Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Фокус - группа

Помните этот рассказ В. Пелевина про Светящееся Существо?
А персонажей? Какие прозвища им дало СС?
Дама с собачкой
Барби
Дездемона
Телепузик
Родина-мать
Отличник
Монтигомо

— На чём мы остановились?
— На моральном наслаждении, — сказал Телепузик.
— Правильно, — сказал Монтигомо. — Мы получаем его, например, от победы над злом. Но разные люди считают злом разные вещи. Например, если вы — следователь по раскрытию секс-преступлений, — он покосился на Телепузика, — то злом для вас будет сексуальный маньяк. А если вы сексуальный маньяк, — он опять поглядел на Телепузика, — то злом для вас будет следователь. Если, конечно, вы не следователь — сексуальный маньяк.



«Неуклонный прогресс человечества и развитие великой технологической революции неизбежно приведут к тому, что хлеб и зрелища встретятся и сольются в одном безопасном, хрустящем и красочном продукте, переливающемся сочными оттенками вкуса и смысла. Потребление этого абсолютного продукта будет происходить посредством неведомого прежде акта, в котором сольются в одну полноводную реку сексуальный экстаз, удачный шоппинг, наслаждение изысканным вкусом и удовлетворение происходящим в кино и жизни. Это поистине будет не только венец материального прогресса, но и его синтез с многовековым духовным поиском человечества, вершина долгого и мучительного восхождения из тьмы полуживотного существования к максимальному самовыражению человека как вида, окончательный акт, где встретятся…»

— Шире всего он будет известен потребителям как «Ultima Tool» — по имени самой распространённой модели. В просторечии его станут называть «Рай-машиной». А его техническое наименование — «Глоботрон». <…> Название связано с принципом действия. Аппарат воздействует на G-структуры лобных долей головного мозга, синхронизируя поступающие по нервным каналам сигналы таким образом, что возникает эффект, называющийся когнитивным резонансом. Благодаря этому и происходит то, о чём так проницательно догадался наш вундеркинд.

— Мост к бесконечному счастью, про который мы говорим, вовсе не соединяет вас с чем-то внешним, с какой-то реальностью, существующей в другом измерении. Я всего лишь помогаю вам найти дорогу к самим себе. Я соединяю то, к чему вы всю жизнь стремились, с тем, что туда стремилось. При этом происходит, если так можно выразиться, короткое замыкание субъекта с объектом. Но обе эти части — просто полюса магнита. Просто половинки вашего существа, как два полушария мозга, как правая рука и левая. Ваши мечты — это и есть вы сами, и если вы стремитесь к чему-то внешнему, то исключительно из-за непонимания того, что внешнего нет нигде, кроме как внутри, а внутри нет нигде вообще. Часто окружающий вас кошмар так беспросветен, что вы говорите — нет в жизни счастья… Может быть, его там и нет. Но раз вы знаете, чего именно там нет, значит, оно есть где-то ещё. И если вы знаете, какое оно, оно уже присутствует в вас самих. Это и есть рай. Так вот, мост в это счастье всегда один и тот же. В том смысле, что не меняются те точки, которые он соединяет. А вот архитектурные особенности этого моста в каждую эпоху различаются. Он может иметь множество опор и быть прямым как стрела. Он может висеть на тросах. Он может изгибаться колесом. Его могут украшать статуи мраморных красавиц или жуткие серые химеры. Но это не играет роли, потому что мост нужен только для того, чтобы перейти его. Потом он исчезает. А то, как именно он выглядит, — совершенно произвольная частность, которая не имеет никакого отношения ни к правде, ни ко лжи…



В социологии есть известный феномен «эффект фокус-групп» – это когда респонденты, отвечая на вопросы, стараются подавать себя в максимально выгодном свете вместо того, чтобы говорить правду. Смысл фокус-группы, таким образом, начинает теряться – особенно с учетом того, что нам больше не нужно даже слышать вопросы, чтобы давать на них максимально лестные для себя ответы. В американском маркетинге по этому поводу есть внутренний мем: «мексиканская фокус-группа». Ее участники смотрят на тестируемый товар, берутся за сердце и говорят: «Это лучшее, что мы когда-либо видели в жизни. Это самый лучший товар в мире! Можно мы пойдем?». Они не просто не хотят обижать приглашающую сторону (хотя и это тоже) – нет, в этот момент они сами верят в то, что говорят.
В какой-то момент все мы превратились в мексиканскую фокус-группу: фильтры стали накладываться не только на фотографии, но и на всю остальную реальность. Мы говорим то, что от нас хотят услышать, а не то, что на самом деле думаем, – точнее, даже не так: мы говорим то, что, как нам кажется, от нас хотят услышать. Мы ведем образ жизни, спущенный нам по разнарядке инфлюенсерами – и неважно, ведут эти инфлюенсеры канал в тиктоке, поют в телевизоре или вообще сидят в кабинете с портретом. Эти инфлюенсеры черпают свои представления о прекрасном у вышестоящих инфлюенсеров, те – у других, рангом еще повыше; вся эта структура бесконечно ветвится и замыкается сама на себе. Ежегодно об этом эффекте пишет Виктор Пелевин,а также – Жан Бодрийяр о симулякрах. Вся эта альтернативная реальность окутывает нас такими многочисленными и плотными слоями, что наше настоящее «я» растворяется в образе, бесконечно отдаваемом наружу.

Заимствованный у других людей образ жизни и мыслей требует соответствующего поведения – даже если очень не хочется.
Люди, с каменным лицом пишущие в комментариях : «Валяюсь под столом!!! Ржу не могу!!))))». Героиня, в конце концов, великого рассказа Надежды Тэффи «Жизнь и воротник», под воздействием модного воротничка и прилагающегося к нему образа жизни превратившаяся в похабное чудовище.

Перестать быть кем-то другим между тем непросто. Нормой онлайн-общения стала крайняя антагонизация собеседника и откровенное хамство; так называемый трайбализм (от tribe, «племя» – безоговорочная приоритизация своей социальной группы и крайняя враждебность ко всем, кто в нее не входит) по умолчанию присутствует везде.

На самом ли деле вам так важны принятие и ценности группы людей, которую вы, возможно, никогда в глаза не видели? Дело даже не в том, насколько вам идет выбранное альтер эго. Дело в том, что оно вам вообще не нужно.
Может быть лучше быть Дамой с собачкой??????
Tags: первопроходцы, психология, сансара, цитаты, шлем ужаса
Subscribe

  • Доктор Гарин

    Фрагмент нового романа В. Сорокина "Доктор Гарин", который выбрал сам Владимир Сорокин для "Медузы" — в нем доктор Гарин видит яркий и подробный сон.…

  • Ладони

  • Символы в творчестве В. Пелевина (продолжение)

    Символ - Желтая стрела - одноименная повесть В. Пелевина Почему желтая и почему стрела? Ответы есть в повести, но их надо осмыслить. Желтая - по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • Доктор Гарин

    Фрагмент нового романа В. Сорокина "Доктор Гарин", который выбрал сам Владимир Сорокин для "Медузы" — в нем доктор Гарин видит яркий и подробный сон.…

  • Ладони

  • Символы в творчестве В. Пелевина (продолжение)

    Символ - Желтая стрела - одноименная повесть В. Пелевина Почему желтая и почему стрела? Ответы есть в повести, но их надо осмыслить. Желтая - по…