Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Оптический обман

Это цикл песен композитора Антона Батагова "Оптический обман"- на стихи А. Пушкина и Д. Хармса.

— Название тоже само появилось?

Батагов — Это название одного из текстов Хармса, вошедших в альбом. И это настолько центрально-важное словосочетание! Сансара — это оптический обман, вся жизнь — оптический обман, и воспринимать что бы то ни было так, как будто это действительно реальность, — распространенная ошибка. Так что, можно считать, названия тут нет вообще — ну как, к примеру, «Симфония № 41». Оптический обман № 18, акустический обман опус 59 номер 6... Придумывать название даже и не пришлось: оно тоже само встало на свое место. Кстати, Хармс — один из очень немногих уникальных людей, кто сам, интуитивно, «своим ходом» пришел именно к такому пониманию мира, как это объяснено в буддийском учении, и описал это в такой форме, у которой вообще нет аналогов — ни до него, ни после.
(Батагов хорошо знаком и совместно работал с Ламой Олегом - альбом «Тот, кто ушел туда» - о татхагате.)

Батагов - Сила духа этих гениальных людей, их умение видеть самые важные вещи и выражать их в словах — это и есть главное. Слова-то вроде бы всегда под рукой, а поди найди их, поди соедини их так! Способность видеть и переживать мир вот так, как это у Пушкина и Хармса, — она не складывается из благоденствия. «Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море», «Цель всякой человеческой жизни одна: бессмертие. Все земное свидетельствует о смерти»… «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» — и речь отнюдь не о «страдании как добродетели», как это, к сожалению, традиционно понимается в России. У Пушкина и у Хармса осмысление опыта страдания — единственно возможный инструмент для движения вперед — к освобождению. И в этом смысле рождение и пребывание здесь, на этой территории... да, это, с одной стороны, «черт догадал», а с другой — самые мощные прорывы человеческого духа чаще случаются именно на таких территориях. Но за прорыв приходится платить страшную цену. Вообще, конечно, было бы странно воспевать тюрьму и считать ее наилучшим, так сказать, инкубатором духовности. Разумеется, я не про это. Боже упаси. Никому не пожелаешь стать узником тюрьмы народов, где жизнь никогда ничего не стоила и не стоит, а власть всегда была и продолжает быть просто сменой форм тирании. Не дай Бог никому пройти, даже в легкой форме, через все вот это… Но, знаешь, нам не видно, почему кто-то рождается в том или ином месте. Нам виден только вот этот оптический обман на ма-а-аленьком мониторе, и мы можем попытаться нащупать какую-то связь между явлениями. Именно это и дает шанс выбраться из тюрьмы. Но если посмотреть на нее сверху, как на гугл-карту, то видно, что то сооружение, которое кто-то где-то считает свободой, — это просто чуть более комфортная камера в том же самом оптическом обмане. Можно ли перестать обманываться и выбраться совсем? Можно. Вообще все устроено очень… как бы это сказать… жестко. Нет смысла говорить о том, нравится нам такое устройство или нет, справедливо это или нет. Но нет и не может быть ничего, что ограничивало бы свободу духа свободных людей. И… кажется, я про любовь ничего не сказал… Ну ладно, про нее Пушкин и Хармс все сказали.

В “Оптическом обмане” эти два гениальных человека, между которыми 100 лет, пишут один и тот же текст, пользуясь одной и той же навигацией, ведущей сквозь сансару к свободе. В сансаре – как известно, “труд и горе”, и жизнь длится всего 37 лет. А свобода – это такое место, куда закрыт вход Бенкендорфу и цензорам Детиздата. Там Чайковский слушает БГ, Шостакович играет на клавишах в поп-механике, а Семён Семёнович, сняв очки, смотрит на сосну – и в этот самый момент достигает просветления.

https://www.colta.ru/articles/music_modern/27515-artem-lipatov-intervyu-anton-batagov-albom-opticheskiy-obman-stihi-pushkin-harms
Tags: музыка, поэзия, поэзия зрелых исканий
Subscribe

  • Вся твоя писанина – иллюзия

    Речь вовсе не о том, что Пелевин, рассказывая каждый раз по-разному одну и ту же байку, объясняет нам, что весь мир – иллюзия, майя, сансара и…

  • Фазовый переход. Ловушка для масс

    Сергей Борисович Переслегин — российский литературный критик и публицист, писатель-фантаст и футуролог, исследователь и теоретик фантастики и…

  • Про банки, таеры, сансару и Собчак

    Ксения Собчак озвучивала последний роман В. Пелевина "ТГ инк." По словам Г. Юзефович - Пелевин сам раздал для читки им слова в романе: Гале - Шарабан…

  • Отзыв на ТГ инк

    Глазков Денис Книга даже превзошла мои ожидания. Казалось, Пелевин в Непобедимом солнце почивает на лаврах. Зачем напрягаться- я лучший! И прошлая…

  • Спойлеры! Осторожно

    Отзыв о романе Пелевина ТГ инк от Татьяна Москвина, Писатель, критик, драматург Сочинение Виктора Пелевина «TRANSHUMANISM.INC» – антиутопия,…

  • Великая Пересборка 21 века

    Человечество рискует разделиться на «умную» элиту, которая за счёт контроля над технологиями стремится обеспечить себе долгую и наполненную жизнь, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments