1ydeymy0chap (1ydeymy0chap) wrote in orden_bezdna,
1ydeymy0chap
1ydeymy0chap
orden_bezdna

Category:

Allegro moderato



Прежде всего — стихотворение (любое поэтическое произведение) должно иметь множество смыслов.
В Индии (во времена Калидасы) их насчитывали девять.
Их может быть и больше, и последние из них уже вне языка, непереводимы и неведомы самому поэту, но если первые два-три верны и глубоки, то такими же будут и остальные.
Автору даже не обязательно догадываться о них, но для читателя они, как покрывала Саломеи, спадают один за другим, и все же последние остаются томяще-недостижимы.
Чем вдохновеннее поэт, тем глубже тайные смыслы укореняются в бесконечности.
Причем, конечно, в поэзии «смыслы» не есть некие рациональные конструкции, а, скорее, музыкально-пластические и разумные образования, кружащиеся вокруг непостижимого ядра, вроде колец Сатурна.

Из этого следует, что, в сущности, стихотворение подобно живому существу, тоже состоящему из многих частей.
(Да оно и есть живое существо. Вообще, «мертвое» или «живое» есть главный эстетический критерий.) Оно живет своей жизнью даже тогда, когда умирает язык, на котором оно создано.
Может быть, оно есть некое маленькое божество, не антропоморфичное, как и сам Господь.
(Хотя и сказано: «сотворил Бог человека по образу и подобию», но дальше — «чтобы он владычествовал» — только в этом смысле подобного Богу, а никак не внешним видом и устройством.)

Стихи подобны живой конструкции, зданию: они обладают внутренним пространством, где можно гулять, можно внутри них бегать, летать или спать.

Внутренняя форма стихов может быть предельно простой — как вздох (или выдох).
Это труднее всего, таких во всей мировой поэзии считанные, потому что это не выдумаешь.
Нарочно не изобретешь и ничего не накрутишь.
Когда поэт впадает в некое сверхнатуральное состояние, ему является видение, и дальше оно творит само себя, приключается.
Поворачивает, куда хочет.
Всякое творчество «синэргизм» в смысле сотворчества двух сил — разума и вдохновения (говоря грубо), в этих случаях второе преобладает.

Они суть посредники между разумом и сверхразумным.
Стихотворение как некое орудие, инструмент, с помощью которого добывается знание, не могущее быть обретенным иным путем (там, где логика и философия бессильны).
Оно запускается в небеса или куда угодно: под кору дерева, под кожу, и, повинуясь уже не воле своего создателя, а собственной внутренней логике и музыке, прихотливо впиваясь в предмет изучения, добывает образ.

(c) Поэтика Живого, Елена Шварц
Subscribe

  • Что творится))

    Из киноадаптации мультфильма Disney «Мулан» убрали одного из главных героев ― капитана Ли Шанга, в которого в оригинальной версии влюбилась главная…

  • Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах

    Марсель Дюшан. Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах. Большое стекло Живопись, 1915-1923 Критики долгие годы тщетно пытались…

  • Уэльбек & Пелевин

    Мишель Уэльбек. Серотонин. Перевод с французского Марии Зониной. М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2019 Рецензия Вл. Панкратова Чиновник из Министерства…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • Что творится))

    Из киноадаптации мультфильма Disney «Мулан» убрали одного из главных героев ― капитана Ли Шанга, в которого в оригинальной версии влюбилась главная…

  • Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах

    Марсель Дюшан. Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах. Большое стекло Живопись, 1915-1923 Критики долгие годы тщетно пытались…

  • Уэльбек & Пелевин

    Мишель Уэльбек. Серотонин. Перевод с французского Марии Зониной. М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2019 Рецензия Вл. Панкратова Чиновник из Министерства…