Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

Причины страданий

Из интервью с Кюнзингом Шамаром Ринпоче в 2006 году в Центре Алмазного пути в Сан-Франциско.

— Что можно рассказать тем, кто только начинает интересоваться буддизмом и хочет понять, как он соотносится с современной жизнью? Буддизм учит, каким все является. Он показывает людям, как раскрыть свои качества. Это понятно каждому.
— Шакьямуни был сыном богатого индийского царя. И хотя он обладал всем, чего только можно пожелать, его жизнь нельзя было назвать безмятежной. Он понял, что счастья не достичь при помощи внешних вещей, так как они никогда не смогут удовлетворить сильные потребности ума. Шакьямуни решил выяснить, почему так происходит. Он обнаружил, что большинство людей переживают множество проблем и страданий. Он увидел, как люди страдают от старости, женщины мучаются во время родов. Он увидел умирающих и плачущих над покойником. И осознал неизбежность всего этого.

Будда понял, что счастье следует искать внутри, в уме, и что переживание абсолютного счастья невозможно, пока человек заботится только о себе. Привязанность к концепции «я» – вот корень всех проблем. Агрессия, например, возникает от возбуждения, а оно, в свою очередь, – от привязанности к себе.

Это причины и следствия, постоянно усиливающие друг друга. А их корнем является запутанный ум, который держится за свое «я». Но его можно успокоить, развить его умиротворенную природу. Будда обнаружил, что в этом заключается средство от запутанности. В обществе того времени уже имелись техники для успокоения ума. Будда изучил эти методы и добился всего, чего можно было добиться посредством их применения.

Однако он был очень способным и вышел за рамки всех существовавших на тот момент практик: развив подлинную медитацию, он, наконец, достиг Просветления. Слово «Будда» означает «раскрывшийся» или «полностью развитый». Когда он пришел к этому фундаментальному результату, он стал учить других тому, как обрести счастье. Люди, которые последовали за ним и стали практиковать его Учение, впоследствии пришли к такому же уровню постижения, как и он. С тех времен его Учение передавалось великими йогинами и дошло до наших дней.

Как правило, существа не понимают сути «Истины о страдании» и спрашивают себя, в чем же его причина. Будда отыскал «Истину о причине страдания»: неприятности возникают не как наказание, которое определил кто-то свыше; источник страданий таится в привязанности к эго. А когда есть привязанность к собственному «я», мы хотим избавиться от всего, что ему угрожает. Отсюда все проблемы.

Как можно этого избежать? Распознав подлинную причину страдания, легко найти средство. Будда назвал это «Истиной о пути». Когда мы придерживаемся этого пути, мы получаем результат: свободу от страданий и освобождение от цепляния за эго. Это называется «Истиной о прекращении страдания».

Буддийская философия следует этому закону природы.

Собственно говоря, буддизм не следует обозначать термином «религия». Религией во всем мире принято называть поклонение высшему существу, которое стоит над другими. В буддизме ничего подобного нет. Учение Будды следует естественной сути вещей – таких, какими они действительно являются.

— Что имеется в виду под привязанностью к эго?
— Ум привязан к представлению о самом себе. Например, мы впадаем в гнев, когда что-то идет не так, как нам хочется, против нашего эго. Это цепляние за свое «я» очень вредно и ведет к тому, что мы хватаемся за желанные вещи, а потом не можем их отпустить. И, как следствие, чувствуем себя несчастными. Ум становится запутанным и тревожным. Все это происходит из-за неведения. Беспокойство ума не является его определяющим качеством, но оно имеет свои последствия.

Все существа воспринимают себя, опираясь на некое «я». Они ощущают это «я» и цепляются за него изо всех сил. Если же мы попытаемся отыскать это «я» или «себя», то мы ничего не найдем – в действительности, никакого «я» не существует. Но мы привыкли ошибочно считать его реально существующим и удерживаем в уме его присутствие.

— Какой метод лучше всего использовать для растворения чувства отделенности от всего остального и привязанности?
— Медитация действует как лекарство. Когда мы привязаны, в нашем уме возникает страдание. Страдание, которое мы видим во внешнем мире, есть всего лишь вершина айсберга: настоящее страдание живет в уме существ. И когда мы преодолеваем это умственное страдание, исчезает основание для всего остального страдания. Ведь тогда уже больше нет того «я», которое страдает.

Буддизм учит, что базовое, внутреннее страдание очень тонкое. Оно тихонько прячется под толстым слоем неведения. Но когда мы думаем о страдании, чаще всего имеем в виду не его.

Причиной всему – наш собственный запутанный ум, он прямо таки притягивает к себе страдания. Как же получается, что представление о «я» создает так много проблем?

Даже мелкие жуки ощущают собственное «я», являющееся корнем всех наших мучений: ум, который ухватился сам за себя и крепко держится. Цель медитации – освободить ум от этого цепляния. Сначала мы успокаиваем всецело запутанный и взволнованный ум, чтобы затем суметь постепенно сконцентрироваться. Если мы входим в медитацию резко и принуждаем себя, мы лишь создаем новые проблемы. Медитация – это техника пребывания в истинной природе ума.

Медитация успокоения ума развивается в соответствии с его природой. Если же мы слишком напряжены, мы словно перекрываем себе воздух, и ум перестает вообще что-либо воспринимать. Поэтому медитацию нужно начинать очень плавно. Продвижение в медитации шинэ действительно хорошо продумано. Только когда ум полностью воспринял этот метод, он обуздан. И тогда он освобождается от напряжения и всевозможной деятельности. А затем, чтобы обрести понимание своей истинной сути, ему понадобятся его искусные способности.

Ум может узнать свою истинную природу, свое незамутненное состояние в тот момент, когда медитация становится четкой и ясной.

Мы проходим разные уровни в медитации, которая представляет собой настоящее лекарство против страдания, поскольку растворяет эгоцентричную запутанность и привязанность.

— Наверное, животные намного менее невротичны, чем люди, которые никогда не находятся в данном моменте, а все время пребывают в прошлом и будущем?
— Вопрос в том, сколько в этом мудрости. Освобождение означает полное растворение неведения. Возьмем милое невинное животное, например, коалу. Он все время спит, непрерывно пребывая в своем неведении. Конечно, люди очень материалистичны, но они в гораздо большей мере, нежели коала, способны учиться и могут обрести мудрость. Человеческая жизнь несет больше возможностей, и благодаря этому человек имеет шанс достичь Освобождения.

Здесь нет предвзятого отношения к животным, просто мы осознаем, что у людей больше способностей. И именно потому, что мы более сознательны, нежели животные, наш человеческий долг – заботиться о них. Мы должны посвятить жизнь заботе о людях и животных.

— Может ли так случиться, что мы переродимся животными, если, будучи людьми, упускали возможность делать что-то хорошее для мира?
— Такое может произойти. Мир животных – это одна из сфер существования, наполненных страданиями. Одни животные живут в жаре или спасаясь под землей, другие – в холодных льдах: всякое возможно.

Здесь, кстати, можно подробнее рассмотреть термин «карма». Карма – это способ проявления ума. Ум можно сравнить с полем, а любое его функционирование – с засеванием семян. Все физические формы, наблюдаемые нами, это иллюзии, которые произрастают из прежней деятельности ума. Итак, эти кармические семена формируют мир нашего опыта. Слабые кармические семена прорастают в наших снах; они более поверхностны и нестабильны, чем опыт бодрствования. Но, по сути, между сном и бодрствованием нет разницы.

Единственное различие состоит в том, что слабые кармические семена ведут к нестабильным иллюзиям – мы видим их, когда спим, но потом они исчезают. А сильные кармические семена, напротив, связываются с сильными эмоциями и с самостью. Они ведут к одному большому сну – человеческой жизни. И в результате мы ощущаем себя на Земле, в физической форме, дома, где мы можем общаться с другими людьми. Здесь один сновидец может взаимодействовать с другим, они воспринимают друг друга.

Этот большой сон довольно прочный, но он тоже преходящ и растворится к моменту нашей смерти. Тогда созреет другое кармическое семя и в своей высшей точке приведет к новой иллюзии, к следующей жизни. Но кто знает, что это будет за жизнь. Нет уверенности, что наши предыдущие действия позволят избежать неблагоприятных перерождений, полных страдания.

Временной промежуток между концом одной жизни и началом следующей по-тибетски называется «бардо». В это время созревают многие кармические семена, и самое последнее или самое сильное из них вызывает в уме форму животного, человека или даже совсем иного существа. Все зависит от сложившихся в уме привычек.

Постарайтесь постичь абсолютную бодхичитту, осознать тот факт, что все живые существа и вселенные – словно призраки, в действительности их нет. Таким все является на самом деле. Речь идет не о том, чтобы заставить свой ум думать таким образом. Просто все явления свободны от реального существования. Если такой взгляд пронизан сочувствием, не остается никакой привязанности к себе. Развивая подобное отношение к существам, вы позволите возникнуть истинному сочувствию, и это освободит вас из ловушки обусловленного мира.
Tags: буддизм, сансара, ум
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Новые тренды в Бездне

    Решением главного конспиролога Бездны АГ №592/77 упраздняются пятничные астринги, вместо них будут проводиться по понедельникам философские…

  • Музыка Революции

    Бессменный лидер рок-группы «Алиса» Константин Кинчев заявил, что его тревожат тенденции развития общества в последние годы. В частности, в интервью…

  • Митина Любовь

    Эта глава романа ПВО "ТГ инк." на первый взгляд отсылает нас к одноименной повести И. Бунина. Это из него организаторами сексуслуг "Иван да Марья"…

  • Ночь в Фонтебло

    Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала…

  • Хорошо и плохо

    На мой взгляд, хорошим не может быть то, что врет, что распространяет клевету. Если человек умышленно это делает в своих корыстных целях - как его…

  • Шарабан Мухлюев

    Думаю все же , что это собирательный образ, не кто-то конкретный. И конечно, это не Пелевин. Позор Гале!!! Мы узнали, что Шарабан Мухлюев был…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Community

  • Новые тренды в Бездне

    Решением главного конспиролога Бездны АГ №592/77 упраздняются пятничные астринги, вместо них будут проводиться по понедельникам философские…

  • Музыка Революции

    Бессменный лидер рок-группы «Алиса» Константин Кинчев заявил, что его тревожат тенденции развития общества в последние годы. В частности, в интервью…

  • Митина Любовь

    Эта глава романа ПВО "ТГ инк." на первый взгляд отсылает нас к одноименной повести И. Бунина. Это из него организаторами сексуслуг "Иван да Марья"…

  • Ночь в Фонтебло

    Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала…

  • Хорошо и плохо

    На мой взгляд, хорошим не может быть то, что врет, что распространяет клевету. Если человек умышленно это делает в своих корыстных целях - как его…

  • Шарабан Мухлюев

    Думаю все же , что это собирательный образ, не кто-то конкретный. И конечно, это не Пелевин. Позор Гале!!! Мы узнали, что Шарабан Мухлюев был…