Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Потреблядство

Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы купить вещи, которые нам не нужны.

— Тайлер Дерден


Потреблядство aka ониомания — тяжкий недуг, почти неотвратимо возникающий у психологически неустойчивых человеков потреблядей в современном обществе. Основной характеризующий симптом потреблядства — перенос основы своей самооценки на количество потребленного: чем больше зохавал, тем выше ЧСВ.

Пелевинская тема. Ротожопие.
Также тема романа "99 франков" Бегбедера или тема консьюмеризма Д. Уоллеса "Бесконечная шутка".

Карл Маркс писал, что капиталистическая модель экономики рано или поздно столкнется с кризисом перепроизводства, и будет вынуждена искать пути дополнительной стимуляции потребления.
Сегодня мы все живем в мире гиперпотребления, и - как ни парадоксально, это мировоззрение, одновременно - дарит человеку огромное количество благ и удобств, о которых никто прежде и не мечтал, и - делает его менее счастливым и удовлетворенным, чем раньше. Задача рекламы, пиара, маркетинга - вызвать у человека неконтролируемое им самим желание безостановочно потреблять. А это желание возможно только в случае постоянного внутреннего недовольства собою.
Заполняем пустые дыры внутри себя.
И что еще ужаснее, появилось потреблядство впечатлений и чувств, что вобще не имеет себестоимости, мы покупаем то, что по сути вообще бесплатно.
Но и еще более жуткое - это потребядство духовности в кавычках - все эти коучи и ретриты по випассанам и практикам осознанности. Духовный материализм.
Попытка так или иначе купить себе счастье. Но как писал В. Пелевин - покупаем мы не само счастье, а лишь его образ, картинку в виде товара или понты, чтобы путем приобретения повысить свое ЧСВ или свой статус в обществе.
Какого пидораса мы при этом кормим? Какого цукербрина выращиваем добровольно?
Ведь цель капитализма - это прибыль. В нем нет и ни когда не было ничего человеческого - ничего не делается ради счастья людей, а лишь для обогащения корпораций.
И вот мы, винтики - сначала нам надо заработать деньги на заводе, фабрике или в услуге, а затем добровольно все эти деньги отдать капиталистам, покупая их товары.
Но мы пошли еще дальше. Мы стали брать кредиты и покупаем уже ненужные нам вещи за отсутствующие у нас деньги.
Купи! Купи! Два по цене одного! По акции! Только сегодня! Купи и ты будешь счастлив!!

Все эти мотоциклы, телевизоры и холодильники не делают человека счастливым. В момент их приобретения он, возможно, чувствует себя счастливее, чем прежде. Но едва его желание удовлетворено, тотчас возникают новые.

— Людвиг фон Мизес, «Антикапиталистическая ментальность»

Современное общество потребления — потакает именно животной части человеческой натуры. Потому сейчас и засилье инфантильности во всем западном мире. Взрослого человека от ребенка отличает развитая этика. Человека от животного, в принципе, отличает понимание причинно-следственных связей. Современное общество — общество вечных лишенных этики детей. Капризных, жадных, склочных и завистливых. Только на этом и работает маркетинг и реклама. Только поэтому и продаются новые сотовые и новые машины. Сотни видов косметики и колбасы. Дети — жадные. Детям хочется всех возможных игрушек. Обществу потребления нужны именно вечные дети. Лишенные чувства меры. Не способные к «насыщению».

Мудрый Будда еще сказал - что сансара - Океан Желаний. Сансару сравнивают с соленой водой и сколько не пить ее - НИКОГДА жажду не утолить.

Вот она - пропасть во ржи
Под босыми ногами ножи
Как достало жить не по лжи
Я не могу больше пить


Любой ребенок, изначально — гиперэгоист. И именно это мы и наблюдаем вокруг. Думать только о себе, только для себя — вот лозунг современного западного общества.

И в итоге, счастливый владелец тысяч охрененно нужных ему вещей, умеющий подчеркнуть свое безусловное превосходство над другими обладанием новинок наиболее модных и дорогих марок... неудовлетворен и несчастен. Потому что общество потребления существует вовсе не за тем, чтоб человека осчастливить. Ему важно - стимулировать рост потребления любым способом, а формирование прямой зависимости между обладанием определенной вещью и степенью удовлетворенностью собой - это как раз такой способ. Счастье от покупки вожделенного товара длится мгновение - но человек подсаживается на него, как на героин.

Итак, что же делать.

Осознать, что все эти ловушки созданы лишь за тем, чтобы порождать в нас очередные желания.
Осознать - четко, что покупка нового айфона - это не потребность, а именно желание. Потребность - кислород - дышать - вода - пить, еда - немного и крыша над головой ради тепла. Все остальное - не потребности, а желания.
Осознать, какую пустоту душт мы пытаемся заполнить, покупая то или иное.
Осознать, что никогда таким образом никто не становился счастливым.
Осознать, что вас используют капиталисты ради своей наживы.

Маслоу установил, что развитие быдла сопровождается увеличением числа и силы потребностей. К низу так называемой пирамиды «попить-пожрать-поебаться» сверху добавляется «погонять в квак», потом «потрепаться о Вечном у костра», потом «полюбоваться цветущим садом», потом «послушать оперу» и т. п. Так вот, потреблядство — это деградация, бегло загримированная под развитие.

Идеология сверхпотребления более опасна для человечества, чем идеология гитлеровского тоталитаризма

Альберт Гор

Наиболее социально активным небыдлом зло потреблядства было давно опознано и в противовес консьюмеризму появился энофизм (англ. enoughism), который призывает людей потреблять исключительно в необходимых для скромного, но комфортного проживания объёмах.
Так называемое осознанное потребление.

**Мотивы потреблядства изложены у Пелевина в «Поколении П» и «Ампир V».
Общество сверхпотребления описывается в расово-антиутопическом романе «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
Зарождение рассадников потреблядства в виде гигантских универсальных магазинов подробнейшим образом и с леденящими душу подробностями описал Эмиль Золя в романе «Дамское счастье» (1883 год, на минуточку). Ну и конечно, «Бойцовский клуб» — там герой от этого тронулся и устроил rеволюцию.
Tags: Generation «П», гламур и дискурс, психология, сансара, сознание, шлем ужаса
Subscribe

  • Дао Потапа. Баттл

    Пзволю себе процитировать первую реакцию Потапа Пустоты на "Лампу Мафусаила". по другому и быть не могло)))) понравилось))) пока не знаю…

  • КОНКУРС

    Астидора предложила дать краткое в одну строчку определение , что такое ХУССПа из романа "Лампа Мафусаила»…

  • Масоны и чекисты как штампы в сознании

    Рассуждения Романа Богословского на основе новой книги Виктора Пелевина "Лампа Мафусаила". Я перестал следить за творчеством Пелевина с тех пор, как…

  • Рецензия на Рецензию

    Оригинал взят у definitely_kny в Рецензия на Рецензию Оригинал взят у definitely_kny в Рецензия на Рецензию Литератор Б.…

  • Дмитрий Быков о Лампе

    Творческий тандем Виноградова и Дубосарского задумал однажды блестящий социологический эксперимент: писать картину на заказ, выясняя путем опроса…

  • Еще одна "умная" рецензия

    Автор Н. Кочеткова, которой в давности посчастливилось брать интервью у В. Пелевина. У Виктора Пелевина получилось. Его стараниями у читающей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Дао Потапа. Баттл

    Пзволю себе процитировать первую реакцию Потапа Пустоты на "Лампу Мафусаила". по другому и быть не могло)))) понравилось))) пока не знаю…

  • КОНКУРС

    Астидора предложила дать краткое в одну строчку определение , что такое ХУССПа из романа "Лампа Мафусаила»…

  • Масоны и чекисты как штампы в сознании

    Рассуждения Романа Богословского на основе новой книги Виктора Пелевина "Лампа Мафусаила". Я перестал следить за творчеством Пелевина с тех пор, как…

  • Рецензия на Рецензию

    Оригинал взят у definitely_kny в Рецензия на Рецензию Оригинал взят у definitely_kny в Рецензия на Рецензию Литератор Б.…

  • Дмитрий Быков о Лампе

    Творческий тандем Виноградова и Дубосарского задумал однажды блестящий социологический эксперимент: писать картину на заказ, выясняя путем опроса…

  • Еще одна "умная" рецензия

    Автор Н. Кочеткова, которой в давности посчастливилось брать интервью у В. Пелевина. У Виктора Пелевина получилось. Его стараниями у читающей…