...гениальность Кафки заключается в том, что он не пытается озвучить какую-либо ясную идею, чётко сформулировать ответ на какой-либо философский вопрос, да и вопросов-то никаких не задаёт:
его герои — словно оголённые нервы, участники и проводники алогичной действительности,
— те первопроходцы, которые внезапно открыли абсурд бытия, оказались с ним один на один, слепые и растерянные, и явились перед нами на страницах книг лишь затем, чтобы напомнить об этом абсурде и оставить нас с этим знанием.
Эти сочинения напоминают страшные сны (так же как и многие книги французского писателя Жюльена Грина — единственного из нынешних, с кем хоть отчасти можно сравнить Кафку).
Они с необыкновенной точностью, даже педантизмом живописуют мир, где человек и прочие твари подвластны священным, но смутным, не доступным полному пониманию законам; они ведут опасную для жизни игру, выйти из которой не в силах.
Правила этой игры удивительны, сложны и, видимо, отличаются глубиной и полны смысла, но полное овладение ими в течение одной человеческой жизни невозможно, а значение их, как бы по прихоти неведомой силы, царящей тут, постоянно меняется.
Чувствуешь себя совсем рядом с великими, божественнейшими тайнами, но лишь догадываешься о них, ведь их нельзя увидеть, нельзя потрогать, нельзя понять.
И люди говорят здесь по какому-то трагическому недоразумению мимо друг друга, непонимание, похоже, есть основной закон их мира.
В них живет смутная потребность защищенности, они безнадежно запутались в себе и рады бы повиноваться, да не знают кому.
Они рады бы творить добро, но путь к нему прегражден, они слышат зов таинственного бога — и не могут найти его.
Непонимание и страх образуют этот мир...
Если бы труд Кафки и впрямь был уничтожен, то те читатели, которые обращались к нему из простой потребности образования, были бы избавлены от необходимости заглянуть в бездну.
Будущее наступает не благодаря тем, кто перед лицом его думает закрыть глаза всем отчаявшимся.
Показывать и осмыслять скрытые бездны — одна из задач литературы.
...роман «Замок» Там выведен человек, желающий служить и повиноваться кому-то, но он напрасно пытается привлечь к себе внимание господина, чьим слугой считает себя, хотя никогда его не видел.
Содержание этих устрашающих сказок трагично, как и все творчество Кафки.
Слуга не находит господина, жизнь его лишена смысла.
Но мы чувствуем везде и всюду, что есть возможность их встречи, что слугу ждет милость и спасение — только герой сказки так и не обретает их,
он еще не созрел для них, он слишком усердствовал, он сам все время преграждал себе путь.
--------------
зы. где же, как не в ордене ЖБ говорить о мирах