astidora wrote in orden_bezdna

Category:

Дхармапалы — воины света


Столкнуться с учением Будды в этой жизни — проявление невероятно благой кармы. Говорится, что вероятность обрести драгоценное человеческое рождение не выше, чем вероятность того, что слепая черепаха, всплывающая со дна бескрайнего океана раз в сто лет, попадёт головой в дупло бревна, бесцельно плывущего по волнам этого океана. Но, даже обретя это рождение, большинство людей ведут себя подобно невеже, который выбрасывает драгоценный бриллиант идеальной огранки, подаренный ему с великой надеждой на то, что он сможет разумно им распорядиться. Обрести человеческое рождение невероятно сложно, а уж столкнуться в этой жизни с Учением Будды — это шанс, который выпадает однажды за бессчётное количество кальп, да и то не каждому. 

Даже обретя драгоценную жемчужину Учения и встав на путь движения к истине, многие отступают перед трудностями и препятствиями на пути или соблазняются уловками и трюками Мары — божества страстей и плотских желаний. И в бессчётных количествах миров, озарённых сиянием Учения Татхагаты, существуют не только будды и бодхисаттвы, бескрайние океаны сострадания, благодаря которым они наставляют живых существ, но также и истинные бесстрашные воины, которые призваны защищать Дхарму и каждого, кто стремится к её постижению. Этих благородных существ называют Дхармапалами.

Дхармапалы призваны исполнять великую миссию: защищать тех, кто встал на путь Дхармы от их собственных врагов — вездесущих клеш. Никакие беды и несчастья в проявленном мире не смогут принести столько страданий, сколько приносят живым существам три яда ума: привязанность, ненависть и неведение. Всё, происходящее вовне, пустотно по своей природе и влияет на нас лишь в силу той интерпретации тех или иных событий, которую создаёт наш беспокойный и омрачённый ум. Поэтому, устранив три яда ума, можно избавиться от страданий и достичь Освобождения. Именно с нашими внутренними врагами и помогают бороться бесстрашные воины Будды — Дхармапалы. Способствуя проявлению в нашей жизни тех или иных ситуаций, они преподносят нам бесценные уроки, которые позволяют осознать степень нашей несвободы и увидеть наши ограничения, подобно тому как, осветив тёмную комнату яркой свечой, можно увидеть всё то, что в ней на самом деле находится.

Именно поэтому всегда следует с благодарностью воспринимать всё, что происходит в нашей жизни, ведь недаром есть поговорка: «Всё, что ни делается, — всё к лучшему». Сказано именно об этом: проявления в нашей жизни — это уроки для скорейшего продвижения вперёд, а мы, неразумные, порой гневаемся и печалимся, когда происходит отработка кармы или ситуация, которая позволяет проработать нам наши ограничения и душевные оковы. Таким образом, Дхармапалы способствуют движению по пути тем, кто находится в поиске истины и следует Учению Будды. Существует много версий относительно того, кем являются Дхармапалы. 

Это могут быть идамы — существа, достигшие просветления в традиции Ваджраяны, или дакини — женские духи, дающие тайные учения, а также гневные ипостаси будд. Изображаются Дхармапалы мускулистыми существами низкого роста с оскаленными пастями и злобными лицами. Их мускулы — символ силы и победы над злом, а злобное выражение лиц вызывает у живых существ отвращение к радостям Сансары. Дхармапалы представлены в количестве восьми существ:

Ямантака — идам тибетского буддизма. Гневное проявление бодхисаттвы Манджушри. В переводе с санскрита означает ‘убийца ямы’, бога смерти и повелителя ада, который норовит подчинить себе всех живых существ и сбить их с пути самосовершенствования. Изображается дхармапала Ямантака с телом синего цвета, одетым в кровавый плащ из слоновой кожи. Главным атрибутом Ямантаки являются рога.

Хаягрива — существо, присутствующее как в индуизме, так и в буддизме. Имя переводится как ‘лошадиная шея’. В ведической культуре Хаягрива является воплощением бога Яджны. Хаягрива изображается с телом человека и головой лошади, либо же в виде гневного существа с тремя головами и восемью руками. Существует около 108 форм изображения Хаягривы. В традиции Ваджраяны его изображают в виде идама с тремя человеческими головами и тремя лошадиными. Он изображается стоящим на змеях. Лица Хаягривы окрашены в красный, синий и белый цвета. Атрибутами Хаягривы являются жезл, капала, лотос, ваджра (ваджрный меч) и стрела.

Махакала — охранник и защитник Дхармы, особенно почитаемый в традиции Ваджраяны. Изображается он в теле синего или чёрного цвета, имеет гневное проявление. Существует более 70 форм изображения Махакалы, в которых превалирует гневная форма. Дхармапала Махакала изображается с украшениями из костей и змей. Он одет в набедренную тигровую повязку. Часто на изображениях Махакалы видны дикие животные и птицы, которые его окружают. Смысловой посыл данного символа таков: 

Махакала разрушает все преграды на пути к Освобождению. Также символичной является корона Махакалы, на которой видны пять черепов, символизирующие пять изначальных омрачений-клеш: невежество, привязанность, гнев, алчность и зависть. Одна из рук Махакалы иногда изображается с отсекающим ножом, вторая держит чашу-череп, наполненный кровью Эго. Во лбу Махакалы — глаз мудрости. Также видны четыре клыка и борода оранжевого цвета. По разным версиям, Махакала считается воплощением различных бодхисаттв: Ваджрапани, Манджушри и Авалокитешвары.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded