться за «Я».
Да, все эти части тела существуют, но если рассмотреть каждую из них по отдельности, вплоть до последней клетки, где мы найдем это «Я»?
Тогда мы делаем вывод: если «Я» не есть материальное тело, должно быть, это наш ум или сознание.
Но мы можем поступить с умом так же, как с материальным телом, когда искали «Я». Мы не найдем никакого «Я».
Например, есть сознание глаз. Не будь его, мы не могли бы ничего увидеть, несмотря на то, что глаза как орган присутствуют и действуют.
У трупа глаза могут быть в полной сохранности, но он ничего не видит, потому что нет сознания.
Но сознание глаз - это «Я» или нет?
Дальше мы можем исследовать таким же образом все прочие сознания органов чувств в ходе своих повседневных ощущений.
Мы искали вовне, рассматривая свои впечатления и части тела, и выяснили, что в них нет никакого «Я».
Теперь мы ищем внутри, в сознаниях органов чувств, и выясняем, что здесь «Я» тоже нет.
А что же наш ум?
Может быть, он - это «Я»?
Если мы исследуем ум, то обнаружим, что он не является единой целостной сущностью или субстанцией, - скорее, это процесс, происходящий во времени, последовательность состояний сознания, наполненных разным мысленным содержимым.
Он - как поток или река, которая меняется каждый миг.
Он никогда не бывает тем же самым.
Где же в этих состояниях сознания, его содержимом находится «Я»?
Мы скрупулезно искали снаружи и внутри и что же мы нашли?
Где это «Я», о котором мы так много говорим?
Все, что мы видим и ощущаем, не есть это так называемое «Я».
Оно - не мы, и все же мы держимся за него так, будто оно - это мы сами, несмотря на то, что снаружи, в пространстве, нет никакой вещественной объективной реальности мы все равно держимся за впечатления этого мира так, будто они реальны.
Воспринимаемые объекты не существуют независимо, однако мы воспринимаем их так, будто они существуют объективно.
Это относительная истина.
С точки зрения относительной истины, внешние видимости действительно существуют, только это не настоящая истина, а неведение.
Это неведение существует с самого начала и до сих пор и является источником наших блужданий в сансаре.
Мы можем думать: «Это мое сознательное «Я» хватается за объект, но никакого объекта нет».
Однако это тоже заблуждение. Мы по привычке полагаем, что внешние объекты обладают независимым бытием, но это не так. Ничто не существует независимо. Иначе в мире не было бы возможности перемен. Все было бы замкнуто в своей сущности, или независимой природе. Но мы ощущаем перемены. Поэтому независимого бытия нет, и, тем не менее, мы продолжаем держаться за объекты.
Таким образом, сознание, которое держится за воспринимаемое - ненадежно и приводит нас к ошибкам.
Существуют впечатления того, что мы видим много красивых и уродливых вещей. Мы даем им соответствующие оценки и испытываем к ним влечение или отвращение.
На самом деле никакого объекта, который был бы красив или уродлив, нет, ибо эти оценки созданы нашими умами, однако мы держимся за эти объекты.
В темноте мы по ошибке принимаем столб за врага и даем ему тумака.
Этот враг не существует независимо, он - порождение нашего ума.
Если мы побудем некоторое время в совершенно темной комнате, то наше воображение может создать множество странных впечатлений, которые мы увидим.
Они могут выглядеть очень реальными, но если мы станем их преследовать, то ударимся головой о стену, потому что они иллюзорны.
Так что нет никакого смысла испытывать влечение к этим призракам и иллюзиям, которые так же нереальны, как сновидения.

Если мы поймем это положение, то наши влечения и неприязнь уменьшатся.
Несмотря на то, что мы не можем найти никакого независимого бытия, нельзя сказать, что мы сами не существуем, потому что мы держимся за объекты.
Мы существуем, потому что заняты этой деятельностью - процессом дзинпа, или удерживания впечатлений.
Но если мы станем искать внутри некое независимое бытие, то мы не найдем его и там.
Возьмем, например, сидящего здесь человека по имени Джордж.
Мы можем сказать: он мой сын или мой друг, или мой отец или мой враг - все что угодно.
У каждого, находящегося в этом помещении, свое представление о том, кто такой Джордж, но на самом деле, все зависит от того, какими отношениями они связаны с ним.
Но кто же такой настоящий Джордж?
Если Джордж - мой сын, он не может быть моим отцом.
Даже если он мой сын, «сын» не есть его истинная сущность, которая бы исключала все остальное, потому что для его собственного сына он отец.
Значит, Джордж - это порождение нашего восприятия и сознания и восприятия его сына, друга и кого-то другого, то есть все зависит от того кем мы его считаем по отношению к себе. Это определяет, кто он такой и определяет статус-положение по отношению к другим и определяет его поведение и строит его взаимоотношение с окружением и окружающим его миром.
Таким образом, с объективной точки зрения, Джордж не обладает собственным бытием, но это не значит, что он не сидит здесь, перед нами.
С субъективной точки зрения, все существует, благодаря тому что мы обладаем сознанием и восприятием.
С объективной же точки зрения, ничто не существует как вещественная неизменная реальность, поэтому нет никакого смысла испытывать влечение или неприязнь к этим видимостям.
Понимание этого и есть истинная Дхарма.

Прекратить накопление неблагих действий нелегко, если не иметь сильного противоядия.
Но по мере практики это противоядие (осознание Истины) начнет вырабатываться и станет достаточно сильным, и мы сможем снизить влияние страстей.
Благодаря такой практики медитации - эти неблагие эмоции будут становиться все слабее и малочисленней, а мы будем причинять меньше вреда другим и накапливать благо.
Недостаточно только читать мантры или ходить вокруг ступы.
Самое важное - породить перемену в сознании.
Третье положение означает, что мы те, кто практикует Дзогчен, не подвержен мимолетным побуждениям и необузданным желаниям.
Сегодня нам даны человеческая жизнь и человеческое тело, которые получить нелегко, потому что для этого необходимо за бесчисленные жизни накопить изрядное количество благой кармы.
И даже если мы обретем человеческую жизнь благодаря Заслугам, мы сталкиваемся с множеством трудностей.
Например: можно родиться глухонемым или в стране, где нет Дхармы.
Значит, нужно не только родиться человеком, но еще и соприкоснуться с учениями и быть способным их понимать и практиковать.
Нужно разобраться, как мы живем. Ведь жизнь не вечна, поэтому не стоит откладывать Дхарму на следующий месяц или год, не стоит растрачивать способности тела, речи и ума
Совершая дурные поступки, мы растрачиваем возможности этой жизни. Плохо думая о других и плохо говоря о них, мы растрачиваем речь и ум. Просто глупо упускать случай, если можно использовать тело, речь и ум для практики, роста и развития уже сейчас. Поэтому, с позиции Дзогчена нужно использовать любую возможность для практики медитации, чтобы освоиться с Естественным Состоянием прямо сейчас.
Не существует никаких оправданий типа: «У нас нет времени» или «Мы слишком заняты».
А то, что и сколько мы практикуем, зависит от наших способностей и обстоятельств и целеустремленности.
Мы практикуем Дзогчен, но это не значит, что благодаря этому мы можем наслаждаться, делая все, что пожелаем, и говоря, что в этом нет греха или последствий наших действий.
Хотя в Дзогчене утверждается, что Естественное Состояние вне причин и следствий и что кармический закон причин и следствий никоим образом его не изменяет, это имеет отношение к нам, практикующим Дзогчен, только в том случае, если мы действительно пребываем в Естественном Состоянии. В противном случае наше сознание и наша жизнь полностью подпадают под действие закона кармы.
В течение дня мы большую часть времени не находимся в Естественном Состоянии, а потому карма вполне применима к нашим обычным повседневным мыслям и действиям.
Мы живем в относительном состоянии за исключением только тех случаев, когда действительно находимся в Естественном Состоянии.
Поэтому, с точки зрения Дзогчена, неверно говорить, будто можно делать все, что угодно.
Мимолетные желания и побуждения, которые мы испытываем, - это обусловленные факторы, создаваемые нашими бессознательными кармическими следами, и следовать за ними - не значит быть свободным, сколько бы мы ни говорили о Дзогчене.
Только для Естественного Состояния нет никаких правил и ограничений, и только в Естественном Состоянии можно обрести полную свободу.
Что касается четвертого положения, то в Дзогчене нет ничего конкретного, за что можно было бы хвататься и держаться.
Имея в виду наше обычное общее видение и повседневную жизнь, можно сказать, что все - иллюзия, созданная нашим сознанием.
Если мы по-настоящему это понимаем, нет смысла сильно держаться за что бы то ни было, например, за представление, что кто-то нам друг или враг. Мы не слишком ко всему привязываемся, не держимся за деньги или имущество. Ведь ничего конкретного нет.
Мы приходим к пониманию, что, с точки зрения реальности существования, все одинаково.
Все одинаково пусто и все одинаково иллюзорно.
Если мы понимаем, что на самом деле все вещи иллюзорны, нет никакого смысла питать к ним дурные чувства.
Вся наша жизнь - словно сон.
Мы видим ее сейчас, в Естественном Состоянии данной Реальности, воспринимаемой нами (намшэ), но в конце концов она - воспринимаемая реальность растворится и не оставит и следа (восприятия), а мы остаемся в этом Естественном Состоянии.
Таковы четыре важных положения, которые нужно помнить.
Tags: дзогчен
Subscribe

  • Вечерний астринг

    Вот и наступил 2021 год. Пора прививаться от коронавируса. Нам, суперстарам, обещали поставить укол бесплатно. Спасибо Путину за счастливую старость.…

  • Вникла

    Слушала вчера концерт БГ и вникла в его песни в живую Да, на концерте присутствуют вставки и сущностные наставления автора чего нет в студийных…

  • ИЛК

    Татьяна Москвина, Писатель, критик, драматург Книга Виктора Пелевина «Искусство лёгких касаний» состоит из двух рассказов («Иакинф» и «Столыпин») и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments

  • Вечерний астринг

    Вот и наступил 2021 год. Пора прививаться от коронавируса. Нам, суперстарам, обещали поставить укол бесплатно. Спасибо Путину за счастливую старость.…

  • Вникла

    Слушала вчера концерт БГ и вникла в его песни в живую Да, на концерте присутствуют вставки и сущностные наставления автора чего нет в студийных…

  • ИЛК

    Татьяна Москвина, Писатель, критик, драматург Книга Виктора Пелевина «Искусство лёгких касаний» состоит из двух рассказов («Иакинф» и «Столыпин») и…